Найти тему
СУДЬБЫ РАЗНЫЕ

«Григорий Васильевич был для нее богом, она на него молилась». Блаженный триумф и удачный брак актрисы Любови Орловой

Они – самая красивая и знаменитая пара СССР сталинского периода. Кумиры миллионов в 1930-40-ых годах, не утратившие своей популярности, статуса и уважения и после войны, и даже до последних дней жизни, спустя много десятилетий. Среди их приятелей и даже друзей – Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и другие деятели культуры и искусства мирового значения. Она – любимая актриса Сталина, он – ученик и многолетний соратник самого Эйзенштейна. Для обоих брак был вторым, но лишь для нее он стал и последним. Они – это классик советского кинематографа Григорий Александров и без преувеличения легендарная актриса Любовь Орлова.

Жизнь этих выдающихся людей полна не только самых нелепых небылиц, но и не менее невероятной правды. Ему приписывали «нежную дружбу» с самой Гретой Гарбо еще во время его «стажировки» 1929-1932 годов в США и Европе. Ей же злые языки определяли в любовники ни много ни мало – самого генералиссимуса.

Основанием для таких кривотолков в отношении актрисы была та невероятная, необъяснимая степень свободы, которую имела в Союзе артистка Орлова и которую обеспечивал ей сам Сталин. Будучи человеком весьма аскетичным, не нажившим за десятилетия безграничной власти никаких личных богатств, Иосиф Виссарионович весьма нетерпимо относился и к чрезмерному личному богатству других советских граждан. А Орловой позволял одеваться в Париже и других мировых центрах моды. И даже поощрял ее заграничный внешний вид – мол, знай наших!

Но неизвестно, достигла бы Любовь Петровна таких высот в творчестве и личном благосостоянии, если бы не судьбоносная встреча в Григорием Александровым почти сразу после его возвращения из упомянутого только что американского турне.

«Веселые ребята» и всё, что было позже

Поездка в эпицентр кинематографической жизни и знакомство с величайшими представителями киноискусства тех лет перевернула сознание Александрова. Режиссер был буквально одержим идеей снять музыкально-развлекательный фильм-комедию по голливудским стандартам – мюзикл. В поисках главной героини он и вышел на актрису мюзик-холла при МХАТЕ. Орловой уже было за 30, и она явно не была кумиром миллионов и звездой первой величины. Просто неплохая артистка с расторгнутым браком за спиной (развод совпал с годом ареста первого мужа) и сомнительным ухажером. Точнее, сожителем-австрийцем по имени Франц.

Увидев ее на сцене театра, Григорий Васильевич сказал лишь пару слов – «Всё, иду вербовать!». И это – несмотря на то, что он уже видел ее на пробах и совершенно не запомнил. И не глядя на то, что взрослой женщине надо было сыграть беспечную 18-летнюю девчонку. Кстати, почти всю дальнейшую жизнь Орлова играла женщин младше себя, что завершилось совсем уже неудачной попыткой сыграть 30-летнюю героиню, находясь в возрасте за 70. Для съемок изобретали специальные фильтры и шли на множество ухищрений, но без конфуза всё равно не обошлось.

-2

Была ли это любовь с первого взгляда? И была ли любовь вообще? Многие свидетели жизни звездной пары уверены – нет, это был скорее творческий союз или даже брак по расчету. Но, если и так - то скорее всего, по расчету взаимному. Совместные киноработы супружеской пары «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» и другие спустя годы воспринимаются не всегда однозначно, но для своего времени они стали настоящими хитами и блокбастерами.

Александров с первого же фильма с Орловой в главной роли вознес ее на невероятную высоту. А она всячески сопутствовала режиссерскому успеху мужа и «кормила» его. Любовь Петровна много выступала с концертами, играла в театре, ездила по всей стране до последних дней, тогда как Александров в это время уже просто почивал на лаврах. А еще Орлова самим фактом своего существования как бы опровергала назойливые слухи о том, что Григорий Васильевич, особенно в первой половине своей жизни, увлекался не только женщинами. И что у него даже был роман с Эйзенштейном, учеником и многолетним соратником которого Александров являлся.

Сама же Орлова говорила, что влюбилась, как только увидела своего будущего мужа. Хорошо известны ее слова:

- Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено.

Еще одна говорящая цитата актрисы:

- Я была влюблена в Александрова, как кошка. Чтобы угодить, без раздумий прыгнула на быка в «Веселых ребятах» и только потом испугалась и упала.

А вот что писал в мемуарах годами позже о Александров, который уже буквально на следующий день после посещения мюзик-холла вышел в свет вместе Любовью Петровной:

-3
- Я не отступал от своего и продолжал рассказывать ей о задуманных сценах фильма «Веселые ребята». Она с ужасом и сомнением слушала и ответила чётким отказом. Когда кончился банкет, мы вышли и до утра гуляли по городу. Итогом этой прогулки и стало её согласие на роль.

Так или иначе, но во время съемок «Веселых ребят» у пары начался роман, завершившийся свадьбой. И дальше вплоть до самой смерти Орловой в 1975 году они неизменно считались одной из самых прочных, завидных и даже образцовых пар СССР. И история не припомнит, чтобы этот союз был связан с какими-то серьезными скандалами, конфликтами или изменами. Но всё-таки имеет место как минимум один конфликтный эпизод.

«Я ушла от Гриши насовсем»

О чуть ли не единственном серьезном разногласии супругов вспоминала внучатая племянница Орловой. И было это нелепо, трогательно и отчасти смешно.

