Это громкое убийство из 2020 года. Обычная перепалка родителей в соцсетях превратилась в большую трагедию.
«Русского армяне ни за что убили! За переписку в школьном чате!» - бушует интернет с конца октября 2020 года, когда 41-летний риелтор Роман Гребенюк с пробитой головой умер в больнице.
Вот фабула волгоградской трагедии. Мамаша из родительского комитета по имени Анна передала в чате шестиклашек просьбу учительницы выполнить тест по русскому языку с 14.30 до 16.30, сообщив, что ее дочь Лилиана (имена несовершеннолетних изменены. – Ред.) «отправит всем в личку пароли». Папаша по имени Роман возразил, что многие родители на работе, дети не справятся с регистрацией. Диалог становился все горячее…
«Он ей ничего оскорбительного не написал! – пылают теперь. – «Сопли жевать» - нормальное выражение и означает «проявлять нерешительность», Роман Юрьевич был тактичный человек, а эта армянка русский плохо знает, сразу в обидки: «Ты что, бессмертный?» - она ему угрожала! Подослала к нему мужа с братом. Надо посадить подстрекательницу!»
Я зашла почитать тот самый чат и удивилась: все ровно наоборот.
Анна – из тех восторженных дам, кто к каждому сообщению ставит сердечки: «Только, уважаемые родители, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ… учитель на больничном! Она ради нас, наших детей это все делает, может и не делать ничего!!!! Спокойствие!!!!!!»
А вот «тактичный» Роман хамит вместо здрасте: «Вопрос надо решать, а не сопли жевать... Кто жует? Ты жуешь! Умнее ничего не могла придумать? Это что такое было, вообще? Я тоже многого не понимаю. Вы, Анна, напороли чудес…»
Если бы кто-то попробовал говорить так со мной, я была бы в шоке: классный чат – не анонимный форум в интернете, там каждый представляет своего ребенка перед школой, и все МАКСИМАЛЬНО вежливы...
Естественно, Анна обиделась: «Я не хочу более ни видеть, ни слышать, ни знать ВООБЩЕ ВАС!!!»
Но Роман ведет себя неадекватно. Почему?
Родственники Романа встречают журналистов широко… закрытыми дверями: сестра говорит, что у нее «нет времени» говорить о брате, а моих коллег просто блокирует. При том, что именно волгоградские СМИ дали делу огласку: опубликовали видео, как брат Анны бьет нахамившего риелтора под камерами банка, куда они приехали на разборки, трясли перепиской – и добились того, чтобы расследование взял под личный контроль глава СК Бастрыкин, а защищать потерпевших вызвался адвокат Шота Горгадзе, не вылезающий с «Пусть говорят».
А ведь поначалу люди комментировали: «За слова надо отвечать», - или: «А в чем виноват армянин? Он вступился за оскорбленную сестру».
О биографии Романа известно мало: учился в этой самой печально прославившейся на всю страну школе (и в ней учились и Анна, и ее драчливый брат), с красным дипломом окончил техникум, работал на Волгоградском мясокомбинате. Пошел в риелторы, два года назад открыл с напарницей собственную фирму. Занимался подводной охотой. Не женат и никогда не был: с девушкой, которая родила ему дочь Яну, расстался, когда ребенку не было и года. Правда долго и страстно судился, чтобы девочку оставили жить с ним. Проиграл.
Может, он по жизни был скандалистом или, как бы выразиться помягче, неравнодушным человеком?
Был.
- То, как он с этой Анной общался, это еще вежливо: я знаю, каким он мог быть, - говорит Алика Ивлиева, «бывшая» Романа.
Соцсети мужчины, по-видимому, удалены, на форумах остались только удивленные вопросы вроде: «А почему Роман во время событий в ДНР ходил в бейсболке «Украина»?», - и рассказы:
- На мясокомбинате Роман был начальником рыбного цеха, и был случай: рыбообработчица сломала ногу. Роман на руках нес ее до машины...
- Рома рос человеком, искавшим и добивавшимся правды, - на похоронах подытожила учительница Романа Елена Геннадьевна.
Ох, как хорошо я знаю таких правдолюбцев…
А что его убийца, Арсен Мелконян?
