Для того, чтобы общение с объектом ваших манипуляций было результативным, необходимо не только уметь замечать изменения в психосостоянии собеседника, но и использовать следующие правила: перед общением необходимо провести этап предварительной подготовки, заключающийся в следующем: получением первоначальной информации об объекте, прояснением того, что нужно достичь в результате разговора (максимум и минимум), обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и другими факторами), прогнозированием подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств контакта с объектом.
Также следует по возможности четко обозначать следующие цели: изучение психологии и диагностика объекта, установление более тесных контактов, обеспечение сотрудничества, обсуждение конкретной проблемы, получение нужной информации, передача - при необходимости - дезинформации, убеждение или принуждение в чем-то.
Если контакт состоялся, выделяют следующие фазы такого общения с объектом: предварительная подготовка, начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника, лоббирование своей темы и направление беседы в предусмотренном вами направлении, а равно завершение диалога с закреплением достигнутого результата.
Необходимо четко улавливать любые изменения в психофизиологическом состоянии вашего собеседника. В случае появления негативных реакций (их можно заметить по резкости фраз, зажатости позы, узости зрачков и т.п.) необходимо снять подобный негатив различными психологическими приемами
(мимикой, жестами, т.н. подстройкой — копированием поз, нужными словами, произносимыми с необходимой соответствующему моменту интонацией, той же, например, шуткой, и т.п.) Особенно важно снять негатив в начале разговора.
Также следует обратить внимание на окончание разговора (чтобы оставить хорошее мнение о себе и добиться закрепления в подсознании объекта введенных вами установок).
При установлении контакта с объектом следует помнить, что закрепление знакомства становится возможным при создании благоприятных ситуаций, часто возникающих сами по себе, поэтому иной раз становится попросту важно не пропустить момент. Оптимальные варианты знакомства часто зависят от
профессии, пола, возраста, национальности, социального положения, культурного уровня, характера, привычек и прочих индивидуальных особенностей человека, а кроме того, от его настроения, места действия, окружающей обстановки и иных, в различной степени влияющих, факторов.
При необходимости контакта с объектом обычно сразу же выбирается программа общения: симметричная или дополнительная, которая в последствии сохраняется, зачастую, в неизменном виде. Симметричная модель подразумевает равенство (возрастное, интеллектуальное, социальное, и т.п.)
общающихся сторон. Дополнительная программа утверждает неравенство и фиксирует дистанцию общения. Исходя из специфики психики, следует помнить, что большинство людей сразу же, с первых минут контакта (по первому впечатлению), составляет мнение о новых знакомых. На более пятидесяти процентов подобное зависит от визуальных впечатлений, на тридцать с
небольшим процентов от манеры говорить, и только на менее чем десять процентов — от того, что говорит другой человек. Поэтому для достижения необходимого результата необходимо изначально продумать свой внешний вид и манеру поведения исходя из предпочтений объекта. Если нет возможности заранее узнать о таких предпочтениях, необходимо интуитивно выявить их в
процессе общения, при необходимости используя подстройки (мимика, жесты, поза, проч.) к нужному объекту. В осуществлении этого поможет следующая информация:
— благодаря такой специфики психики, как окрашивания одним качеством всех остальных, общее благоприятное впечатление о человеке обеспечивает позитивные оценки его пока еще неизвестных (в частности моральных) качеств; и — наоборот;
— явная физическая привлекательность улучшает положительную оценку как черт личности, так и отдельного поступка;
— если мужчину сопровождает хорошо одетая женщина с симпатичной внешностью, он оценивается выше, чем в сопровождении некрасивой и неаккуратно одетой женщины;
— мужчины ниже, чем полагают женщины, оценивают их деловые и интеллектуальные качества, а женщины ниже, чем полагают мужчины, оценивают их физическую привлекательность;
— когда встречаются мужчина и женщина, бессознательно они оценивают друг друга с эротических позиций, хотя и внешне в основном стараются не обнаружить подобного:
— застенчивость бессознательно воспринимается как привлекательность;
— приветливая доброжелательная улыбка способствует возникновению доверительности, сметая недоверие и недопонимание;
— честное, твердое, мужественное рукопожатие в сочетании с прямым взглядом в глаза повышает фактор вашей привлекательности;
— энергичная выразительная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия;
— собеседник, который смотрит в глаза, симпатичен, однако пристальный или неуместный взгляд в глаза создает неблагоприятное впечатление, ибо воспринимается как признак враждебности;
— к людям, которые при общении отклоняют корпус назад или разваливаются в кресле, относятся заметно хуже, чем к тем, кто наклоняет корпус к собеседнику (последнее воспринимается как заинтересованность);
— женщина может нравиться больше, если она сидит в спокойной позе с непересекающимися руками и ногами;
— скрещивание рук на груди показывает вашу «закрытость» и в ряде случаев способно разрушить вроде как и образовавшийся контакт;
— выраженные крайности в одежде (в т.ч. очень модный или слишком устарелый костюм) часто могут сыграть отрицательную роль в установлении контакта;
— женщины оценивают мужчину менее чем за минуту, обращая при этом особое внимание на его речь, глаза, прическу, руки, обувь, одежду;
— внешний вид обычно располагает к последующему доверию;
— дружеская обстановка, вкусная пища, приятная музыка, неожиданное везение и все прочие моменты способны привести объект вашего воздействия в благодушное настроение, а значит и положительное отношение к вам;
— порой важную роль играет вовремя сказанный комплимент.
