10. МАРИЯ АДЕЛАИДА АМАРАЛ
Мария Аделаида Амарал в буквальном смысле слова – ветеран соавторства. Ее сольные работы, скажем прямо, в последнее время не особо впечатляли, что привело к тому, что последняя ее работа датирована 2016-м годом, а последняя действительно достойная внимания – 2010-м. При этом автор лично мной замечена как достойный соавтор. «Моя любовь моя печаль», «Да поможет нам бог», «Новая жертва». Плюс – сверхудачный и достойный ремейк «Жестокого ангела» в 1997-м году. Позже последовал уход в более поздний слот, как дань более высокому литературному таланту автора. Может и хорошо, что способности Марии не были исковерканы девятичасовым слотом, как случилось с Валсиром Карраску – «Закон любви» стал для Амарал лебединой песней (вторая по худшести новелла временного слота в десятые годы) и с этого момента от нее ничего не было слышно и видно. Но несмотря на столь печальный финал – ее работы в соавторстве в девяностые входят в список ярчайших произведений эпохи. Мы никогда не найдем внятных концов и не поймем где и что сработало правильно – просто стоит учесть в следующей публикации, когда мы будем активно хвалить главных авторов упомянутых новелл, что их успех на совести в том числе и Марии Аделаиды Амарал. Ну а «Жестокий ангел» по моим ощущениям останется ее лучшей работой, пусть и, по своему построению – это такой типичный Ди Абреу (потому что он рецензировал ее текст) просто в обстановке ремейка материала 70-х. По дальнейшей практике можно будет заметить – многие ремейки умело портят оригинал в угоду современному формату. Но это уже не удел обозреваемого автора, которая сумела сохранить магию.
9. ВАЛСИР КАРРАСКУ
Данный автор, несомненно, как ставший известным в двухтысячные – представлял продукт своего времени, а точнее того, что время хотело заполучить. Начав с ярких и простых комедий в историческом антураже он весьма легко переключился на современность, но, позже, что-то сломалось и мы получили то, что получили. Правда с сохранностью рейтингов и полным разгромом от критиков. Начался Валсир как автор далеко не на Глобу, а на СБТ и Маншети, причем написал для одной из них саму Xica da Silva. А потом перебрался на Глобу и понеслось. От очарования «Шипов и роз» вся фанбаза заливалась радостными аплодисментами, так как удержать аудиторию полноценной комедией положений на 200 серий надо уметь. Но истесался настолько, что на следующей своей новелле «Покровительница» поменял жанр на более простой. И рейтинги показал весьма посредственные, что и отразилось на возвращении в жанр. В дальнейшем наблюдался самый натуральный «рост» автора. Сначала произошла смена эпохи – «Шоколад с перцем» и «Голос сердца» сменили эпоху на середину 20-го века. Параллельно Валсир забегал в восьмичасовку Барбозы «Надежда» чтобы дописать финал, что привело к весьма абсурдным изменениям персонажей, но завершению истории, ведь в тех условиях новелла реально могла закончиться впадением всех героев в летаргический сон (чахотка Габриэлы Дуарти, и пытки героя в психушке электричеством как раз уже проказы именно Валсира). При этом в своих шестичасовках Карраску держал планку атмосферы времени и они стабильно собирали максимально позитивные рейтинги. Пора было идти на повышение. С 2007 года мы перешли в семичасовой слот перед этим приложившись к «Пророку» Гедес и Рашид и изрядно накормив их той самой атмосферой времени отчего новелла смотрится как некий спин-офф того же «Голоса сердца». Словно даже снята в тех же декорациях, да еще и сюжет весьма близкий по жанру. Но мы перебрались в семичасовки, получили право уйти от исторического наполнения и пошли в современность. По итогу получили три крепких комедии – полумистические «Семь грехов» в духе «Да поможет нам Бог» ди Абреу. Фарсовые «Лица и рты» с весьма саркастическим посылом в сторону современного искусства (в ней нарисованные мартышкой абстракции разлетались как горячие пирожки). И в финале – «Укуси и подуй» про столкновение науки и… мотыги. До сих пор остается второй по успешности семичасовкой 2010-х. Далее была логичная развязка – автора сослали в девятичасовой слот. И там случилась «Любовь к жизни» - первая полноценная девятичасовка Карраску. И этот слот тоже покорился Валсиру. Хотя, учитывая окружение, это не совсем достижение – ведь перед ним шел «Святой Георгий» спятившей Перес, а после «В семье» Манеки (который провалился даже не с грохотом, а с чем-то более громким и оглушительным). И после успешной прогулки и покорения главного слота началась эпоха одиннадцатичасовых сериалов, а позже – неожиданное возвращение в шестичасовой слот с, отчасти, ревампом «Шипов и роз». Вероятно, куча провалов в шестичасовом слоте навела Глобу на мысль о спасении слота удачной работой топового автора. По итогу – самые высокие рейтинги слота за десять лет. А дальше… возвращение в девятичасовой – «Другая сторона Рая», «Королева кондитерской», «Земля и страсть». Лично я пытался смотреть и рай и кондитерскую. Больше всего в них пугает типичность и одинаковость картинки в первой фазе. Дальше – малореалистичные события. Например – ковбойские войны в Эспириту Санту в конце 90-х. Но самое залипательное во всей истории – это то, что критика, в голос ругавшая рай и кондитерскую активно ела с лопаты дерьмо рейтингов, которые были весьма высокими на фоне работ Силвы, Браги и даже Карнейру. То есть налицо творился нонсенс, который всю базу критиков дико бесил. Их слезы отыгрались на «Земле и страстях» - новелла показала третий худший результат – так что – Валсир явно еще вернется.
