Сегодня мы начинаем наш большой многосерийный обзор огромного и крайне интересного музейно-пакового комплекса истории техники имени Г.К. Сахарова в Тольятти, где собрано огромное количество военной техники и вооружения различных родов войск, начиная от авиации и заканчивая ракетными войсками стратегического назначения.
И в первой части нашего обзора мы прогуляемся по его экспозициям, посвящённым военной авиации, где есть очень редкие и уникальные образцы.
Этот музей под открытым небом был создан по инициативе вице-президента по техническому развитию ОАО "АвтоВАЗ" Константина Григорьевича Сахарова, открыв свои двери посетителям 7 сентября 2001 г., а после кончины Сахарова был назван его именем.
Начнём мы осмотр с самых маленьких представителей авиации и постепенно перейдём к более крупным собратьям. Сначала посмотрим на самолёты.
Лёгкий учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт с багажником Як-18Т, с бортовым номером 44390.
Свой первый полёт этот самолёт осуществил ещё в 1967 г. и производится до сих пор на Смоленском авиационном заводе.
Конечно же здесь не могло не быть и многоцелевого лёгкого самолёта Ан-2.
Который осуществил свой первый полёт в 1947 г. и эксплуатируется до сих пор. К слову, сейчас такие производятся в Китае.
Военно-транспортный самолёт Ан-26.
Он произвёл свой первый полёт в 1969 г. и производился до 1986 г. До 2000 г. он также производился в Китае.
Ближнемагистральный пассажирский самолёт 3-го класса Ил-14, осуществивший свой первый полёт в 1950 г. и производившийся до 1959 г.
Реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт МиГ-15УТИ, созданный на основе истребителя МиГ-15, впервые поднявшегося в воздух в 1949 г. и производившегося до 1959 г.
А это уже чехословацкий учебно-боевой самолёт Aero L-39 Albatros, поставлявшийся для стран Варшавского договора.
Свой первый полёт он совершил в 1968 г. и производился до 1999 г.
Ещё один более старый чехословацкий учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 Delfin с бортовым номером 10.
Этот самолёт впервые поднялся в воздух в 1959 г. и производился до 1973 г.
Крайне редкий тактический разведывательный истребитель-перехватчик Як-27Р. Этот самолёт впервые поднялся в воздух в 1956 г. и производился с 1958 по 1962 гг.
Сейчас их во всём мире осталось всего пять, два из которых в России.
Лёгкий палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки Як-38 со складными крыльями.
Свой первый полёт он осуществил в 1970 г. и перестал эксплуатироваться в 2004 г.
Тоже довольно редкий образец.
Тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 с бортовым номером 07.
Первый полёт он осуществил в 1970 г, а его модификации производились до 2009 г. и эксплуатируются до сих пор.
Истребитель-бомбардировщик Су-17М4.
Впервые его первая модификация Су-17 поднялась в воздух в 1966 г.
Эта его модификация производилась с 1981 по 1988 гг.
А ярдом стоит и более ранняя модификация Су-17М.
Он производился с 1972 по 1975 гг.
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности МиГ-27М.
Свой первый полёт он произвёл в 1972 г.
Эти самолёты ушли в прошлое ещё в начале 1990-х гг.
Многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29.
Свой первые полёт он осуществил ещё в 1977 г.
А его модификации производились с 1982 по 2016 гг.
Последние его модификации до сих пор стоят на вооружении.
Двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 с бортовым номером 20.
Впервые поднялся в воздух в 1975 г и производился до 1994 г.
И этот самолёт также до сих пор стоит на вооружении.
Учебно-тренировочный сверхзвуковой высотный двухдвигательный двухместный военный самолёт МиГ-25РУ.
Свой первый полёт его базовый вариант совершил в 1964 г., а различные модификации производились до 1985 г.
Самый большой самолёт в экспозиции это тяжёлый дальний двухмоторный реактивный многоцелевой бомбардировщик-ракетоносец в модификации Ту-16К-26 с бортовым номером 10.
Ту-16 был первым серийным скоростным дальним реактивным ракетоносцем в СССР, способным нести ядерное оружие и стал прототипом для разработки гражданских пассажирских самолётов Ту-104 и Ту-124.