При контакте с объектом необходимо исключить (особенно в первых фразах) извинения и выказывания признаков неуверенности (кроме специальных приемов), любого проявления неуважения и пренебрежения к собеседнику, а
также психологическое давления, вынуждающего вашего собеседника занимать оборонительную позицию. Исходя их тех или иных особенностей психики объекта, необходимо пользоваться следующими правилами для установления и закрепления контакта:
— с особо чувствительными и болезненно ранимыми — избегать всего, что неприятно им; при этом помнить, что если таким людям-невротикам все время потакать — они станут тиранами;
— с недоверчивыми и подозрительными — быть предельно осторожным и терпеливым;
— со сварливыми — быть твердым и решительным, а если нужно — дать отпор;
— с теми, кто капризен — разговаривать спокойным тоном и не обращать внимание на их капризы;
— с излишне хвастливыми и самоуверенными — прибегать к иронии;
— с лицами застенчивыми или без чувства юмора — избегать какой-либо иронии.
Также следует помнить, что человеку обычно нравится, если вы:
— начинаете разговор на интересующую его тему или задаете вопросы, на которые приятно отвечать;
— помните его имя;
— искренне даете объекту почувствовать его значительность и превосходство в какой-нибудь области;
— проявляете внимание к объекту и предоставляете ему возможность что-нибудь рассказать о себе;
— излагаете свое мнение — которое полностью совпадает с мнением объекта (это ему понравится и расположит вас к нему, а значит через время можете смело начинать программировать его психику, потому что вследствие доверия к
вам барьер критичности психики вашего собеседника заметно ослабнет, и исходящая от вас информация будет беспрепятственно проникать в его мозг, откладываясь в его памяти и в последующем влияя на сознание, а значит и на поступки такого индивида, ставшего объектом ваших манипуляций).
Очень важно помнить, что для того, чтобы установился раппорт (раппорт - устойчивая психологическая связь между вами и собеседником, во время которой ваш собеседник будет пребывать в гипнотической зависимости от вас,
хотя и не будет при этом спать), так вот, чтобы установился раппорт – необходимо общаться даже с незнакомым раннее объектом как со своим старым знакомым. При этом, если вы не знакомы с объектом, следует по его
внешнему виду и повадкам максимально близко выявить его сущность (психоэмоциальный уклад), и далее уже в соответствии с этим строить свое общение с этим субъектом, исходя из необходимости сразу, с первых минут разговора, расположить его к себе. Тогда, позже, станет легче воздействовать на
его психику в русле программирования мыслей, поступков и различных реакций организма.
В случае, если только предполагается контакт с объектом, можно инициировать следующие способы установления подобного контакта:
1. Провоцирование объекта на оказание вам помощи:
— симулирование падения на улице, внезапной слабости и иных симптомов, связанных со здоровьем;
— имитация неловкости, выронив в удобный момент что-либо из рук;
— «забывание» своей вещи рядом с объектом;
— обращение с просьбой дать закурить или подсказать несложную (улицу, магазин, время...) информацию;
— провоцирование сочувствия к вашей беспомощности (сломанная машина, тяжелые вещи и т.п.); наиболее подходит для женщин.
