Востребованный продукт в современном мире требует не только уникальной идеи, но и глубокого понимания целевой аудитории. Знание о целевой аудитории - это фундамент любой маркетинговой стратегии и стратегии развития бизнеса в целом. Деньги нам платят клиенты! Мы же их с вами не печатаем, правда? Если бы печатали, то и бизнеса у нас не было бы)))
Определение ЦА
Когда появляется идея продукта, нового направления или услуги, первой итерацией можно определить ЦА "на коленке". Опишите все возможные портреты сегментов ЦА и постарайтесь сделать это подробно. Уделите внимание возрасту (диапазон должен быть не более 5 лет). Женщина в 40 лет и женщина в 50 лет - это две разные женщины с разными сценариями жизни, даже если это один и тот же человек! Подумайте о социальной стороне. Какие это люди? Женщина в 40 с завода и женщина в 40 предприниматель, тоже сильно разные. Наличие детей, супругов, увлечений, хобби тоже имеют значение. Задайтесь целью записать не менее 20 сегментов.
Свойства аудитории
Запишите свойства и потенциал аудитории, который положительно влияет на покупку и выручку как следствие. Например, социальная активность, желание рекомендовать, средний чек, частота обращений, лояльность, медийность и т.д. В В2В это тоже работает, только критерии будут другие.
Оценка и сравнение
Теперь сравните все эти сегменты по каждому из критериев и расставьте порядковые номера от 1 до 20 (где 20 - это количество сегментов). 1 - высокий потенциал, 20 - низкий потенциал. Как сравнить? Опираясь на свой жизненный опыт! Будет здорово, если это сравнение сделает не один человек, а все компетентные сотрудники. Так выборка будет наиболее точной.
Выбор ядра ЦА
Посчитайте сумму баллов по каждому из сегментов и выделите 3-5 сегментов, которые набрали меньшее количество баллов в сумме. Это и есть ваше предположительное ядро целевой аудитории.
Что дальше?
Теперь пора искать в своем окружении людей, подходящих под описание выбранных сегментов, и проводить с ними качественное исследование, выявлять их потребности. Как проводить качественное исследование, расскажу в следующей статье. В процессе качественного исследования вы точно поймете, кто является вашей ЦА, а кто нет. Тогда ядро станет еще точнее. Заодно выясните проблемы, потребности, возражения и страхи аудитории.
Всем, кто напишет мне в ТГ, дарю шаблон оценки сегментов целевой аудитории, который автоматически все посчитает)