Найти тему
Мытищинский Музей

2 февраля – День воинской славы России. В этот день в 1943 году советские войска разгромили немецко-фашистские войска в Сталинградской битве

2 февраля 1943 года советские войска разгромили немецко-фашистские войска в Сталинградской битве.

«За Волгой для нас земли нет!». Из книги «Мы подвиг ваш помним». Воспоминания участника Сталинградской битвы Р. Гинзбурга.

«Для меня участие в этих боях началось на рассвете 20 августа 1942г. За несколько дней до этого наша 64-я стрелковая дивизия была поднята по тревоге и форсированным маршем двинулась по степи. Не трудно было догадаться, что конечный пункт лежит где-то в районе Сталинграда. Шли только ночью.

На рассвете 23 августа наша батарея с ходу готовит орудия к бою. Пехота из походной колонны рассыпается в цепь и продвигается вперед. Следуем за ней. Переходим большой овраг. Слева у нас Волга, справа – село с ветряными мельницами. Это Еразовка…

За день несколько раз меняем наблюдательный пункт и огневые позиции орудий. И все время вперед. К вечеру выясняется, что отогнали немцев на несколько километров. На горизонте огромная туча дыма – горит Сталинград. Узнаем задачу: пробиться к городу и соединиться с 62-й армией Чуйкова.

К концу четвертых суток ребята измотались. Есть потери. Убит старший из нас - Балашов. Бывший полярник добровольцем пошел на фронт, хотя как все полярники имел "бронь".

Потеряли счет дням. Каждый день проходит в непрерывных атаках и контратаках. НП находится всегда в боевых порядках пехоты и потому иногда приходится особенно туго. Командир дивизиона капитан Колесников награжден орденом Красной Звезды за то, что отразил атаку фашистов огнем батарей, вызвав огонь на себя. А скоро это стало обычным делом.

С питанием трудности. Горячую пищу не всегда доставляют, а потому питаемся «подножным» кормом. Недавно съели верблюда. А бульон пропал – снаряд угодил прямо в котел. Жертв не было, но повару строго приказали держаться подальше от пушек.

Все больше холодает. Земля не поддается лопате. Копаем щели, чтобы можно было только сидеть, покрываем ящиком из-под снарядов, крышка ящика – дверь. Печурка из цинкового патронного ящика, труба из снарядных гильз. Топливо – порох от оставшихся зарядов. Надо подсыпать в огонь горстями понемногу, чтоб не взорвался. Говорят о большом наступлении.

Перед 19 ноября несколько дней запрещено пользоваться радиосвязью. Прибывает огромное количество артиллерии, «катюш» не видел с 41-го года, сейчас стоят рядами по несколько штук. Ребята говорят, что эти части – резерв главного командования. 19-го началась артподготовка. Такого мы еще не видели. Отдельных разрывов не слышно, стоит сплошной гул.

В этот же день двинулись вперед. Какое же это счастье, неизведанное давно чувство! Занимаем немецкие блиндажи. Некоторые огромные, с кроватями и зеркалами. Впервые моемся в бане: бочке, накрытой палаткой. 22 ноября в кольце оказываются 22 немецкие дивизии. К 20-м числам декабря до армии Чуйкова осталось километров пять.

Все переменилось. Теперь наша авиация господствует в воздухе. Немцам приходит конец. Мы уже подходим к заводу «Баррикады». 31 января сдался Паулюс.

2 февраля наступила тишина. В снежной степи бесконечные колонны пленных, закутанных в разное тряпье. Мы двигаемся к станции Котлубань, грузимся в эшелоны.

Перелом в войне в нашу пользу чувствовал без преувеличения буквально каждый солдат.

Нельзя забыть товарищей, отдавших свою жизнь за победу под Сталинградом».

Биографии мытищинцев – героев Великой Отечественной войны на сайте музея: https://mytyshimuseum.ru/