2. Прибегание к помощи, которую оказываете объекту вы:
— четкое использование случайной или организованной неловкости объекта в связи с недостатком информации о чем-либо (показать определенное место, объяснить, как что-то сделать, и т.п.);
— ловкое задействование случайной, предусмотренной или созданной потребности для объекта в какой-либо услуге (оказать услугу в наладке машины, предложить лишний билетик, подвезти куда-либо, помочь перевезти вещи и т.п.);
— ненавязчивое предложение себя объекту в качестве человека, необходимого ему в данный момент времени (для «изливания души», для распития алкогольных напитков, для игры в карты или шахматы и т.п.);
— имитация нападения на объект преступного элемента и «спасение» его в минуты «угрозы для жизни».
3. Знакомство через общих знакомых:
— якобы случайная встреча у определенных лиц (от которых вы предварительно получили информацию, что у них будет необходимый вам объект);
— непосредственная просьба к общему знакомому познакомить вас;
— подведение общего знакомого к мысли свести вас как людей с общим увлечением (хобби) или способных быть полезными друг другу (прямой просьбы при этом нет);
— заинтересовывание общего знакомого его личной выгодой в вашем знакомстве с объектом.
4. Знакомство на различных культурных или спортивных мероприятиях (в кино, в театре, на концерте, на стадионе и т.п.) путем предварительного обеспечения себя якобы случайным соседством с объектом (билетами от общего знакомого и т.п.):
— подключение к эмоциональному реагированию объекта на зрелище;
— инсценирование роли «новичка», интересующегося мнением «специалиста»;
— выдача безадресных замечаний, могущих заинтересовать объект;
— кратковременное оставление своего места с просьбой присмотреть за ним.
5. Знакомство в очередях (в магазине, в кассе вокзала, проч.), учитывая, что общность ситуации сближает людей:
— организация общего разговора на какую-либо актуальную тему (путем подачи безадресных реплик или реагирования на таковые);
— кратковременное покидание очереди с просьбой присмотреть за оставляемой вещью и местом.
6. Знакомство на основе хобби:
— занятие одним делом с объектом (тренировка в одном фитнес-центре, бег в парке, посещение магазина и т.п.);
— обращение к нужному человеку по чьей-то рекомендации (предложение о покупке или обмене, просьба о консультации и т.п.).
7. Знакомство через детей (в поездах, парках, детских садах и т.п.):
— дружба детей, которые в итоге и сводят вас с объектом;
— оказание помощи ребенку объекта на глазах у объекта (поднять упавшего, отогнать собаку и т.п.);
— инсценирование пропажи ребенка и разыгрывание роли его спасителя.
8. Вызов интереса к себе (инициатива знакомства здесь должна исходить от объекта):
— зная слабости объекта, привлечение его внимания игрой на этих слабостях (для женщин, если объект мужчина, имитация сексуальной заинтересованности, и т.п.; для всех категорий — привлечение внимания с помощью одежды, шуток,
анекдотов, оригинальных суждений, интересной информации, притягательных намеков о своих возможностях что-то достать, нечто узнать, куда-то устроить и т.п.);
9. Ряд других способов в зависимости от информации, имеющейся на объект. При этом необходимо иметь в запасе несколько различных вариантов подобного рода установления отношений с объектом. Желательно не проявлять слишком явный интерес к объекту, тем более слишком явно договариваться на
последующие встречи, но и совсем упускать контакт нельзя, помня о том, что если вы не будете напоминать о себе — о вас попросту забудут. При этом желательно чтобы инициатива о следующей встрече исходила от объекта.
Основными побуждениями к более частому общению могут служить:
— потребность в доминировании;
— потребность во внутреннем комфорте;
— потребность в самоутверждении;
— потребность в сочувствии и понимании;
— давление со стороны других;
— деловое сотрудничество.
При этом завязавшееся знакомство необходимо развивать дальше. Для этого могут служить такие психологические приемы, как случайные встречи (театр, кино, магазин, проч.), игра на слабостях и проблемах (дать деньги в долг, достать дефицитный товар, например билеты в театр или на концерт, и т.п.), инсценирование неприятностей и неожиданное предложение в минуты отчаяния нового знакомого «помочь их устранить», и т.п.