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: УБИЙЦА
Мама и жена убийцы Мелконяна – какой сюрприз! – сейчас тоже прячутся и не открывают калитку, а Анна-«из чата» с мужем Арманом, вообще, съехали. На счастье, есть соседи.
Олег Сойнов 17 лет прожил окна в окна с Мелконяном, знает его со школы, а с 2015 года находится в состоянии реальной войны с семейством:
- Пока был жив отец Арсена, все было хорошо. Я слышал, что он еще мальчишкой отбирал деньги в компьютерных салонах, угнал машину и сбил человека, отец его порол… Но между собой мы жили по-доброму: здоровались, я купил у Мелконянов недостроенный гараж. И, вдруг, однажды в 2015-м году мы проснулись от жутких криков.
Соседи прибежали и увидели, что папаша Мелконян лежит на земле с пробитой головой: якобы забрался на крышу гаража и упал с двухметровой высоты головой об кирпич.
- В официальную версию мы не поверили, - говорит Олег, - соседка-медик, дагестанка, уложила пострадавшего и кричит Арсену: «Трогать нельзя, вызывай «скорую», - а тот сгреб отца - и в машину... Разумеется, не довез. Через сорок дней подходит ко мне: «Короче, я тебе не папа, как ты жил, так дальше жить не будешь». Я обалдел: «Что я тебе сделал-то?»
- «Я предупредил».
В гараже, прилегающем к гаражу Олега и выходящем прямо на окна его дома, Арсен поставил станки, и в узком проулке начался цирк.
- Он открыл цех по кузовному ремонту: краска, мелкая фракция, слоем лежала у нас на столе на кухне, окна же не закроешь: это Волгоград, здесь бывает и 40 градусов жары. Я подходил: «Ребята, по-человечески, мы соседи, в восемь, десять вечера прекращайте работу», - а у Арсена работник-цыган жил в гараже и вкалывал круглосуточно, и меня просто посылали, а в июле даже окна побили: я опять просил не шуметь. Мы вызвали полицию, они сказали: «Ну, тут штраф 500 рублей».
По ночам дивные Мелконяны спускали на улицу канализацию: поскольку гараж Олега расположен ниже их дома, утром там было по щиколотку, гм, ну, скажем, воды; проезд перегородили кучей мусора, железа и покрышек, так, что стычки происходили не только с Олегом.
«Там дальше гаражный кооператив, у нас там бокс, муж однажды сделал замечание, чтобы битые машины с дороги убрали, его обматерили», - комментарий в соцсети.
Соседка Севда Алиева (та самая дагестанка, которая пыталась помочь умирающему отцу) призналась, что писала в Роспотребнадзор, но, перед визитом инспектора, Мелконяна предупредили, и он закрылся.
Вишенка на торте: свою мастерскую Арсен никак не регистрировал и занимался… как бы это помягче сказать… темными делами.
- Постоянно приезжали одинаковые машины: одна битая, другая небитая, - свидетельствует Олег Сойнов. – Это известная схема мошенничества: запчасти с пострадавшего в ДТП автомобиля переставляют на целый, и подают на возмещение ущерба еще раз. Потом стали гонять машины с Армении, причем одни и те же: сегодня чинят, завтра она снова приезжает битая, и так по кругу, всего семь автомобилей. Потом пандемия, поехали машины с Абхазии, и снова та же «карусель». Видимо, автоподставы…
Любопытно: в 2018 году Мелконяна судили, но вменили совсем другие эпизоды. Якобы он в своем гараже бил машины кувалдой или рисовал на них карандашом царапины – а потом ОПГ, состоящая из оценщиков и аварийных комиссаров, получала за эту липу деньги у страховой фирмы. Мелконян «испортил» свою машину, машину жены, машины своих знакомых – и так восемнадцать раз. Получил условно за чистосердечную помощь следствию... И продолжил работу!
Короче, излишне правдолюбивый Роман Гребенюк пересекся с обыкновенным уголовником, имеющим подвязки и в МВД, и в Роспотребнадзоре. Про Анну-«из чата» сказать ничего плохого не могу, а вот ее первый муж, отец той самой школьницы, однажды на глазах у всей улицы палил по дому тестя из огнестрела.
