АВТОР И ДАТА
Книга названа по имени её автора, Аггея. Это имя происходит от еврейского слова «пир» (хаг). Оно означает что-то вроде «праздник» или «радостный» и говорит о том, что он мог родиться в праздничный день. Текст больше не приводит о нём никакой информации, кроме того, что он назван «пророком»; о нём также говорится, что он «посланный Господом Богом» (1:12) и «вестник Господень» (1:13). Его определение как «Аггея пророка» (1:1) и отсутствие других описательных терминов (например имени его отца) может указывать на то, «что он был хорошо известен в небольшой иудейской общине».
Аггей — один из двух пророков, которые упоминаются в книге Ездры как побуждавшие иудеев к восстановлению храма после их возвращения из вавилонского плена (Езд. 5:1; 6:14). Поскольку при упоминании Аггея вместе с Захарией имя Аггея всегда называется первым, часто думают, что Аггей был старше Захарии. То, что в Септуагинте (и в других древних версиях) отдельные псалмы приписывают Аггею и Захарии, это наводит некоторых на мысль, что он был священником. (Это псалмы 137; 145–149).
В книге Аггея четыре пророчества. Все они датированы самим пророком и провозглашены между «первым днём [шестого] месяца» (1:1) и «двадцать четвертым днём девятого месяца» (2:10, 20) 520 г. до н.э.
СТИЛЬ
В отличие от большинства книг других пророков, книга Аггея написана языком прозы, а не поэзии. Тем не менее, проза пророка имеет некоторые особенности еврейской поэзии. Аггей говорит чётко, прямо и кратко. Имея всего тридцать восемь стихов в двух главах, книга Аггея — вторая по краткости книга раздела Малые пророки и всего Ветхого Завета. (Самая короткая — книга Авдия, имеющая только одну главу и двадцать один стих). Гомер Хейли называет ещё одну особенность стиля Аггея: он часто ссылается на Господа как на источник своей вести. Фразы «говорит Господь», «говорит Господь Саваоф» и им подобные пророк употребляет «двадцать шесть раз в четырёх коротких обращениях тридцати восьми стихов».
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
За грехи Иудеи Бог использовал Вавилон для наказания Своего народа. Вавилон завоевал Иудею, разрушил Иерусалим и храм и около 586 г. до н.э. увёл иудеев в плен. Политика депортации практиковалась как ассирийцами, так и вавилонянами — очевидно, чтобы свести к минимуму риск успешного восстания завоёванных народов.
Пророки предсказывали, что через семьдесят лет иудеям будет позволено вернуться в свою землю. В соответствии с этим обещанием, персидский царь Кир Великий позволил иудеям возвратиться в Палестину. После мидо-персидского завоевания Вавилонской империи в 539 г. до н.э. Кир — в соответствии со своей общей практикой по отношению к завоёванным народам и во исполнение пророчества в Ис. 44:28 — издал в 538 г. до н.э. указ, позволявший завоёванным народам возвратиться на свою родину (см. 2 Пар. 36:22, 23; Езд. 1:1–4).
Возвращение иудеев в свою землю также исполнило пророчество Иеремии, что в вавилонском плену они пробудут «семьдесят лет» (Иер. 25:11, 12; 29:10). Однако первые иудеи возвратились из Вавилона всего через пятьдесят лет, считая от времени разрушения Иерусалима (586 г. до н.э.). Это очевидное несоответствие можно разрешить следующим образом: (1) считая годы от того времени, когда Навуходоносор в первый раз увёл пленных (605 г. до н.э.), до первого возвращения (около 538 г. — или 536 г. до н.э., даты, часто используемой с той целью, чтобы сделать исполнение предсказания о «семидесяти годах» более точным); (2) считая годы от времени, когда был разрушен храм (586 г. до н.э.), до времени завершения его восстановления (516 г. до н.э.); или (3) считая «семьдесят лет» в книге Иеремии символическим числом, указывающим на полный, или завершённый, период времени.
Около 538 г. до н.э. 42 360 иудеев во главе с Шешбацаром вернулись в Иерусалим (Езд. 1:1–5, 8, 11; 2:1, 64; 5:14, 16). Вождём вернувшихся изгнанников также назван Зоровавель (Езд. 2:2; 3:2, 8; 4:2, 3; 5:2; Неем. 7:7; 12:1, 47). Связь между этими двумя людьми неясна. Одно возможное объяснение — что это два имени одного и того же человека; возможно, «Шешбацар» было имя, под которым Зоровавель был известен в Персии. Трудность с такой интерпретацией состоит в том, что оба имени имеют вавилонское происхождение. Хотя в период изгнания и после него людям нередко давалось два имени: еврейское и вавилонское (Дан. 1:7), было бы странно иметь два вавилонских имени. Другое возможное объяснение — что это были два человека, исполнявшие обязанности руководителей. Если это так, тогда Шешбацар был, вероятно, первым правителем Иудеи (Езд. 1:8; 5:14, 16), а Зоровавель — вторым (1:1, 14; 2:2, 21).
