Найти тему
ГУАП | SUAI

После этого запомнил, что по средам парковаться на Гастелло нельзя

Оглавление

В преддверии «Дня российской науки» мы бы хотели поговорить о тех, кто ежедневно прославляет научные школы ГУАП. Наши молодые и талантливые умы, ученые, которые начинают свой путь в науке. Перед ними открыты все дороги, и они выбирают самый славный путь – открытия, знания, изобретения, популяризация высшей школы Санкт-Петербурга. Сегодня своей историей поделится Александр Рысин, старший преподаватель кафедры электромеханики и робототехники ГУАП, заведующий лаборатории робототехники Инженерной школы университета.

*текст написан от первого лица*

В 2023 году я окончил аспирантуру по направлению 2.5.4 «Роботы, мехатроника и робототехнические системы». Сейчас уже оформляю диссертацию и готовлюсь к защите.

Спросите что привело меня в аспирантуру? Все началось в 2015 году, когда я перешел на 3 курс бакалавриата. Начались профильные дисциплины, и я наконец-то понял, чем буду заниматься, когда закончу Университет. Одну из дисциплин вел Сергей Валентинович Солёный, который увидел во мне и моих однокурсниках потенциал. Так, Сергей Валентинович предложил заняться проектной деятельностью. Мы с однокурсниками участвовали в хакатонах и соревнованиях и занимали призовые места. Изначально я думал уйти инженером-проектировщиком на предприятие, но в магистратуре Сергей Валентинович предложил пойти в аспирантуру. Я оценил ответственность, меня предупредили, что писать диссертацию существенно сложнее магистерской, но все же принял решение пройти этот путь. В результате я осознал, что научная деятельность тесно связана с прикладной, которой я и хотел заниматься.

Сейчас я точно понимаю, что студентам важно попробовать пройти аспирантуру, так как на это этапе уже не будут учить теории, неинтересным и устаревшим технологиям.

Вас научат системно мыслить, критически оценивать информацию, логично и последовательно решать поставленные задачи, даже такие сложные как разработка новых технологий и свершение новых открытий.

-2

Эти навыки безумно упрощают решение обычных бытовых задач, которые возникают в жизни любого человека. По сути, вы станете смотреть на ситуации от третьего лица.

Учитывая, что мои хобби – робототехника, 3D-печать и 3D-моделирование, то это все прекрасно синтезировалось с академической и научной сферой. Отмечу, что даже если интересы могут быть не связаны с вузом, времени будет хватать на все. Успеете и наукой заняться, и прогуляться по теплому Петербургу.

Если вы действительно любите то, что делаете – время всегда найдется.

-3

Еще знаете что интересно – когда-то я был задействован в конкурсах по робототехнике, интернету вещей, 3D-моделированию и энергетике в качестве участника. Сегодня уже выступаю в роли эксперта и являюсь членом состава комиссии. Мне нравится участвовать в конференциях, практикую это каждый год.

Конференция – возможность обмена идеями между учеными, без разделения по возрасту, званию, степени и опыту. Также это отличная тренировка для публичных выступлений и представление собственных разработок для людей, которые могут детально разбираться в тематике исследования или наоборот не иметь о ней представления.

-4

Что касается работы со студентами, то в целом это не вызывает сложностей. Большинство ребят сами проявляют рвение к учебе и научной внеурочной деятельности. Если разговаривать с ними на равных, слушать обратную связь и стараться преподнести материал интересно и с использованием современных технологий – никакого барьера между студентом и преподавателем не возникает. Во время учебного процесса стараюсь преподавать материал небольшими порциями, объясняя на простых примерах из повседневности. Как только студенты начинают понимать основы, учатся применять их в лабораторных и курсовых работах – можно усложнять материал подробностями, мелочами и нюансами. Очень люблю задавать вопросы, связанные с прикладным применением знаний, которые не имеют одного конкретного решения. Здесь GPT-чат вряд ли сможет дать обоснованный ответ.

Поделюсь с вами и дальнейшими планами. После защиты диссертации планирую получать ученое звание доцента, далее начну искать перспективные направления для докторской диссертации.

Останавливаться в научно-исследовательской деятельности не собираюсь! В этом мире еще очень много сфер и тематик, которые ждут новых открытий, методик, приборов и решений.

-5

Но не нужно думать, что люди науки суровые и несопереживающие. Вовсе нет. Вот помню случай: во время сдачи экзамена по иностранному языку для кандидатского минимума у меня начали эвакуировать автомобиль. Я запаниковал, объяснил все преподавателю. Он вошел в положение и без сомнений отпустил отвоевывать машину. А потом я как вернулся и как сдал экзамен на 5. После этого, конечно, запомнил, что по средам парковаться на улице Гастелло нельзя.

Напоследок хочу дать несколько советов для тех, кто хочет заниматься наукой, только начинает свой путь:

  1. Сначала стоит определиться с направлением исследований и обязательно поговорить с преподавателями, которые работают в интересующей вас области.
  2. Если вы не можете сразу определиться со сферой деятельности – поговорите со всеми кафедрами вуза, походите по научно-техническим выставкам и конференциям.
  3. После этого стоит провести беседу с научным руководителем, найти общие темы, чтобы ему тоже хотелось заниматься с вами.
  4. Дальше выстраивается план исследования, который может корректироваться каждый семестр, но в итоге вы получите структурированный материал, который можно использовать в открытом мире для решения существующих задач.

Беседовала Арина Галяува, пресс-служба ГУАП.