8. АНА МАРИЯ МОРЕТЗОН
Итак, за что надо сказать спасибо Ане Марии? Как минимум за «Полнолуние любви» и «Эсплендор», правда для некоторых ценность последнего спорная. Но главные заслуги нам даже не показали – речь о «Тиете», «Камне на камне» и «Хищнике». Эти три новеллы-мастодонты не просто порвали рейтинги – а установили бешеные рекорды, которые уже никогда перебиты не будут. Единственные образцы полноценного магического реализма в истории бразильской теледраматургии. Ну и до сих пор по настоящему актуальные. Моретцон успела поработать на многих каналах Бразилии и сгоняла в Португалию. Правда, на одну новеллу и супервизором текста, а не главным автором. В общем и целом она поняла, что надо вовремя остановиться и после двух не самых успешных шестичасовок – «Путеводной звезды» и «Вкуса страсти» (первая на фоне других, но вторая шандарахнулась просто по страшному) переключилась на супервайзинг почти полностью. Это не были успешные проекты, но без работы она не осталась. Разумеется – главным негативным аспектом крупных успехов Моретцон остаются экранизации – так как и «Тиета» и «Хищник» и даже «Полнолуние» написаны по литературной основе. Но в том же «Хищнике» (хотя это следует писать в следующем пункте) реально была отработана именно схема магического реализма в духе классического романа в данном жанре. Собственно, разница между их работой и саркастическими творениями Диаса Гомеса в том, что у последнего всегда оставалась доля иронии и сарказмическому морализаторству – начатому еще в «Любимчике». Здесь же место комедии было очень умеренным без сложных политических параллелей. Отдельным особняком тут стоит «Эсплендор» которого в 2000-м году по идее вообще быть не должно было, но всякие там Валсиры и Ломбарди тормозили и не успевали выкатить свои нетленки. То есть новелла на 70 серий делалась не рейтинга ради, а просто заполонить брешь в эфире. И в конечном счете длилась 125 – и тоже не из-за рейтинга, а поскольку «Шипы и Розы» в производстве задерживались. В такой ситуации возникала возможность полюбоваться на злодея в исполнении Мурилу Бенисиу (задолго до мерзотного Доди из «Фаворитки») и первого и худшего галана в истории в образе Флориану Пейшоту. В общем выглядело все это действо про 50-е как спин-офф «Элен и ребят» про Жозе и Бенедикт в параноидальном антураже. И при всех данных показателях – «Эсплендор» на мой взгляд, лучшее из сольных творений Моретцон в принципе (так как «Полнолуние любви» она лепила-таки не в одиночку)
7. АГИНАЛДУ СИЛВА
Ученик Диаса Гомеса. Соавтор Линьяреса и Моретцон в мегахитах конца 80-х, начала 90-х. Человек-успех, который мог гарантировать успех новеллы одним именем. Человек, которому мы вынуждены сказать «спасибо» за все схождения с ума Глории Перез. Все что я говорил про экранизации в адрес Моретцон касается и Силвы, но в его случае события развивались в альтернативном направлении. Оба его соавтора попытались что-то сделать, но на плаву держался только он сам. Опять же – Силву можно разделить на две неравные части – первая – период совместных работ – когда Агиналду штамповал рейтинг совместными усилиями, и второй – сольное плавание, которое чуть не закончилось утоплением на первой же работе. 90-е были для него не только золотым периодом, но и – откровенно – стартовой площадкой, разгоном. При этом он НИКОГДА не спускался в младшие временные слоты. Все его работы – это восьми/девятичасовой слот. 80-е стали его временем становления – именно тогда Диас Гомес отдал ему на откуп «Роки-святошу», были созданы вместе с Брагой «Все дозволено», и «Тиета» вместе с Линьяресом и Моретцон. Тройничок успешно работал и дальше. Период 90-х можно считать золотым периодом этого состава – ведь «Камень на камне» и «Хищник» рвали рейтинги и критиков на запчасти. Это была эра сельской теленовеллы во всех её прелестях. Даже «Непокорная» несмотря на скромные 48 пунктов считалась успехом. Потому что потом Силва решился сольно поиграться в городской триллер и выкатил «Нежный яд», который чуть не убил его карьеру на самом старте. 