Если контакт устоялся и объект оказался «на крючке», желательно слегка снизить вашу активность. Объекту необходимо показать кто вы, а кто он, для этого желательно применить особые психологические приемы, которые бессознательно укажут объекту, что ему необходимо понимать, что вы по
значимости выше чем он в этой жизни, а значит, вы не должны быть как другие, в т.ч. и как объект, поэтому необходимо создать некую едва уловимую дистанцию между собой и объектом, но так, что если бы вы поманили его — он тут же, бросив все, прибежал бы за вами, в искренней готовности выполнить любую вашу просьбу.
В случае, если контакт по каким-то причинам срывается, или только предстоит общение с неизвестным лицом, необходимо внимательно следить за следующими компонентами этого человека (объекта вашего воздействия): мимикой, жестами, тембром голоса, пауз в речи, походкой, движениями глаз,
оговорками, повторениями в словах, возникающими ассоциациями у объекта, выбор им тем для разговора и проч. Для этого необходимо выявить объект на предмет правды и лжи, для чего, помимо прочего, следует вынудить рассказывать о себе, причем периодически, через определенный промежуток
времени задавать как бы невзначай уточняющие вопросы по теме предмета его недавнего рассказа, и тем самым сопоставлять озвученные раннее объектом факты. При этом ваша мимика и тембр речи должен быть максимально
нейтральными, чтобы в случае, если заметите у объекта тень недоверия, успеть вовремя подыграть ему, искусственно приняв его точку зрения (а самому тут же сделать надлежащие выводы и впредь быть осторожнее).
Так же необходимо помнить, что:
— заявляемые людьми жизненные установки мало связаны с их невербальным поведением (говорят одно, а делают другое);
— эмоции, вызванные заочной оценкой ситуации, часто бывают сильнее, чем возникающие при реальном контакте с такой ситуацией;
— человек быстрый и смелый в беседе может оказаться совершенно иным в экстремальной ситуации;
— человек раскрывается, когда рассказывает о себе;
— собеседник познается в споре;
— ни в чем так не проявляется характер людей как в том, что они находят смешным;
— манера смеяться является самым хорошим показателем характера человека;
— разговоры на отвлеченную тему позволяют определить интеллект, сметливость, ловкость, реакцию собеседника;
— чтобы понять симпатии и антипатии объекта, области приемлемого для него и определяющие мотивации, следует прояснить его отношение к различным известным вам личностям (историческим, киногероям, литературным персонажам и проч.);
— чем жестче стереотип, тем большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть его сомнению;
— ответная реакция на утверждение всегда содержит больше информации, чем ответ на точно сформулированный вопрос;
— перемена (ухудшение) погоды часто вызывает апатию и замедление реакции;
— не следует принимать молчание за внимание (это может быть лишь погруженность в собственные мысли);
— когда объект во всем вас понимает и соглашается — следует с опаской доверять такому пониманию;
— человеку свойственно преувеличивать ценность событий, подтверждающих его гипотезу, и недооценивать информацию, заключающуюся в противоречащих ей фактах;
— тревожный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем не тревожный;
— следует помнить, что объект слышит и понимает намного меньше, чем хочет показать;
— стоит человеку в чем-то проявить себя лидером, как на него и в других ситуациях будут смотреть как на лидера;
— поведение человека чаще всего меняется на публике по сравнению с поведением в одиночестве.
