То, что происходит на российском авторынке не соответствует логике и здравому смыслу, и в большей степени касается это действий отечественного производителя АвтоВаза. Наш автогигант, имея неиссякаемые инвестиции от государства, решил, что может навести свой порядок.
Тем временем назвать Ладу народным брендом уже и язык не поворачивается. Да, было время, когда Гранта стоила 230-260 тысяч рублей, а упакованная Приора, которая стала хитом, продавалась за 335 тысяч.
Но с тех времен российский автопром без остановки катится вниз. Дожив до 2024 года мы имеем не самую радужную ситуацию: АвтоВаз хвастается тем, что имеет в своем арсенале народную Гранту по цене от 700 тысяч рублей. Но если посмотреть на этот народный автомобиль, то становится стыдно.
Хочется задать вопрос всем топ-менеджерам АвтоВаза, которые не покладая рук осваивают очередной бюджет: вы чем занимались последние 30 лет? Почему за этот срок не смогли создать для людей хотя бы один достойный автомобиль по разумной цене?
Да, сделали Весту NG, которая в принципе даже выглядит неплохо, но какой ценой? Топ версия уже стоит больше 2 млн. Причем все эти завышенные цены пытаются оправдать кризисом и рухнувшим рублем, мол в наших машинах есть иностранные комплектующие.
А кто мешал наладить производство этих комплектующих у себя? Под носом иномарки собирали на заводах, скопировать нужные технологии ума не хватило?
Сейчас ситуация у АвтоВаза становится чуть ли не патовой. Видимо, пришло время платить за свое бездействие и длительную деградацию. Как многие помнят, ещё в сентябре 2023 года США ввели санкции против АвтоВаза и компаний третьих стран, которые поставляли нам некоторые комплектующие.
В последствии из-за случившегося дефицита запчастей пришлось поставить на конвейер упрощенную Гранту без подушек безопасности, АБС и ряда других функций.
Сейчас Весту настигла та же участь, на конвейер поставили версию без подушек безопасности, парктроников, обогрева сидений, аудиоподготовки, центрального подлокотника и ряда других функций. Единственное, оставили АБС и кондиционер.
На салон печально смотреть, руль без кнопок, а центральную консоль можно использовать как вещевой ящик. Внешне автомобиль не лучше, на колесах штамповки без колпаков, боковые зеркала и ручки дверей не окрашены в цвет кузова. Это то, к чему мы пришли за 30 лет.
Самое удивительное - это цена упрощенной Весты. Производитель просит 1 млн 459 тысяч рублей. Не много ли? Причем базовую Весту с 8-клапанным мотором, которая на сайте Лада стоит 1 млн 249 тысяч, на данный момент не выпускают. Есть дефицит комплектующих, но каких именно неизвестно.
То есть самая дешевая Веста сейчас стоит почти 1,5 млн. Все недостающие функции конечно же обещают вернуть в течение года, но факт остается фактом, проблемы есть и даже Китай не помогает решить их оперативно. А ведь с момента начала кризиса прошло уже 2 года.
Само собой люди все чаще начинают задумываться, а стоит ли покупать новую Весту? Ведь ценник уже вплотную приблизился к ценам китайских конкурентов. Продажи по сути держатся только за счет государственных субсидий и скидки в 20%. Но и дилеры китайских машин тоже балуют покупателей различными выгодными предложениями. Например, Chery и Changan частенько запускают акции и снижают цену на несколько сотен тысяч рублей.
И если АвтоВаз не прекратит убивать сам себя постоянным ростом цен, то народ просто откажется покупать Лады и будет вынужден покупать китайские автомобили. Либо будут покупать только упрощенные Гранты и Весты в начальных версиях, потому что Весту за 2 млн ни один здоровый человек покупать не будет.
Хоть панорамную крышу туда воткните или планшет на всю переднюю панель, не поможет. Не нужны людям понты, а нужен практичный, безопасный и комфортный автомобиль по адекватной цене.
Ладно бы если этот рост цен был обусловлен постоянным совершенствованием модельного ряда, но кроме рестайлинга машины долгое время ничего не получают. Нет новых моторов, нет собственной автоматической коробки передач.
И все это очень удобно оправдывать тем, что дешевле и лучше на рынке все равно ничего нет. Мол, что вы жалуетесь, Лады самые дешевые на рынке, и запчасти с обслуживанием у них самые дешевые.
Да, это так, но по соотношению среднего дохода населения и цены на ту же Весту, получается печальная картина. Купить машину можно только в кредит на длительный срок и с большой переплатой. Кстати, рост займов в России бьет все рекорды, люди залезают в долги по всем фронтам. Потому что жизнь очень сильно подорожала, а доходы остались позади. Машины продают по цене квартир, а квартиры вместе с переплатой за ипотеку по цене самолета.