38 пунктов в среднем могло стать приговором даже для семичасового слота. Но тут Силва вовремя вернул себе в напарники Линьяреса и попытался удивить всех очередным магическим реализмом по романам Жоржи Амаду. Так появился «Порт чудес» взявший 45 пунктов, что для начала нулевых было не самым худшим показателем – тот же «Клон» взял всего на 2 пункта больше. Но для самого Силвы стало ясно, что песенка магического реализма спета. И появилась «Хозяйка судьбы». Эту новеллу у нас после «Клона» особо не поняли и не приняли, а в Бразилии это стало феноменом несмотря на ужасающе затертый до дыр сюжет про поиск потерянного ребенка. При этом мамашей с кучей сыновей. Но вот украденная дочка, это драма. Да эта Ду Карму так не страдала когда старшенького сына булыжником замочили. Так, сопли немного помотала на кулак и все – Линдалва дороже была. И обратим внимание на то, что именно в этот момент всем стало ясно, что Силва мастер по созданию иконической злодейки. При этом Назаре не была первой в этой галерее. Мария Режина в исполнении Летисии Спиллер в «Нежном яде» не казалась проверкой образа. Там была злодейка которая перетягивала на себя экранное внимание в режиме нон-стоп. Все следили за ее проделками и от появления Пирес или Вилкера плевались. В «Хозяйке» это повторилось. А в «Изысканной гравюре» было проделано еще раз. А вот в «Империи» что-то неожиданно сломалось. Может потому, что Дрика Мораес слабо вывозила роль злодейки и потому там произошел вопиющий случай и актрис поменяли в обратном режиме – то есть игравшая Кору в молодости Марджори Эстиано вернулась во второй фазе вместо Дрики Мораес, так как у последней обострилась борьба с онкологией. Чтобы потом, кстати, снова вернуть Дрику Мораес, когда та воспарила от своего спидорака. Лебединой песенкой Силвы стал «Седьмой хранитель» показавший 28.5 пунктов и доказавший, что с магическим реализмом завязывать следовало. И не возвращаться вот с этим. Потому что публике интереснее «Королева кондитерской». Печальная развязка.
6. АЛСИДЕС НОГЕЙРА
Да, вы не удивляйтесь. Алсидес Ногейра работал и с Брагой и с ди Абреу и с Барбозой. Все новеллы 90-х – «Королева металлолома», «Да поможет нам Бог», «Наша Родина», «Новая жертва», «Вавилонская башня», «Власть желания» и «Доченьки матери» (ДА, я считаю ЭТО удачной новеллой, а аудитория – набитая дура). Тогда что он тут делает если у него из сольного весьма средние «Любовь в прямом эфире» и ремейки «Светила» и «Каменной карусели». Ну потому что в этом мире существует «Я люблю Параизополис» и это единственная бразильская теленовелла 2010-х которую я считаю достойной моего внимания. Ну не всегда семичасовка укатывает девятичасовку – просто последняя новелла Браги оказалась критично неинтересной зрителю и все бросились смотреть дурацкую комедию про трущобы с нестареющей Спиллер, вечно одиозным Кастелли и весьма солидной компанией молодежи – вся первая пятерка героев была как на подбор и явно ориентировалась на разную целевую аудиторию. Тут вам и альфа-самец (Кастру), и милашка (Дестри), и колкая но ранимая (Маркезини), и пустышка но сильно не совсем (Маркезини), приколистка-оптимистка (Вернек) и даже вамп-молочная сестра Наргизы Закировой (Абрас). При этом инсайдеры ругают это веселье за предельную картонность и несоответствие действительности, романтизации трущоб и прочую чушь. Но люди, при этом новеллу смотрели лучше, чем брагу от Браги в девять вечера где свели Эстевес и Пирес в образах мегазлодеек. Хотя, конечно, Камила Петарда, простите Питанга, такой себе вариант для главной героини. Так что, простите, это все стоит очень дорогого шестого места. В следующем выпуске будет пять лучших, если это кто-то читает – напишите хотя бы, кого вы там ожидаете.