Люблю передвижников за то, что каждая картина у них - это повествование. Рассматриваешь полотно, погружаешься в этот мир, будто читаешь рассказ - неторопливый, обстоятельный. В общем, "картина маслом", как сказал наш любимый персонаж.
Вот перед нами полотно замечательного художника Николая Неврева "Воспитанница", созданное в 1867 году. Что здесь непонятного? Всё ж художником уже рассказано. Барская усадьба с богатым убранством, на стенах портреты солидных предков. Существует такое мнение, что интерьер художник списывал с дома Павла Третьякова, с которым был очень дружен.
Есть ещё один нюанс, который добавляет интриги. В 1859 году была напечатана пьеса Александра Островского под таким же названием и постановку её сразу же запретили. Почему? Скажу.
Картина отдалённо напоминает сюжет пьесы. Там барыня богатая властная дама, которая привыкла открывать дверь ногой, входя в любой кабинет. Нет, не потому что она такая солидная персона, а просто самодурка с зашкаливающим чувством собственного величия.
Любит барыня заниматься благотворительностью, причём там, где её не просят. Её страсть - пристраивать девушек замуж, часто против их воли. Да, она так борется с безнравственностью, всё должно быть по закону.
Дошло до того, что соседи и знакомые стали прятать от неё своих дочек. Ну, что ж! Она завела бедных приживалок "воспитанниц", которых пристраивала по собственному усмотрению, не считаясь с их желаниями. Доходило до полного самодурства.
Скажу сразу, что картина не копирует сюжет пьесы и не является иллюстрацией к ней. Ну, а на полотне перед нами предстаёт добрая барыня, которая с сочувствием относится к "положению" девушки. А то, что девушка беременна, автор явно намекает. Рука с книгой прикрывает округлившийся живот, а на шкафу стоит ваза одного цвета с её платьем и округлой формы.
Барский сынок - красавец подпоручик. Смущённо отвернулся и крутит ус. Барыня конечно знает, кто воспитаннице животик округлил. Грех надо прикрыть, а значит срочно выдать замуж. Какая разница за кого! Кто её спрашивает?
Судя по всему, не спрашивают не только девушку, но и рыжего паренька, которого привёл священник. Выглядит парнишка довольно робким. Ясно, что не из богатых. Приданое за девушкой барыня даст небольшое, зато он получит бесплатную работницу в дом.
В пьесе Островского барыня показана жуткой самодуркой, к тому же очень глупой. Пьесу, которая была издана в 1859 году, сразу же запретили к постановке, так как автор очень красочно живописал вседозволенность крепостников и таким образом оскорбил светлый облик дворянства.
Через несколько лет пьесу разрешили поставить на сцене, а художник Николай Неврев представил свою картину.