Группа во главе Роки Эриксона образовалась в 1965-ом году в Остине, а этот дебютник выпустили в 1966-ом, спустя месяц после первого психодел альбома группы The Deep. Таким образом, Элевейторы стали вторыми, кто использовал в названии своего альбома слово "психоделический".
Парни играют невероятно драйвовый гаражный рок, с грязью, с примесью панка, всё, как надо. Ребята переиначивают и утяжеляют блюз, таким образом, альбом местами звучит по хард-роковому, играются с темпом, иногда примешивают фолк, получается что-то по-настоящему удивительное. Прикреплённая мной песня "Ты будешь скучать по мне", выпущенная синглом, стала нереальнейшим хитом в США. Благодаря ней, группа быстро завоевала популярность. Примечательна в ней игра Тонни Холла на электрическом кувшине. Я никогда до этого не слышал такого интересного звука, а может и слышал, но не обращал внимание. По крайней мере, не могу вспомнить. Процесс извлечения прост: духовик подносит сомкнутые губы к горлышку и начинает ими как бы жужжать, звук начинает резонировать об кувшин и получается очень необычный гур-гур, похожий на голубиное гульканье. Вместе с этим утробным хохотом мы слышим очень мощный, пробивной вокал, Роки Эриксона, переходящий на визги и крики. Затем начинается ядерное кислотное соло на губной гармонике. Композиция моментально заканчивается и, послушав её первый раз, на тебя, будто выливают какое-то кислотное ведро, - не понимаешь, что это сейчас было. Слушаешь второй раз, начинаешь понимать. Слушаешь третий и визжишь от кайфа, от бешенной музыкальной энергии, разливающейся по всему телу.
Элевейторы внесли огромное влияние в звучание панка, их и относят к представителям прото-панка. Вообще их влияние сложно переоценить. Они одни из первых, кто начал размазывать электро гитары ревербом, что очень повлияло на эйсид и стоунер рок. В итоге получилось так, что представители совершенно разных рок течений нашли в них что-то своё. ZZ Top признавал влияние Элевейторов, ребята из группы Дженис Джоплин (Big Brother & The Holding Company) и вообще Дженис дружила с ними, выступала на разогреве у Элевейторов, альтернативщики 80-ых: The Primal Scream, The Yeses and Mary Chain, REM и Echo and The Bynnymen, также ребята в некоторой степени повлияли на спейс-рок, в частности на Spacemen 3, на представителей стоун рока: Queens Of the Stone Age и Nebula, на неопсиходельщиков: The Black Angels, и, наконец, на представителей панк-рока: Television и Radio Birdman. Честно, я даже удивился такому широкому перечню влияний, группа действительно представляет собой квинтэссенцию психоделии, которой дальше будут питаться все последующие титанические группы, такие, как например Led Zeppelin или The Stooges. Удивительно.
У группы вышло всего три альбома, дальше Эриксона поймали с наркотиками, ушёл в псих-больницу, группа распалась. Но потом, после того, как Роки вышел, он начал развиваться сольно. В 1966-ом практически весь коллектив сидел на кислоте, записывали материал под ЛСД, изучали психоделическую философию Тимоти Лири, эзотерику Гурджиева и тантрическую медитацию. Такой вот бэкгрануд.
Какой вывод. Опять же, как я уже писал ранее, психоделия - это большое дерево, от плодов которого все музыкальные течения так, или иначе, будут откусывать по кусочку. И данный альбом - ярчайший этому пример. Группу нужно однозначно слушать. Слушать и изучать.
13-th Floor Elevators - The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators - 1966
1 февраля 20241 фев 2024
1
2 мин
1