Одной из первостепенных задач по возвращении Иудеи было восстановление храма. Основание храма закладывали со слезами и радостными возгласами (Езд. 3:10–13). Когда в жившем на той земле народе возникло противодействие, восстановление храма на время остановилось (Езд. 4:24).
В 530 г. до н. э. Кира сменил на престоле его сын Камбиз, а через несколько месяцев после смерти Камбиза в 522 г. правителем Персидской империи стал Дарий I. (Дарий I был «узурпатором Дарием I Гистаспом [522–486 гг. до н.э.] — не путать с “Дарием Мидянином” из книги пророка Даниила»). В 520 г. до н.э. по настоянию пророков Аггея и Захарии снова началось восстановление храма (Езд. 5:1, 2). Окончательно строительство было завершено, в большой степени благодаря усилиям этих двух пророков, в 516 г. до н.э. (Езд. 6:14, 15). Аггей и Захария, таким образом, отличаются от большинства других пророков (например Иеремии) тем, что они увидели результаты своих трудов; они довели до конца то, для чего были посланы!
Даты в книгах Аггея и Захарии привязывают работу этих двух пророков к той эпохе, в которую они жили. В Езд. 4:24 сказано, что работы на храме остановилась «до второго года царствования Дария», когда Аггей и Захария начали свою пророческую деятельность.
ВЕСТЬ
В книге Аггея всего одна весть: «Стройте храм!» В книге нет осуждения социальной несправедливости, безнравственности или идолопоклонства. Всё, что говорит Аггей, связано с единственной целью — побудить иудеев завершить строительство храма. Роберт Олден заявляет: «Всё остальное в этом коротком пророчестве завязано на этом единственном императиве — построить дом Божий [см. 1:8]». Робинсон вторит ему: «Главнейшей миссией [Аггея] было поднять иудеев Иерусалима на восстановление храма Соломона, разрушенного Навуходоносором в 586 г. до н.э.».
Книга содержит четыре датированные вести, которые передавались на протяжении почти четырёх месяцев:
1:1 — названа дата «второй год царя Дария», «шестой месяц», «первый день месяца» (29 августа 520 г. до н.э.);
2:1 — названа дата «седьмой месяц, в двадцать первый день месяца» второго года Дария (17 октября 520 г. до н.э.);
2:10 — названа дата «двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария» (18 декабря 520 г. до н.э.);
2:20 — назван тот же день, в какой была провозглашена третья весть.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Так как Аггей в своих пророчествах не осуждал социальную несправедливость и не провозглашал необходимость праведности и милости, некоторые могут подумать, что он был неполноценным пророком — недостойным сравнения, например, с Амосом и Михеем. Однако на эту книгу не следует опираться в попытке минимизировать заботу пророка (и Бога) о справедливости и праведности. Аггей (вдохновлённый Богом) просто высвечивал главную проблему, стоявшую перед иудеями в то время, точно так же как другие пророки боролись с проблемами, с которыми иудеи сталкивались в другое время.
Не следует недооценивать важность работы Аггея. Храм был видимым символом Божьего присутствия. Бог был со Своим народом, но в особом смысле Он обитал в Своём храме. Собственно, храм был символом завета между Богом и Его народом, Израилем. Поэтому, когда в 586 г. до н.э. войска Навуходоносора разрушили Иерусалим и храм и когда исчез ковчег завета (см. Иер. 3:16), это был явный знак, что Бог оставил Свой народ за неверность завету. Восстановление храма символизировало повторное установление, или продолжение, заветных отношений, а также заверение, что Бог по-прежнему со Своим народом.
Кроме того, храм был символом Бога — как для иудеев, так и для язычников. Пока храм лежал в руинах, бесчестилось Божье имя. Как следствие, было крайне важно заново отстроить храм. Поэтому весть Аггея была и духовной и важной. За миссией Аггея стоял Сам Бог; Он требовал, чтобы храм был отстроен, чтобы Он мог «благоволить к нему и прославиться» (1:8).
ПЛАН
К книге можно составить план согласно её четырём пророчествам.
1. Первое пророчество (1:1–15): «Причина вашей нынешней беды в том, что свои дела вы ставите выше Божьего дела (строительства Его дома)».
2. Второе пророчество (2:1–9): «Не позволяйте своему неудачному началу приводить вас в уныние и мешать работе по строительству храма».
3. Третье пророчество (2:10–19): «Ваша работа в прошлом была малорезультативной, но с этого времени она будет благословлена».
4. Четвёртое пророчество (2:20–23): «Утешайтесь тем, что Бог истребит народы, которые являются вашими врагами, и что у вас есть руководитель, избранный Богом».
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД