Найти тему
Денис Николаев

Американская мечта

Закончил читать роман Хантера Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе".
Едва это можно назвать романом. Скорее, сборник дневниковых записей с общим сюжетом. После Берроуза я ни чем особо не был удивлён, тем более одноимённый фильм Гиллиама с Джонни Деппом я смотрел несколько раз. Кстати, книга однозначно лучше фильма (спойлер).

Берроуз - просто свихнувшийся героиновый дед, Томпсон же вплетает в своё текстовое полотно некоторую долю художественности, которая раскрывается в остросоциальных проблемах, в этом их разница.

Самый интересный эпизод, безусловно, открытие конференции окружных прокуроров по борьбе с наркотиками, которую приходят освещать два отпетых наркомана, закинувшиеся мескалином, - Рауль Дьюк - главный герой - образ самого Томпсона и его друг адвокат Доктор Гонзо.

Всё здесь перевёрнуто с ног на голову: на протяжении всей книги сквозит мотив несправедливости и тупости американской судебной системы. Два наркомана ведут себя как дикари: устраивают дебош в номерах, раскатывают на кабриолете в угаре, гуляют по Лас-Вегасу под всеми видами наркотиков и кульминация всего этого - их появление на конференции по борьбе с наркотиками среди тысяч полицейских и агентов спец служб. Тем не менее им всё сходит с рук, в то время как простые бродяги, которые гуляют по улице и вообще не при делах сидят в тюрьмах ни пойми за что. Главные герои обманывают всех кого видят, разбивают обе машины, взятые в прокат, вешают на уши лапшу кредиторам, которые выписывают им деньги, прикрываясь тем, что организация, от которой они приехали, всё оплатит, в конце концов, оставляют космический чек в 40000 $, светятся везде, где только можно и остаются безнаказанными. Здесь и раскрывается сущность американской мечты. Именно в этой точке происходит переворот этого понятия. Американская мечта - это тупость. Тупость всех вокруг. Именно это, как мне кажется, и фиксирует Томпсон в своих заметках.

Дьюку поручено задание, написать репортаж про мотогонку, затем второе задание, ещё один репортаж про конференцию по борьбе с наркотиками. Но он делает всё, кроме этих заданий. И всё сходит с рук.
Отмечу ещё, что метафизическое измерение у Томпсона напрочь отсутствует. Это сугубо социальный писатель, хотя, возможно, в самом понятие "американская мечта" заведомо отсутствует дух, (а он точно отсутствует), но не думаю, что автор хотел это показать вот так.

По слогу это бедная лимоновощина (если б такая была в теории) и недоерофеевщина. Ну, конечно, перевод, все дела. На Берроузовский слог тоже похоже. Само произведение относят к постмодернизму, но даже если так, то он какой-то крайне вялый. Я бы назвал это романтизмом или в крайнем случае реализмом. Думаю, если б Байрон или Рембо вели дневники (а, возможно, они и вели), то вот он вам - Хантер Томпсон. События изображены крайне реалистично. Огромный перечень социальных проблем. Даже модернистских приёмов здесь маловато. А из постмодернизма это отсылки на исторический контекст 60-ых и сценарный тип письма с яркими смешными диалогами и обилием ненормативной лексики разве что. Хотя, что-что, а текст очень смешной. Диалоги яркие.

Читать, скорее, рекомендую, в жизни пригодиться, но не ждите от этой книги, чего-то сверх.