Так как же пересеклись Роман и Арсен?
КАК ВСТРЕТИЛИСЬ ДВА ОДИНОЧЕСТВА
- Рома очень любил дочку, - говорит Светлана Кондратьева, партнер Романа по бизнесу. – У мамы другая семья, два года назад она переехала, и Яна стала жить у Романа, чтобы не менять школу. Роман даже жаловался: «Просил «бывшую» купить тетрадки к 1 сентября, она 700 рублей не смогла найти… Яна ездила к ней на выходные, вернулась вся грязная, пришлось стирать», - он был педант и активно участвовал в жизни дочери, первые три года даже был главой родительского комитета.
Ребенок – свет в окне у педанта, ясно-понятно.
- Этого Арсена, - вступает «бывшая» Алика Ивлиева, - Роман знал: у Лилианы, дочери Анны Мелконян, не было отца (помните зятя, который стрелял по дому родичей? – Ред.), и девочку часто водил в сад дядя. Есть даже фото с утренника: Роман с Яной - и Арсен с племянницей.
Вы правильно услышали: девочки ходили вместе не только в школу, но и в садик, их родители вместе устраивали праздники. Кстати, обе школьницы хорошо учатся: у Яны Гребенюк пара четверок, а Лилиана Г. круглая отличница, и, кроме того, староста класса (мне кажется, тут надо похлопать маме Анне).
- Анна очень любила ходить по учителям дарить подарки, чтобы ее дочку не обижали, - объясняет Алика, которая тоже состоит в чате.
Светлана:
- Роман говорил: «Мне надоел этот беспредел, постоянные денежные сборы», - он из-за этого и отказался быть в родительском комитете. Боролся с дополнительными занятиями: они, вроде бы, добровольные, но если ты ходишь на них и платишь 1000 рублей в месяц, то получаешь пятерки, а если нет – тройки. И ничего у него не получилось: пришлось Яне ходить.
Ну, так и есть, в школе у Романа был конфликт...
Наложилась, простите, пандемия: в учебном заведении, где произошел скандал, болеют завуч и половина учителей: преподаватель русского языка, если помните, передала злосчастное тестовое задание с больничной койки, классная руководительница, теоретически имевшая возможность прекратить срач, лежала под капельницей, а директор и школьный медик - умерли (директор точно от ковида).
У детей из-за этого было по одному уроку в день, потому Роман и взбеленился: «Я понимаю, пандемия и все дела. Мне непонятно, почему мы неделями толком не учимся, а потом резко начинаются форс-мажоры. Почему на справедливо заданные вопросы учительница отвечает: «Вы меня достали…»
Кстати, Департамент образования Волгограда изящно ушел от моего вопроса о качествах характера покойного, запомнившихся учителям: «Этот ответ потребует оценки этих качеств».
Похоже и правда достал.
ЗА СЛОВА ОТВЕТИШЬ
Близкие Романа говорят: «Ну, что они раздули!? Роман же сразу позвонил русичке, и она разрешила сдавать тест до восьми вечера, - предмета спора не было», - и «не понимают», что Анна обиделась не на предмет, а на манеры, что в таком тоне нельзя разговаривать ни с кем, ибо в интернете есть и психически неустойчивые личности, родственники уголовников, и представители национальностей, особо щепетильных насчет собственной гордости.
По словам Светланы, уже в 11 утра Роман строчил в телефоне, периодически пересылая ей голосовые сообщения Армана, мужа обиженной Анны, приехавшего выяснять отношения под офис:
«Эй. Это Анин муж. Если у тебя есть мужество, как бы я приехал на место, где ты сказал. Если как мужчина можешь спускаться вниз, в любое время звони, любое место скажи. Где бы ты ни был, я все равно тебя найду!».
Подниматься в офис он отказывался. Светлана ужаснулась. Она предложила Роману спрятаться у нее дома, но он серьезно ответил: «Мне обязательно надо встретиться с ними сегодня, иначе поймают по темноте и пристрелят». Может он и был хамом, но точно не дураком.