Также следует обращать внимание, что в общении с другими человек часто руководствуется следующими категориями, исходящими из психологического понимания личности:
— слишком жаркая погода часто действует удручающе на человека, поэтому рекомендуется важные встречи проводить в прохладное время; однако, если необходимо проводить в общении какое-то свое воздействие, то следует помнить, что в жаркое время человек уже немного находится в суггестивном (внушаемом) состоянии сознания;
— доверительный контакт, для лучшего восприятия индивида, рекомендуется поводить в спокойной обстановке, без громкой музыки и лишнего шума, отвлекающего объект от восприятия вашей информации;
— объект более восприимчив в состоянии сильных эмоций;
— если вы можете оказаться чем-то полезным объекту, он будет с большим вниманием слушать вас, а значит и становится более подвержен манипуляциям и вашему воздействию на его психику;
— ваша уверенность и искренняя убежденность в то, о чем вы излагаете, всегда подкупает объект;
— начиная разговор, необходимо говорить с объектом на привычном ему языке (если это простой человек — говорите проще; если ученым — вставляйте научные термины, и т.п.);
— помните, что люди любят рассказывать о себе;
— начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит «да» с заметным удовольствием; тем самым завоевывается доверие собеседника;
— приятно беседовать с людьми, имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу;
— общаясь с объектом - желательно подстраиваться под его эмоциональное состояние и отзеркаливать его позу;
— устойчивый контакт глазами с объектом выказывает вашу заинтересованность и вдохновляет объект на продолжение монолога;
— ваше искреннее сопереживание объекту способствует его большей откровенности;
— любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи;
— грамотно (ненавязчиво; по ситуации) используйте комплименты;
— не следует слишком много задавать объекту вопросов, чтобы это не походило на допрос и бессознательно не вызвало зажатость объекта;
— следует меньше говорить о себе;
— необходимо улыбаться во время общения с объектом;
— нельзя льстить, казаться высокомерным, быть грубым, угрюмым, болтливым, давать непрошеные советы.
Заканчивая диалог с объектом ваших манипуляций, помните, что необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится. При этом нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний, потому что последние фразы разговора запоминаются лучше всего.
В общении с объектом необходимо обращать внимание на жесты его тела. Обычно они выдают истинные взгляды объекта, так как мимика и жесты (как и оговорки, описки, и т.п.) являются бессознательным проявлением истинного взгляда человека на тот или иной вопрос.
Возможны следующие непроизвольные (бессознательные) реакции тела:
— покраснение лица (иной раз пятнами) — стыд, гнев;
— побеление лица — страх, признак виновности;
— расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
— сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;
— усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) — тревога, страх, стыд, обман;
— снижение частоты пульса — повышенное внимание;
— быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;
— короткое дыхание через нос — злость;
— нарушение дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;
— пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда) — страх, обман;
— внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;
— испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;
— дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) — внутреннее напряжение, страх, обман;
— скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.
По позам объекта также становится возможным выяснить его истинные намерения:
— Уверенность в себе.
Приподнятый подбородок. Руки могут сцепляться за спиной, упираться в бока, засовываться в карманы при оставлении больших пальцев снаружи и др. Если в таком состоянии объект садится на стул, но он словно «оседлывает» его. Или садится, и забрасывает ноги на стол или подоконник. Руки при этом могут
закладываться за голову, либо соединяются концами пальцев при разведении ладоней. Глаза почти прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове. Улыбка с приспущенными бровями. Решительность и лаконичность речи. Скупость в передаче деловой информации. Повышенная заинтересованность проблемами, целями и обязанностями других. Спокойствие.
— Осознание своей слабости.
Убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой. Стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо. Вымученная улыбка. Сомнения в подборе слов и прерываемая речь. Поспешность и готовность в выдаче информации. Суетливость.
— Воля к сопротивлению.
Средняя громкость голоса, твердый холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, точная дикция...
— Внутреннее напряжение.
Зажатость в позах и движениях, стремление опереться или прислониться к чему-либо, скрещенные лодыжки у сидящего. Предельно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты. Изменение
тембра голоса, внезапные спазмы гортани, скрип зубами, заикание, несоответствующий моменту хохот, увеличение числа шаблонных фраз, пренебрежение речевыми паузами, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами.
— Усталость или угнетенность.
Тусклый и остекленелый взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос, с падением интонации к концу отдельной фразы.
— Враждебность.
Отодвигание от партнера, сжимание кулаков при скрещенных руках, отклон головы назад и обрывание чужой речи. Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко уменьшенными зрачками.
— Нервозность и неуверенность.
Суетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, движения руки поперек тела (взять или поправить что-то), покусывание ногтей, отбрасывание «мешающих» волос со лба, усиленная мимика рта, закусывание губ, высокий и пронзительный голос, быстрая речь, испарина, пот.
— Хорошее настроение.
Улыбка на лице, активная жестикуляция, расширенные зрачки, расстегнутый пиджак, бодрое насвистывание какой-либо мелодии, пускание дыма от сигареты вверх, общительность...
— Плохое настроение.
