Найти тему
Ada Knight

"Блейз" Стивена Кинга, обзор книги. Одинокий великан с дырой в голове и похищение младенца. Добро или зло?

Оглавление
Обложка книги "Блейз" Стивена Кинга
Обложка книги "Блейз" Стивена Кинга
"Это был грязный мир, и чем дольше ты в нем жил, тем грязнее становился."
"Человек стареет, и никуда тут не денешься. Ты об этом еще не знаешь, но у тебя все впереди. Человек стареет, и прожитая жизнь начинает казаться ему сном, который он увидел, прикорнув после обеда.”

Приветствую вас, дорогие читатели!

Вчерашним утром я дочитала книгу раннего Стивена Кинга под названием "Блейз", заняло это у меня примерно полдня, так как произведение очень уж захватывающее. Сегодня я расскажу вам об одном слабоумном похитителе, чья история зацепила меня за сердце и поглотила полностью на несколько часов.

Блейз - это история не только о похищении ребенка, но и о разрушенных жизнях, несправедливости, выживании и любви, дающей надежду на свет и дом.

Давайте же приступим😉

История создания

В предисловии к роману Стивен Кинг сказал⬇️

"Это сундучный роман. Понимаете? Я хочу, чтобы вы знали об этом, пока чек еще при вас, и вы не капнули на книгу соусом или мороженым, после чего вернуть ее в магазин будет очень сложно, а то и вовсе не получится. Это исправленное и дополненное издание, но что с того? Автором указан Бахман, потому что "Блейз" - последний из романов 1966-1973 гг., периода наивысшей продуктивности сего господина.
В эти годы я как бы раздваивался. С одной стороны, был Стивеном Кингом, который писал (и продавал) рассказы-ужастики для таких малотиражных мужских журналов, как "Кавальер" и "Адам", а с другой - Ричардом Бахманом, писавшим романы, которые никто не хотел покупать.
Как всегда, Постоянный читатель, я желаю вам всего наилучшего, благодарю за то, что читаете эту историю, и надеюсь, что она вам понравится. Не стану говорить, мол, надеюсь, что вы всплакнете, но…
Нет. Все-таки скажу. Если ваши глаза и затуманятся, пусть это будут не слезы от смеха."

"Блейз" стал последней работой, опубликованной под именем Ричарда Бахмана. Сначала Кингу нравилась получившаяся история, которую он закончил в 1973 году, но после полного прочтения симпатия исчезла, так что писатель даже не показал издателям текст. Книга ушла в стол на несколько десятилетий, пока в 2007 году не вышла отредактированная версия, которую мы и можем лицезреть сейчас.

Кстати, я не любитель предисловий и каюсь, обычно я их безбожно пропускаю, так как интереса они для меня почти не представляют, ведь хочется поскорее приступить к истории. Но со Стивеном Кингом все всегда обстояло иначе!

В предисловиях к романам Короля Ужасов всегда чувствуется его присутствие настолько явно, что кажется, будто он обращается именно к вам, сидит напротив и будничным тоном рассказывает о тех или иных важных моментах. Поэтому я читаю книги Кинга от корки до корки, ведь все ощущается живым и очень личным.

Затем с читателями начинает говорить незнакомец - герой книги, которого еще предстоит узнать.

Сюжет

"Это проклятие - быть тупицей. Тебя всегда изумляет горе, потому что ты никогда не помнишь важного. В памяти остается только что-то тупое."

"Глупость - это тюрьма, выйти из которой невозможно. Каким бы хорошим ни было твое поведение, тебе придется отбывать там пожизненный срок."

История повествует о жизни слабоумного 35-летнего Клейтона Блейсделла-младшего, которого называли просто "Блейз". Герой не всегда был тронут умом, в детстве он был читающим мальчиком с большим будущим. Просто однажды отец-алкоголик спустил его с лестницы три раза подряд. Последнее падение оставило огромную вмятину во лбу Блейза и лишило его большей части интеллектуальных навыков.

"Отец спустился вниз, поднял его, отнес наверх, бросил снова. После первого падения Клай остался в сознании. После второго отключился. Отец опять спустился вниз, поднял сына, принес наверх, оглядел. Пробурчал: "Гребаный сукин сын", - снова бросил вниз.
К сожалению, с тех пор Клай уже не мог хоть о чем-то подумать дважды."

Отца посадили, а мальчика отправили в приют, где началось его знакомство с кошмарами жизни. Там он познал одиночество, безнадегу, смерть друга и очередные побои. Правда, всю жизнь Блейзу помогал его рост и габариты в целом - к юношеству он уже достиг 2 метров!