Такая ситуация с ценами привела к тому, что на складах дилеров Лада начали скапливаться запасы новых машин, которые не получается реализовать. Глава ассоциации РОАД (российские автомобильные дилеры) отмечает, что люди все чаще выбирают китайский автомобиль вместо Лады, разница в 200 тысяч рублей не останавливает покупателя, от покупки более комфортного и современного китайского автомобиля. Причем китайские автомобили не идеальны, но по крайней мере они постоянно развиваются и улучшают свои автомобили по сравнению с АвтоВазом.
Отечественный автогигант видя такую ситуацию начинает реагировать. Вот на днях стало известно, что Весту во всех комплектациях теперь можно купить со скидкой 200 тысяч рублей. Такая акция действует весь февраль. Единственное условие - оформить кредит и программу трейд-ин.
Захватывающие приключения владельцев новых Веста NG
Также давайте затронем тему имеющихся проблем на новой Весте NG. Как известно после рестайлинга автомобиль получил большое число китайских узлов и компонентов. Чаще всего жалуются на глюки работы электронного блока управления автомобилем и/или приборной панели.
Может дергаться стрелка спидометра, произвольно загорается индикатор сервисного обслуживания, пропадает индикатор заряда аккумулятора на цифровой панели приборов, самопроизвольно включается аварийная сигнализация и прочие мелкие глюки. Сами же дилеры говорят о ещё сыром программном обеспечении блока управления. Эта проблема будет устраняться обновлением прошивки.
Лично меня удивил один случай с реальным владельцем Весты NG. Автомобиль был куплен всего 2 недели назад и сразу на новом авто хозяин вместе с семьей поехал из Самары в Абхазию. В Самару человек приезжал специально, чтобы купить Весту с максимальной скидкой. Обратный путь был длительный, более 1 тысячи км и казалось бы, что машина новая и поездка проблем не принесет.
Приключения начались на трассе, на щитке приборов начал загораться индикатор неисправности электронной системы. Дальше начал загораться индикатор зарядки аккумулятора и обороты поднялись до тысячи. Владелец решил сбросить клемму аккумулятора и это действительно помогло, но не надолго.
После 30 км ошибки на приборной панели начали опять вылезать. Причем владелец заметил, что если ехать не более 90 км в час, то проблемы нет, а как только разгоняешься выше 100 км\час, то ошибки вылезают.
В итоге за 400км пути человек 4 раза снимал клемму, чтобы убрать ошибки с приборной панели. В какой-то момент щиток приборов просто погас. То есть бортовой компьютер потух и аналоговые циферблаты не работали, стрелки просто застыли. Пришлось ехать на машине с нерабочей панелью приборов до ближайшего города к дилеру. Как оказалось, проблем с аккумулятором не было, просто полностью сломался щиток приборов, его надо было менять на новый.
В общем, вот такие приключения могут быть с новой Вестой NG. Надо отметить, что китайская электроника глючит и на самих китайских авто, поэтому ничего удивительного в этом нет. Я бы даже сказал, что на китайские авто жалуются ещё чаще. Все-таки Лады более простые машины.
Что можно сказать в итоге? АвтоВазу надо серьезно пересматривать свою стратегию развития, создать фундамент, чтобы в будущем ни один кризис не смог пошатнуть наш автопром. У Лады должен появится новый современный мотор с собственной автоматической коробкой передач. Ведь НАМИ смог создать свой турбо мотор 2,2л 245 л.с. и 380Нм, который хотят ставить на массовые автомобили марки AURUS. И 9-ступенчатый гидроавтомат в НАМИ тоже смогли сделать для тех же AURUS, а значит могут, когда надо.
АвтоВаз сейчас инвестирует в красивый фантик, делает ту же Весту привлекательной внешне и за счет этого поднимает цену. Но так не должно быть, не должен обычный рестайлинг поднимать цену автомобиля настолько.
АвтоВаз как бермудский треугольник в котором бесследно пропадают млрд инвестиций, а потом топ-менеджеры разводят руками и говорят, что надо срочно повышать ставку утильсбора, чтобы остановить китайцев. А китайцы молодцы, такими темпами они и Лады похоронят, если наш автопром не начнет создавать что достойное.
А что создает АвтоВаз? Вот недавно стало известно, что на бывшем заводе Nissan во всю начали выпуск новых моделей XCITE. Для тех, кто не знал, это кроссоверы Chery Tiggo 7Pro, только с логотипом нашего нового бренда. Всё это похоже на очередную авантюру. Дай бог если их реально будет кто-то покупать. Но, что-то мне подсказывает, что это Москвич 2.0 и проект ждет та же участь. Обычные люди просто не будут покупать эти машины, с непонятным логотипом.