Свой первый полёт Ту-16 произвёл в 1952 г. и производился до 1963 г., а впоследствии неоднократно модернизировался в разные годы.
Модификаций этого ракетоносца было выпущено огромное количество, а данная модификация Ту-16К-26 был принят на вооружение 4 декабря 1969 г.
Кроме того этот самолёт был одним из самых долгоживущих боевых самолётов в советской авиации и снят с вооружения только в 1993 г.
Помимо того, что этот самолёт был носителем ядерного оружия, он имел и собственное оборонительное вооружение.
Это семь 23-мм пушек типа АН-23, размещённых в трёх спаренных башенных установках на фюзеляже, под фюзеляжем и в хвосте, а ещё одна носовая была жёстко зафиксирована под кбаиной.
Также на территории выставлен комплекс ВР-3 "Рейс" разведывательного беспилотного летательного аппарата Ту-143, выпускавшийся с 1973 г.
Самоходная пусковая установка СПУ-143 на базе тягача БАЗ-135МБ из состава этого комплекса.
Рядом стоит и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 с БПЛА Ту-143.
Она также на базе тягача БАЗ-135МБ
Всего до распада СССР было выпущено 950 разведывательных БПЛА Ту-143 с двумя основными модификациями носовой части телевизионной и фото разведки.
Фотоаппаратура позволяла распознавать предметы на земле в габаритах от 20 см с высоты 500 метров и на скорости 950 км/ч, а видеосигнал передавался по радиоканалу на наземные пункты.
Также существовали модификации, оборудованные средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по радиоканалу.
А это уже беспилотный летательный аппарат Ту-141 из состава комплекса оперативно-тактической разведки ВР-2 "Стриж".
Он предназначался для разведывательных операций на глубину в несколько сотен километров от линии фронта.
Но уже без пусковой установки.
Ну а теперь давайте перейдём к винтокрылым машинам.
Многоцелевой вертолёт Ми-2, осуществивший свой первый полёт в 1961 г.
Противолодочный палубный вертолёт Ка-27, осуществивший свой первый полёт в 1973 г.
Этот вертолёт производится с 1981 г. на Кумертауском вертолётном заводе и его модификации до сих пор стоят на вооружении.
Конечно здесь есть и многоцелевой вертолёт Ми-8Т.
Впервые Ми-8 поднялся в воздух в 1961 г., а его модификации производятся по сей день в Улан-Удэ и Казани.
Модификация Ми-8Т это транспортный вариант вертолёта.
Рядом стоит и ударный вертолёт Ми-24В, впервые поднявшийся в воздух в 1969 г. и до сих пор стоящий на вооружении во множестве стран мира.
К сожалению забыли его сфотографировать спереди.
Ну а теперь перейдём к гигантам.
Многоцелевой тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26 с бортовым номером 04, являющийся крупнейшим в мире серийным вертолётом.
Впервые он поднялся в воздух в 1977 г.
А его современные модификации производятся по сей день на заводе Росвертол.
Но таких в Российской авиации очень много.
А вот таких военных транспортных вертолётов-летающих кранов как этот Ми-10К с бортовым номером 06109 практически не осталось.
Первый полёт этот летающий кран совершил в 1960 г, а последний в 2010 г.
Причём произведено их в нескольких модификациях было всего 44 единцы.
Данный вариант Ми-10К с так называемыми "короткими ногами" и имел дополнительную кабину под фюзеляжем для точной работы.
При помощи этих вертолётов собирали огромные высокие телебашни, но изначально он проектировался для других целей.
По изначальной задумке первый вариант Ми-10 должен был транспортировать баллистические ракеты, но впоследствии от этой идеи отказались.
Но и это ещё не всё.
Рядом стоит ещё один многоцелевой тяжёлый транспортный вертолёт Ми-6 с бортовым номером 37, поставивший 16 мировых авиационных рекордов.
Свой первый полёт он совершил в 1957 г. и производился до 1980 г.
Сейчас такие остались в эксплуатации только в Узбекистане и вроде бы ещё одна машина есть в Лаосе.
Конечно мы показали не всю авиационную технику этого музея, но всё же почти всю, а в следующих статьях мы покажем другие экспозиции с бронетехникой, ракетами и даже подводной лодкой.
Ну а на этом пока что всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.