После приюта героя ожидала череда мелких преступлений, а также знакомство с Джорджем Рэкли, вторым другом в жизни взрослого мужчины. Вместе они проворачивали прибыльные дела, мозговым штурмом выступал Джордж, Блейз же был исполнителем и пугалом для другим преступников.

Выйдя с очередного срока, Джордж решил сходить на последнее дело и выйти из игры, зажив спокойно. Для этого им со здоровяком было необходимо добыть столько денег, чтобы до конца жизни не нуждаться. Джордж придумал - они должны украсть ребенка из богатой семьи, чтобы получить выкуп.

Но тут мистер Рэкли был неожиданно убит, так что теперь Блейз остался один на один со своим слабоумием и голосом убитого друга в голове. Да-да, мужчина слышал Джорджа, но иногда осознавал, что это лишь его сознание говорит с ним.

Мне запомнился душещипательный момент: Блейз постоянно забывал, что Джордж мертв, так что он продолжал делать утренний кофе на двоих, а затем снова вспоминал, что друга больше нет. Так повторялось постоянно. Представьте, как это тяжело!

"Когда кофе сварился, он вскочил и налил две чашки. В одну добавил сливок и завопил:

- Джордж? Вот твой кофе, дружище! Не дай ему остыть!

Нет ответа.

Он посмотрел на белый кофе. Сам он не пил кофе с чем бы то ни было, и что с ним теперь делать? Что с ним теперь делать? Что-то поднялось к горлу, и он чуть не швырнул гребаный белый кофе через комнату, но сдержался."

Под чутким руководством похороненного Джорджа Блейз решился украсть малыша у состоятельной пары. Герой влез в дом и утащил маленького Джо в холодную зимнюю ночь.

"Вернулся к двери, вернулся в коридор, осознавая, что он не просто уходит из комнаты младенца, из детской. Он пересек черту. И уже не мог заявить, что он - обычный грабитель. Совершенное преступление спало у него на руках."
"Блейз не сомневался, что смотрит на Джозефа Джерарда-третьего и его жену. Таращился на них, а они этого не знали. Заглянул в их мир."
"В этой короткой части коридора он увидел только одну дверь. Открыл ее и попал в детскую. Долго стоял, не в силах поверить, что сумел проделать такой длинный путь. Получалось, что совсем это и не мечта, которой не суждено сбыться. Он мог реализовать задуманное. От одной этой мысли возникло желание бежать отсюда со всех ног."

Что же будет делать слабоумный двухметровый человек с крохотной жизнью в руках? Читайте, чтобы узнать дальше, ведь история только начинается!

P.S. Я крайне редко читаю аннотации к книгам, так как обычно нахожу нужное чтиво немного другими способами (например, книжные отсылки авторов и героев к другим писателям), но после завершения путешествия с Блейзом я из интереса пробежалась глазами по этим несчастным строчкам, после чего неистово захотела написать в издательство с просьбой отредактировать этот ужас🙃

Аннотация совершенно не соответствует содержанию, а лишь искажает его и вводит в заблуждение будущих читателей. Решила предупредить вас, чтобы вы не обращали внимания на эту ошибку!

Несправедливость и сочувствие

"Когда похороны закончились, другие парни старались не трогать Блейза. Никто не спросил его о перевернутой кровати, но Той совершил странный поступок: взял руку Блейза и поцеловал. Странный поступок, не поспоришь. Блейз думал об этом много лет. Не постоянно, но время от времени."

На протяжении всей книги меня не покидало чувство горечи и утраты. Блейз потерял всех близких людей и остался один в мире, который редко принимает таких, как он. Очень сильное сочувствие вызывало его желание обрести дом и родного человека, ведь это одни из самых важных вещей, основа жизни.

Очень трогательно по всей книге пролетали птицы и свобода. Блейз смотрел на небо, огибающих его пернатых созданий и чувствовал покой, но и грусть тоже наполняла его нутро.

"Иногда по весне он смотрел в небо и видел птицу. Бывало, этого хватало для счастья, но чаще он замечал, как что-то внутри него становится маленьким и может вот-вот разбиться."

В такие моменты герой словно утрачивал свои размеры, возвращая взор к душевным габаритам. Душа у него была искалечена несправедливостью, но жестокости в нем не было.

