Найти тему

Гость из-за океана. Как Ford-AA превратился в "полуторку" ГАЗ-АА, будущего снабженца блокадного Ленинграда

22 ноября 1941 года, первая колонна "полуторок", преодолев около 30 км по ледяному плато, доставила продовольствие в блокадный Ленинград. Её вес без учета полезной нагрузки составлял всего 1750 кг, что делало этот грузовичок идеальным вариантом передвижения по тонкому льду.

Известно, что за время войны, "полуторками" было вывезено более 1 000 000 человек по Дороге жизни и доставлено свыше 1 500 000 тонн грузов. Однако мало кто знает, что прародителем ГАЗ-АА стал американский грузовичок Ford-AA.

В этой статье вы узнаете о перевоплощении и конструктивных особенностях "полуторки".
Дорога Жизни по Ладожскому озеру
Дорога Жизни по Ладожскому озеру

После гражданской войны, СССР начал потихоньку восстанавливаться. Страна стремилась осваивать новые задачи за четыре года вместо положенных пяти. Для выполнения задач с опережениям графика, Советскому Союзу требовалось большое количество грузовых автомобилей.

Из-за недавней "разрухи", в стране отсутствовала своя инженерно-техническая база в области автостроения. Были сформированы требования к будущему грузовичку и на "стороне" начался поиск подходящей "рабочей лошадки".

После недолгих поисков, в 1931 году был подписан контракт с одной американской компанией на передачу технологии и оборудования для создания грузового автомобиля. Имя этому грузовичку было Ford-AA.

-2

Вначале ГАЗ-АА собирался полностью из зарубежных комплектов, однако уже в 1933 году начался выпуск "полуторок" полностью из отечественных деталей. Конструкторы, оценив недочеты первых выпусков, начали вносить свои корректировки.

Было усилено сцепление, доработан рулевой механизм, а задний мост получил по дополнительному колесу. Грузовую платформу стали изготовлять из сосновых досок.

Никогда не задавались вопросом, почему "полуторка" по установленному нормативу в 1,5 тонны, брала на себя и 2 и 3 тонны? Возможность передвигаться с перегрузом вовсе не зависело от качества дорог. Загвоздка была в раме, которая была собрана на заклёпках и болотах.
Сделано это для того, чтобы рама могла “ходить” под воздействием нагрузки. Сварной шов при этом, непременно бы лопнул. А эта рама при нагрузке просто изгибалась, брала на себя больше положенного, скрипела но ехала.
ГАЗ-АА довоенного производства. Видно дополнительное колесо на заднем мосту.
ГАЗ-АА довоенного производства. Видно дополнительное колесо на заднем мосту.

Стандартный двигатель в 45 л.с. был слабоват. Родная коробка так же не внушала доверие. Замена масла должна была проводиться каждые 700 км, при постоянном расходе масла один литр на сто километров.

Интересный факт: двигатель можно было отремонтировать до 12 раз. По каталогу существовало 12 размеров поршней и вкладышей

В 1935 году машина получила новый двигатель ГАЗ-М в 50 л.с. Новая модификация стала называться ГАЗ-ММ. Специальные многослойные рессоры позволяли за счёт трения уменьшить раскачку автомобиля, поэтому амортизаторы, которые мы привыкли видеть на каждой машине, там отсутствовали полностью.

Обе машины служили верой и правдой Красной Армии. Их общая численность доходила до 150 тысяч единиц к началу войны, однако к осени 1941 года, входе постоянных авианалетов, окружений тылов и т.п., была утеряна существенная часть грузового транспорта.

Трагическая картина лето 1941...
Трагическая картина лето 1941...

Для простоты сборки и экономии материалов в первую очередь, стали производить военную версию "полуторки" под индексом ГАЗ-ММВ. В упрощенной машине убрали передние тормоза, оставили только одну фару и дворник с водительской стороны.

Кроме этого, на военных версиях отсутствовал бампер, стекло заднего вида, двери в кабине. Металла лишилась и сама кабина. Её стали производить из дерева попутно обтягивая брезентом от дождя и ветра. Сиденье водителя стало деревянным, без обивки.

Грузовичок также лишился и своих изящных изогнутых крыльев. Вместо этого, использовали кровельное железо, из которого гнули прямоугольные формы.

"Полуторка" военного образца
"Полуторка" военного образца

В фильмах, часто можно встретить кадры, когда водитель вручную заводит грузовичок при помощи кривого стартера. Стартера и аккумуляторы конечно были, но их качество во время ВОВ было настолько низкое, что водителям приходилось вне зависимости от погоды и окружающей обстановки заводить "рабочую лошадку" вручную.

В остальном, автомобиль был надежен и неприхотлив, как на ремонт, так и на топливо. Благодаря низкой степени сжатия мотора, которая составляла 4,25, полуторку можно было заправить самым некачественным бензином с очень низким октановым числом или вовсе керосином, если было летнее время и был заведен двигатель.

На базе ГАЗ-АА было построено различное множество модификаций автомашин: это и санитарные автомобили, штабные автобусы, топливозаправщики, передвижные платформы для зенитных орудий и первая платформа для знаменитой "Катюши".

За всё время производства с 1932 по 1949 было выпущено порядка 985 000 единиц различной модификации. А использовалась она вплоть до 1970 года.

Благодаря своей массовости и простоте конструкции, "полуторка" стала одним из символов Второй мировой войны наравне с Т-34, "трехлинейкой" и "Катюшей".

А какое применение "полуторки" вы знаете? Возможно видели интересное применение в фильмах? Делитесь своими наблюдениями в комментариях

Если вам была интересна данная статья, прошу отметить её лайком. Так же подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новый и интересный контент.
Авто
5,66 млн интересуются