Походка с волочением ног, заметно суженные зрачки, взгляд, устремленный к земле, пускание дыма от сигареты вниз, замедленная речь, угрюмое молчание, раздраженный голос, придирки к совершенно безобидным словам и провоцирование на ссору, враждебность.
В ответ на внешний раздражитель (слово, фразу, действия) объект может реагировать следующим образом, позволяющим раскрыть его внутреннее мнение о происходящем:
— удовольствие — значительное расширение зрачков, активно расплывающаяся по лицу улыбка и мелодичный голос;
— неудовольствие — сужение зрачков, резкие удары ногой по земле или воздуху;
— заинтересованность — склонение головы набок, взгляд искоса, сопровождаемый при этом улыбкой или слегка приподнятыми бровями, вытаскивание сигареты изо рта;
— скука — смещение взгляда на соседствующие предметы и в потолок, сугубо механическое рисование чего-то на бумаге;
— смущение, стыд — закрытие, а также опускание и отведение глаз, покраснение (иной раз пятнами) лица, усиленный пульс крови, отслеживаемый в венах рук или артериях шеи, затруднения дыхания, испарина, пот;
— недоверие — складывание рук на груди, почесывание пальцем спинки носа, отвод и возвращение взгляда назад;
— неодобрение и несогласие — покачивание головой из стороны в сторону, сбивание «ворсинок» с одежды, скрещивание рук на груди, растягивание речевых пауз;
— ложь — отводы взгляда в сторону и книзу, почесывание века пальцем и растирание ладонью затылка, прикрывание рта рукой в моменты речи, «бегающие глаза», частое моргание, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), судорожные движения горла, проблемы с дыханием,
усиленные пульсации крови, отмеченные в венах рук или артериях шеи, испарина и пот, дрожь в мышцах тела (пальцах конечностей, фрагментах лица), возникновение в диалоге речевых недостатков вроде повтора слов или обрыва фраз на полуслове (перед обманом), форсирование громкости речи, а также заикание и покашливание;
— страх — заметно выраженное побледнение лица, пересыхание рта (сглатывание слюны, облизывание губ, жажда), проявленное биение пульса в венах рук или артериях шеи, дрожь в пальцах рук и мышцах лица, высокий голос, «бегающие глаза»;
— виновность — некие изменения в цвете лица (побледнение);
— злость (гнев) — сжатие кулаков, пощипывание ладони, «свирепое» раздавливание сигареты в пепельнице, пинание или грубое отбрасывание чего-либо, испарина и пот, значительное покраснение (иной раз пятнами) лица, короткое и шумное дыхание через нос;
— вероятность нападения — резкое побеление лица, внезапное сужение зрачков, оскаливание зубов.
Поэтому, общаясь с объектом, необходимо обращать внимание на:
— величину зрачков (сужение или расширение);
— цвет лица (побеление или покраснение);
— биение пульса (на шее, на висках и на запястьях рук);
— дыхание (по колебаниям грудной клетки, а также по ямочке у основания шеи);
— сухость рта (по сглатыванию слюны или облизыванию губ);
— потливость кожи (на ладонях рук и лице);
— тремор мышц (дрожь в руках, в пальцах конечностей и в некоторых частях лица).
Для налаживания контакта с объектом следует помнить о следующих способах.
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что человеку приятно слышать свое имя.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе.
5. Ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника.
6. Давайте людям почувствовать их значительность.
Существует двенадцать способов убеждать в своей точке зрения:
1.Уклониться от спора.
2. Никогда не говорить человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это честно.
4. Сразу покажите свое дружеское расположение.
5. Пусть ваш собеседник с самого начала будет отвечать вам «да».
6. Дайте собеседнику выговориться.
7. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
8. Попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.
9. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям собеседника.
10. Взывайте к благородным побуждениям.
11. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
12. Бросайте вызов.
Способы изменить точку зрения собеседника:
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинства.
2. Обращайте внимание на ошибки собеседника, делая это в косвенной форме.
3. Прежде, чем критиковать, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.
5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
6. Хвалите собеседника за каждый даже самый скромный успех и не скупитесь на похвалу.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
И самое главное – относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Сергей Зелинский (чемпион мира, профессор психологии, доктор философии, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, преподаватель 3-х вузов, автор 250 книг)
Представлены картины художника: Коровин, Константин Алексеевич (1861-1939)