Назначил встречу в центральном офисе одного из банков (людное место и все равно надо было туда по делам), предупредил Свету: «Ты только снимай, пусть будут доказательства».
В банке женщина отвлеклась на оформление сделки, Рома продолжал прения.
На камерах видно, как Арсен Мелконян заходит в холл, оживленно размахивая рукой и разговаривая по телефону: это он говорит с Ромой.
Потом он видит Рому, сразу кидается к нему и бьет.
Кричат женщины.
Мелконян торжествующе выговаривает агонизирующему и уходит.
АНТИАРМЯНСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
- Не было кастета! – тоскует теперь заместитель председателя Армянской общины Волгоградской области Армен Карленович Оганесян. – Я больше не могу: недавно операцию сделал по удалению тромба, врач мне сказал: это от стресса. Так с того времени, как этот произошло убийство, у меня сплошные стрессы! Вот смотрите: мы эту семью не знаем вообще, они не общались, ребенок в нашу воскресную школу не ходил. Мы узнали о драке из соцсети, и сразу заявили, что мы осуждаем! То, что он сделал, недопустимо: ударил без предупреждения, тот бедный парень хоть сгруппироваться бы мог, как-то по-другому упасть! Армянская община не защищала, не защищает и не будет защищать этого Мелконяна, пусть он ответит по всей строгости. Но! Почему пишут: кастет? Откуда кастет?!
О том, что, несмотря на вой в соцсети, Мелконян шел не убивать, я лично догадалась по формулировке статьи: «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». По неосторожности! То есть, Роман умер от удара о мраморный пол банка (очевидцы рассказали «КП», что несчастный летел по воздуху, с такой силой бил Арсен).
Адвокат Арман Тадевосян пожимает плечами:
- На видео все есть: вот одна рука, вот другая, и сразу – нападение. Арсен Мелконян сам явился в полицию и сделал явку с повинной, что он подрался в банке с обидчиком сестры, нанес удары кулаком. Серьезности положения он тогда не понял, потому так вызывающе вел себя. Теперь он очень подавлен: он не хотел убивать, и тяжкий вред нанести не хотел…
По словам адвоката, на первом допросе – Роман еще был жив – Арсен сказал, что готов оказать помощь и ему, и его дочке; Анна связывалась с сестрой Романа, предлагала компенсацию, и сам адвокат тоже - через коллегу со стороны потерпевших. Третьей посредницей выступала классная руководительница. Всем было отказано.
- СМИ пишут, что убийство групповое, - говорит Тадевосян, – но Арман во время нападения стоял у дверей банка, никого не трогал. Пишут, что Анна - подстрекательница, но она вообще ничего не знала, сидела дома с годовалым ребенком. Да, утром пожаловалась мужу, что обижают…
Анну поймали телевизионщики, она сказала, что молилась, чтобы Роман выжил и что по ней «будто танк проехал».
Пользователи соцсети стали писать: «Ничего не покупайте у армян, ходите только в русские кафе. Затравите дочку убийц в школе. Облейте Анну...», - в общем хамят не по-детски. Ну а что – в интернет же можно. Пример Романа ничему не научил.
И в этой трагедии межнациональная рознь ни при чем. Это уже новый вид розни – сетевая. Порой она вырывается за пределы виртуального пространства — и тогда жди беды.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Жизнь идет своим чередом
Роман лежит на кладбище, Арсен сидит в тюрьме.
Матери обоих плачут, мать Яны злится, что СМИ назвали Романа одиноким отцом:
- Яна прописана у меня и теперь снова живет со мной! Я всегда занималась ее воспитанием и полностью ее обеспечиваю, у нас нормальная семья, не надо никаких сетевых сборов на «сиротку»! Из школы этой мы ее заберем…
Сиротка Яна сидит в соцсети и пилит «лайки»: короткие видео, в которых танцует, радуется: «Вечером сделаем маник» (маникюр. – Ред.). - и пародирует Пушкина. Первое видео запилила на следующий день после похорон. И, кстати, на тот злосчастный тест по русскому зарегистрировалась без проблем.
Вспомните все это, когда в следующий раз захочется показать свою яркость в интернете.
Оно того – стоит?
Автор: Ульяна СКОЙБЕДА