Из рассказа Нонны Голиковой:

- К нам внезапно, без звонка и предупреждения, приехала Орлова, причем с вещами. И буквально с порога огорошила: «Я к вам навсегда, ушла от Гриши». Мы не поверили, и тогда Любочка пояснила: «Я не вернусь, пока Гриша не напишет новый достойный сценарий». Уже через несколько минут в нашей квартире зазвонил телефон, и голос Александрова сообщил: «Я уже написал несколько страниц». В общем, еще через пару-тройку звонков Александров прислал за взбунтовавшейся женой машину, и Орлова так и не распаковала у нас свой чемодан.

При это та же Голикова говорила:

"Александров был для нее Богом. Она не него молилась"

Четыре десятилетия пара вела подобающий своему статусу и вполне достойный образ жизни, весьма активно и охотно принимая друзей на своей даче во Внуково, которую вместе с гектаром земли им выделил еще Сталин. И именно с этой дачей связаны последние события в истории семьи Александрова и Орловой, которая завершилась уже после их жизни.

-4

Но между уходом супругов лежит временной отрезок в восемь лет – именно на столько супруг пережил свою жену. И за это время произошло еще одно невероятное на первый взгляд событие – уже сильно пожилой Григорий Александрович женился в третий раз. И избранницей его стала… вдова его собственного сына.

Единственный сын, третья жена, пропитые внуком дача и архив

У режиссера и актрисы не было детей. Известно, что Орлова никогда не стремилась стать матерью и никогда об этом не жалела. Все ее стремления были направлены на одно – любой ценой стать главной актрисой в СССР. Однако у Александрова был сын от первого брака – он назвал его (по одной из версий – переименовал из Василия в Дугласы позже) Дугласом, в честь своего будущего американского друга Фэрбенкса.

Дуглас-Вася родился в 1925 году, а спустя несколько лет папа укатил в Америку. Когда он вернулся, его тогдашняя жена уже была в отношениях с другим мужчиной. Александров развелся и не переживал ни по поводу жены, ни по поводу ребенка, всецело увлеченный творчеством и новой жизнью. Сын рос преимущественно в детских домах, так как мама тоже не была ответственным родителем. Не обошлось и без тюремного заключения.

-5

Позднее Александров постарался наладить отношения с сыном и даже попросил их жить с ним вместе, когда Орловой не стало. А когда спустя короткое время Дуглас-Василия также ушел из жизни, его отец неожиданно для всех женился на его жене.

Вот что рассказывал об этом достаточно публичный человек адвокат Добровинский – чуть позднее вы узнаете, почему слово предоставлено именно ему:

- Много людей знали об этом браке и отзывались негативно. Но официального общественного порицания не было. В основном брак был зарегистрирован для того, чтобы упорядочить наследственные дела и сберечь имущество – в СССР Орлова и Александров были одними из тех немногих, кого в те времена можно было назвать не просто обеспеченными, но даже миллионерами.

Оказалось, что Александров не очень доверял своему наследнику – внуку, также Григорию. Он пошел по стопам папы Дугласа и больше любил веселье и алкоголь, чем работу и ответственность. И поэтому великий в прошлом режиссер решил, что Галина, вдова сына, сможет стать более ответственной преемницей миллионов и архива. А заодно – сиделкой, секретарем и домохозяйкой, которая заменит Орлову. Кстати, тянувшую на себе весь дом последние годы исключительно в одиночку.

-6

Увы, вскорости после ухода из жизни Александрова умерла и Галина Крылова. Наследником дачи, гектара земли и бесценного архива стал-таки внук. Он так и не смог найти себе какого-то дела жизни, уехал во Францию, какое-то время жил там. Дача сдавалась кому попало, архивы стояли в мусорных мешках. Пока наконец Александров-внук не обратился к одному из своих студенческих товарищей выкупить его архивы. Этим-то человеком и был адвокат Дуборвинский, которому Григорий Александров продал всё по частям:

- Я с раннего детства знал внука Александрова, тоже Гришу. Затем мы во ВГИКе учились одновременно, были друзьями. Время нас сводило и разводило, но мы все равно оставались близки. Увы, Гриша серьезно страдал алкоголизмом. И вот однажды он приехал в Россию и попросил заехать к нему во Внуково, на эту самую дачу. Приехал я и увидел — она простор рушится. Посреди разрухи сидит Гриша, вокруг него фотографии, письма, дневники. Товарищ спросил, не хочу ли я купить что-то из этого. Я решил однозначно: архив надо спасать. Денег заплатил очень солидно, но Гриша всё спустил и вскорости снова позвонил. Теперь надо было спасать и дом. Так я стал собственником и дачи, и архива.

Став обладателем таких материальных и исторических богатств, Добровинский частично пролил свет на некоторые тайны и опроверг некоторые слухи. В частности, он подтвердил, что Орлова никогда не была близка со Сталиным, ненавидела его и встречалась лишь однажды. А также что у ее мужа действительно был роман с Эйзенштейном.

А еще он видел дневниковые записи двух этих людей, порой почти интимные, и уверен – это была пусть и не всепоглощающая страсть, но настоящая любовь, основанная на взаимном уважении и многолетней привязанности. Что бывает далеко не у всех.

Вот такая непростая история. Как вам? Что думаете насчет брака Орловой и Александрова. Была ли между ними любовь? Или действительно был творческий союз и не более того?