Почему «Властелин колец» так популярен?
Мир Средиземья, который создал английский лингвист и писатель Джон Толкин, завоевал сердца миллионов поклонников по всему миру. Романы из цикла «Властелин колец» были переведены более чем на 25 языков, их суммарный тираж превысил 100 миллионов экземпляров. Экранизации собрали в прокате около трех миллиардов долларов. «Властелин колец» дал толчок к бурному развитию жанра фэнтези в литературе. Большинство авторов, работающих в нем, так или иначе опираются на творческое наследие Толкина.
Красноречивое подтверждение неугасающей популярности произведений писателя — движение толкинистов, которое образовалось вскоре после выхода романов и остается активным по сей день. Его участники пишут фанфики по вселенной «Властелина колец», участвуют в косплей-фестивалях, проводят ролевые игры по мотивам саги и даже учат языки, которые автор создал для различных народов Средиземья. Наибольшей популярностью среди фанатов пользуются квенья и синдарин — языки эльфов: ими владеет несколько сот тысяч человек, по ним составляются учебники и пишутся диссертации.
Появление толкинистов
В западных странах движение толкинистов стало бурно развиваться в 1960-е годы, еще при жизни автора. Взгляды писателя на различные морально-этические проблемы отлично вписались в идеологию популярной в те времена субкультуры хиппи, поэтому его книги были с восторгом приняты ее представителями. К ним присоединились не менее многочисленные любители фантастики и просто юные идеалисты, которых всегда было немало. В итоге движение толкинистов стало по-настоящему массовым.
Фанаты писателя оказались чрезвычайно деятельными. Они не просто сметали романы с прилавков и организовывали тематические мероприятия, но и стремились лично выказать автору свое уважение. Поскольку интернета тогда еще не было, им приходилось пользоваться единственным доступным средством — телефоном. В результате с Толкином было невозможно связаться — фанаты звонили ему беспрерывно. И хотя писателю подобное внимание льстило, ему все же пришлось сменить номер телефона.
В нашей стране движение толкинистов расцвело гораздо позже — в 1990-е годы. Связано это не столько с недоступностью книг — первые переводы цикла «Властелин колец» и повести «Хоббит, или Туда и Обратно» появились в СССР еще в конце 1970-ых — сколько с тяжелой политической и экономической ситуацией на постсоветском пространстве: молодежь хотела сбежать от реальных проблем в прекрасный вымышленный мир. Склонность потерявшихся в жизни юношей и девушек к эскапизму и стала одной из причин популярности эпопеи — но далеко не единственной.
Кинотрилогия
Второй всплеск мировой популярности «Властелина колец» пришелся на начало 2000-х годов благодаря экранизациям, которые создал новозеландский режиссер Питер Джексон. Его кинотрилогия вошла в список самых кассовых фильмов в истории кинематографа и завоевала 17 «Оскаров». Причем третья часть эпопеи — «Возвращение короля» — стала рекордсменом по количеству этих наград — она получила 11 статуэток! Киноверсия и привлекла к миру Средиземья новых фанатов, многие из которых впоследствии не только прочитали романы, но и пополнили ряды активных толкинистов.
Не в последнюю очередь популярности кинотрилогии поспособствовал масштаб съемок и новейшие технологии, использованные кинематографистами. Например, образ Голлума был создан с помощью технологии захвата движений. Профессиональный актер в специальном костюме отыгрывал сцены перед камерами, записи передавалась на компьютер и становились основой для 3D-модели, которая потом благодаря стараниям 18 аниматоров и превратилась в знакомого всем нам Голлума. В наши дни эта технология используется в киноиндустрии повсеместно, но по тем временам это был довольно смелый эксперимент.
Однако кинотрилогия вызвала множество ожесточенных споров — как среди профессиональных критиков, так и среди участников фэндома. Основная претензия — «книга лучше». Она стара как мир, ее корень — в принципиальных различиях между художественными приемами литературы и кинематографа. В аргументах недовольных фанатов книжного Средиземья не было ничего принципиально нового, поэтому их возмущение, возможно, и прошло бы мимо новостной повестки, если бы среди них не оказался сын писателя и хранитель его наследия Кристофер Толкин. На этапе подготовки съемок он пытался через суд помешать созданию фильмов, а после начала проката подверг их разгромной критике. Он считал, что Джексон превратил серьезное произведение с глубоким философским подтекстом в ширпотребный голливудский боевик.
Часть фанатов книжной серии с ним согласилась. Также их не устроило, что в киноверсиях отсутствовал ряд сцен, которые были в оригинале. В их числе — важные для повествования, например, встреча Фродо и его друзей с Томасом Бомбадилом. Следует отметить, что подобное сокращение произошло не столько по воле режиссера, сколько из-за ограничений киноиндустрии. Тщательное воспроизведение всех книжных сцен на экране существенно увеличило бы длительность фильмов, а, следовательно, и бюджет на их создание. Этого кинокомпания позволить себе не могла — на тот момент трилогия и так была одним из самых дорогостоящих проектов в истории кинематографа.
Позже были выпущены расширенные режиссерские версии фильма — общая длительность которых превысила 12 часов! — что стало своеобразным компромиссом между кинематографистами и фэндомом. Однако только ругать Джексона было бы несправедливо — даже в экранных версиях «Властелина колец», несмотря на множество сокращений и изменений, ему все же удалось сохранить сюжетную целостность истории.
Секрет популярности романов Толкина
В 2024 году исполняется 70 лет со дня первой публикации «Властелина колец». За это время количество фанатов вселенной не только не сократилось — оно существенно выросло. В чем же секрет такого долголетия этого произведения?
Во-первых, Толкин пишет о вечных темах — конфликте добра и зла, силе дружбы, проблеме неравноправия, необходимости самопожертвования — которые не могут устареть. Ряд критиков обвиняет писателя, что он делает это чересчур упрощенно — так, любой человек может однозначно сказать, кто из персонажей романов хороший, а кто — плохой, кто из них прав, а кто — нет. Однако четкое разделение добра и зла не вредит истории. Более того — оно облегчает восприятие произведения и помогает читателям отождествлять себя с конкретными героями.
Во-вторых, во «Властелине колец» множество аллюзий и метафор, отсылающих к обширнейшему пласту мировой культуры — от легенд и сказок различных народов до библейских текстов. В подтекстах произведения интересно и разбираться самостоятельно, и обсуждать их с друзьями — ведь у каждого будет собственная интерпретация авторского замысла.
В-третьих, Толкин создал, с одной стороны, детально продуманный мир с собственными языками и мифологией, а с другой — оставил читателям широкие возможности для собственного творчества. Которыми они активно пользуются — создают собственные спин-оффы, предыстории и продолжения. А некоторые даже спорят с самим автором — например, пишут истории от лица орков, из которых становится понятно, что «эльфы всем врали».
А что вы думаете о популярности «Властелина колец»? В чем кроется секрет эпопеи?