Найти тему
Денис Николаев

The Turtles - The Turtles Present the Battle of the Bands - 1968

Недолго думая, отвечаем на вопрос, чему ещё положила начало эпоха психоделии. Перед вами один из первых концептуальных альбомов американской группы The Turtles, их 4-ый альбом. Это образец крайне интересного, по-настоящему интеллектуального и вместе с тем непринуждённого рока, сродни уже какому-то постмодернизму. Альбом представляет собой 12 композиций, которые написаны в разных стилях и жанрах и, которые исполняют как бы разные вымышленные группы. Сам коллектив группы изображён в костюмах, как бы ведущими всего этого ироничного музыкального шоу, где, очевидно, разворачиваются музыкальные баталии между вымышленными группами поп-рока, которые вполне реально могли существовать. Интересно здесь то, что Turtles пародируют самые избитые и популярные стили всей психоделической волны в период с 1965-ого по 1968-ой годы и делают это мастерски. 1 композиция - это непринуждённый эстрадный рок-н-ролл с трубами, который отсылает нас одновременно и к джазу и к соулу; 2 - мягкий психоделический поп-рок в стиле Beach Boys; 3 - пародирование Битлов при чём на уровне, им не уступающим; 4 - фолк с бархатным низким голосом; 5 - классический блюз-рок, который уж очень напоминает ранних Роллингов или The Who; 6 - драйвовый органный гаражный психодельчик; 7 - классический сёрф-рок; 8 - этническая фолк-композиция, которая слегка отдаёт хип-хопом; 9 - (композиция, которую я прикрепил) - оркестровая баллада с синтезатором и волшебной многоголосицей; 10 - кентерберийский прогрессив-рок сродни мюзиклу; 11- поп-рок; 12 - протяжный, меланхоличный фолк. Как вы видите, разброс очень большой и Turtles получилось передать всю звуковую многогранность периода ранней психоделии. По сути, их эксперимент представляет собой яркий срез популярной музыки 60-ых годов и одно это уже уникально.

Музыка чуть ли не впервые выходит за рамки музыки, музыка становится элементом игры, музыка становится перформансом, инсталляция, статистикой и это крайне интересно. Дальше это всё перетечёт в рок-оперы, первые из которых, кстати, появятся в этом же 68-ом году, в поиски кентерберийских музыкантов, в эксперименты Фрэнка Заппы и в конце концов придёт к прогрессив-року.

Артур Браун подарил рок культуре феномен эпатажности, феномен шоу, и последующие великие музыканты это переняли, Blue Cheer значительно утяжелили звук, родив хэви-метал, а Turtles пустили психодел в русло интеллектуализма и игры. Это очень интересно.

Сама композиция, которую я выбрал потрясающая, иногда слушаю её просто так по нескольку раз подряд и хочется слушать ещё. Протяжная многоголосица с лёгкой оркестровкой, словно уносит тебя в другой мир. Хоть эта песня и является переработкой The Byrds, очевидно, что она получилась лучше. Интересно, как здесь задаётся психоделический мотив одними лишь голосами. Примечательно, что к некоторым песням с альбома тексты писал знаменитый американский песенник Гарри Нильсон, тот самый, который записал потрясающий альбом "Нильсон - Шмильсон". У самих черепах всего 5 альбомов, также особенно ценится их третий Happy Together. Жаль, что группа распалась. Интересно, к чему бы привела их игра в период прогрессив-рока.