Привязанность, дружба и надежда

"У него появилось много друзей - хотя все знали, что он из сиротского приюта, - потому что он ни над кем не издевался, никого не задирал. И никогда не дулся. На игровой площадке Блейз был всеобщим любимцем. Иной раз таскал на своих плечах сразу троих первоклассников. Он никогда не пользовался преимуществом в росте и силе. Случалось, в игре его пытались повалить одновременно пять, шесть, семь игроков, он качался из стороны в сторону, обычно улыбаясь, подняв к небу изувеченное лицо..."
"Когда из раздевалки появилась Марджи, глаза ее блестели от слез, еще больше их было на щеках, но она не рыдала. Блейз ею гордился. Когда она проходила мимо его парты, направляясь к двери (семиклассники занимались в другой комнате), он ей улыбнулся. А она - ему. Блейз сложил эту улыбку, спрятал и хранил много лет."

Удивительно, насколько близкими могут стать люди, не обмениваясь при этом напрямую своими переживаниями и страхами. Или это и есть мужская дружба?

У Блейза было два друга и одна фигура важного взрослого. Мужчины давали этому ребенку в обличье огромного взрослого надежду и человеческое тепло, так необходимое для всего живого. Герои закрывали пустоту, но при этом не заменяли друг другом потерянное, а лишь взращивали новое на месте умершего старого.

Добро или Зло?

"Жизнь Джо оставалась закрытой. Напоминала удивительную, захватывающую книгу, написанную невидимыми чернилами. Блейз осознал, что деньги его больше не волнуют, совершенно они ему не нужны. Ему хотелось другого: увидеть, как слова будут появляться на этих страницах. Вместе с картинками."
"Кожа у младенца была чистенькая, без единого прыщика. На голове уже отросли длинные светлые волосы. Но больше всего поразили Блейза глаза. Он подумал, что глаза эти странные, мудрые.
А цветом они напоминали выцветшую синеву неба над пустыней в фильмах-вестернах."

Вроде бы книга о похищенном ребенке и большом преступнике, о чем может быть речь? Но я не увидела зла в главном герое, лишь детское непонимание каких-то нормальных логических цепочек и общества.

Блейз не причинил ребенку боли, он хотел позаботиться о нем, рядом с Джо герой нашел и свою лучшую часть. Мужчина был озабочен не столько выкупом, сколько картинкой славного будущего без холода, побоев и насмешек.

Конечно, слабоумие не оправдывает преступления, но Кинг мастерски показал другую сторону произошедшего, ведь иногда все выглядит не так, как на первый взгляд. Жизнь глубже, чем мы ее видим.

Реальность происходящего

Стивен Кинг невероятно ярко, живо и даже пугающе показал реальность. Иногда книги его авторства кажутся куда реальнее, чем жизнь. Писатель пробрался в голову человека с низким уровнем развития и изобразил все глазами Блейза. Чувства, мысли, выводы о ситуациях и принятые решения переносят обычного читателя в далекий, но и безумно близкий мир.

Я чувствовала страх героя за ребенка, снег, летевший ему в лицо, я ощущала недоумение от того, что над моей шуткой не смеются и тоже боялась ужасного директора детского интерната.

Кинг редко приукрашает свои произведения, счастливых в привычном нам виде концов у него тоже не так много, вместо этого он бережно сталкивает читателей с жизнью в самых разных ее проявлениях.

Путь домой

"Все молчали. Глядя на дорогу, бегущую под лучами фар, Блейз подумал: "Я куда-то иду". Потом подумал: "Я куда-то пришел". Первая мысль наполнила его счастьем. От второй счастье захлестнуло его с головой, даже захотелось плакать."
"Блейз задрожал, но не от холода. Он чувствовал, что вернулся домой. Чтобы остаться."

У Короля Ужасов есть одна тема, проходящая через большую часть его произведений - это путь домой/обретение дома.

Например, в "11.22.63" главный герой нашел и потерял свой дом в прошлом, в "Доктор Сон" Дэнни не находил себе места, пока не выполнил свою миссию и так далее, примеров множество!

Блейз всю жизнь искал место, которое станет ему домом, местом безопасности и любви, он был в поиске людей, что смогут этот дом наполнить. Тема пути и тем более пути к себе сильна, она заложена и ждет реализации в каждом человеке.

Как сказал мой папа, это травма Стивена Кинга🙂

Поделитесь в комментариях своими впечатлениями о статье и книге. Вы читали/хотите прочитать "Блейз"? Какие у вас мысли от обзора?

Спасибо каждому за внимание и время. Подписывайтесь на канал, чтобы каждый день узнавать новое!

Читайте также:

"11/22/63" Стивена Кинга, молочные коктейли, убийство Кеннеди и советские шпионы

ТОП-10 моих любимых рассказов Стивена Кинга

Лучшие экранизации по Стивену Кингу, часть 1

Сериалы по Стивену Кингу, заслуживающие внимание, часть 2