Игра для ребенка — это не только развлечение. Играя, малыш познает мир, приобретает полезные навыки, учится общаться и даже справляться со своими переживаниями. Мы не раз обращались к теме игр с песком, которые помогают ребенку развивать наблюдательность, воображение, бороться с неуверенностью и тревожностью. Глина, как и песок, тоже может быть прекрасным материалом для игр, полезных и для ума, и для души малыша. Как и что лепить из глины вместе с детьми, чтобы это их не только радовало, но и развивало, рассказывает художница и педагог Екатерина Курицкая.
Екатерина Курицкая, художница и педагог
Первая глиняная сказка для Аленки
— Мама, что это? — cпрашивает с недоумением моя пятилетняя дочь, оглядывая большую, двадцатикилограммовую глиняную валюшку. Это брус цилиндрической формы из глины, который почему-то называют таким смешным словом.
— Это глина, — гордо говорю я. — И мы сейчас с тобой будем лепить! В ней спрятано все на свете: корабли-пароходы, коты и мыши, Робин Бобин Барабек и даже селедочный хвост.
Алена смотрит, недоверчиво переводя взгляд с меня на коричневый глиняный цилиндр…
— Ты представь, — продолжаю я, — стоит только отвернуться, как кто-нибудь выбирается из глины.
При этих словах я вытягиваю пальцами длинную жирафью шею.
Жираф кивает и приветствует Аленку и, пока я помогаю ему освободить из глины ноги, сетует на то, что здесь он совсем недавно и ни с кем не знаком, а дальше начинается игра. Ведь жирафу нужны друзья и высокие деревья с сочными листьями, и полноводная река, чтобы пить воду, из которой выскакивают маленькие, как будто радужные рыбки, существующие, конечно, для красоты.
А еще будут радуга, папа и мама жирафы, много божьих коровок и специальный длинный-предлинный шарф для каждого зверя, если вдруг они замерзнут.
Так мы с дочкой начали наше знакомство с глиной три года назад. Каждый раз игра получается новая и не похожая на предыдущие.
Для меня все началось с двух фантастических людей и их книг — Елены Григорьевны Макаровой, прозаика, арт-терапевта, автора чудесных книг о лепке с детьми «Освободите слона» и «Как вылепить отфыркивание», и Алексея Михайловича Лельчука, написавшего книгу «Глина с характером». В своей работе я постоянно опираюсь на их опыт, которым они щедро делились в рассказанных в книгах историях.
Этот материал экологичный, мягкий и податливый, по объему его может быть значительно больше, чем пластилина. И это дает возможность «вырастить» из глины как огромное дерево, так и малюсенькую мышку. Глина достаточно тяжелая, чтобы ребенок работал с большим куском, пользуясь не только пальцами и ладошками, но и рукой целиком, помогая себе всем телом. А это помогает развитию координации, мелкой и крупной моторики. Как писала известный детский психотерапевт из США Вайолет Оклендер, «Способность глины вызвать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для ребенка мостиком между ощущениями и чувствами». Также Оклендер упоминает в своей книге «Окна в мире ребенка», что детям, которым трудно подбирать слова и описывать свои чувства, работа с глиной помогает: она стимулирует развитие речи. А детям с противоположной проблемой, тем, кого упрекают в болтливости, глина помогает стать спокойнее, избавиться от необходимости постоянно говорить.
Детям, которым непросто контролировать агрессию, работа с глиной способна оказать неоценимую помощь. Для таких ребят иногда бывает нужнее и полезнее не столько отыгрывание в глине каких-то ситуаций, сколько возможность помять, побить, побросать большой кусок глины. Они могут лепить страшного монстра и победить его или договориться с ним: так глина помогает работать с детскими страхами
Развитие фантазии, взаимодействие и общение с ребенком и много удовольствия — это все тоже глина.
Что нужно для занятий дома
Лепить можно вдвоем с ребенком — это интересно и полезно. Но когда глиняную сказку создает несколько детей — 3−4 человека, это здорово расширяет круг возможностей. Дети учатся не только тому, что перечислено выше, но и умению договариваться, защищать свои границы, уважая при этом границы окружающих, вести диалог.
Если вы создаете свою глиняную сказку вдвоем, вам хватит трех килограммов глины. Если вас четверо, хорошо бы иметь 10 килограммов, можно чуть меньше. Глина должна быть мягкой, но прочной, и не ломаться или сильно трескаться при сгибании. Если глина суховата, можно обернуть ее мокрой тряпкой и положить в пакет, через 2−3 дня хорошо размять: материал готов к работе. Инструментов не нужно много, иногда достаточно стека и скалки, можно использовать зубочистки.
Использовать ли воду во время занятий? Это зависит от целей. Если вы планируете лепить фигурки, то вода будет лишней. Сразу получится глиняная жижа. Дети повозятся немного и оставят это занятие. Но возиться в ней — тоже увлекательно для ребенка. Разведите глину с водой в поддоне с высокими стенками, чтобы не испачкать все вокруг. Хотя на самом деле от глины нет особенной грязи: при высыхании она легко очищается от любых поверхностей и легко отстирывается.
В разном возрасте — разные задачи, и уже в два или два с половиной года можно знакомить ребенка с глиной. Можно лепить ему игрушки, которые он будет ломать, играть с ними, что-то к ним добавлять.
Например, у нас с сыном долгое время хитом были молоток и гвозди. Он лепил большой молоток, а я — гвозди, мы вместе забивали их потом в глиняный ком. Можно вылепить из глины курочку, которую нужно покормить маленькими глиняными семечками, можно слепить машинку, для которой нужны дороги. Вариантов тысячи, и можно все, что подсказывает вам фантазия! Благодаря таким занятиям у детей появляется интерес к творчеству — ведь есть возможность лепить то, что хочется и нужно именно сейчас. А если интересно, то сконцентрироваться на том, что делаешь, гораздо проще. Именно поэтому так полезны занятия с глиной тем, у кого есть проблемы с концентрацией и внимательностью.
Чем старше ребенок, тем больше подробностей появляется в ваших глиняных сказках. Рядом с курочкой возникает курятник, в курятнике — насест с яйцами, по двору, окруженному забором, бегают цыплята. Сначала по большей части лепит именно старший, а ребенок в основном играет с вылепленными игрушками. Но со временем появляются новые возможности, и тогда становится легко обыгрывать сказки и придумывать разные истории.
Что еще можно делать? Свозить верблюдов на Северный Полюс, устроить раскопки и найти развал древних амфор. Отправиться в кругосветное путешествие или на поиски сокровищ. Отплыть к подводному царю или забраться на Олимп. Сюжеты для игры могут быть самыми разнообразными. С детьми 5−6 лет можно лепить персонажей сказок, а потом в эти сказки играть, как делает Лельчук и его последователи.
Что нужно взрослому
Все, что от вас требуется, — это просто начать лепить. Делать это хорошо изящно не только необязательно, но даже вредно. Видя, как хороша фигурка взрослого, малыш может решить, что у него так не получится, а значит, и пробовать не стоит. Будет лучше, если вы попробуете лепить как ребенок.
Русская глиняная игрушка — отличный пример того, насколько понятными и читаемыми могут быть простые и лаконичные формы.
Любая совместная работа родителя и ребенка, приносящая радость, — прекрасна, она помогает наладить и поддерживать взаимопонимание, находить общий язык с ребенком. А это бесценно.
Читайте также:
16 интересных и полезных зимних развлечений
Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей
5 логопедических проблем, которые нельзя запускать
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное про воспитание, а также советы и лайфхаки для увлеченных родителей.