Итак, Земляничный будильник. Ещё одно моё открытие этого года. Группа сформировалась в 1967-ом году из двух других малоизвестных групп: Sixpence и Waterfyrd Traene. Те, судя по всему не успели записать материал, и их наработки легли в основу песен Strawberry Alarm Clock. Состав группы постоянно менялся, всё очень запутанно, но основной костяк такой: Марк Вайц - клавишник, Эд Кинг - соло гитара, вокал (будущий гитарист и басист Lynard Skynard), Ли Фримен - ритм-гитара и Стив Бартек - ударные. Группа записала 4 альбома, затем надолго распалась, спустя 40 лет, соединилась и записала ещё один альбом (а может это просто сборник прошлых песен, т.к. информации я про него не нашёл). Этот альбом их второй, в чарты попали два сингла с альбома - Tomorrow и Sit with the Guru. Группа известна прежде всего своим первым альбомом Incence and Pepermint, одноимённая композиция с которого прямо-таки выстрелила. Но сейчас не о нём.
Чем, на мой взгляд, важна и интересна эта группа. Тем, что их творчество, а конкретно этот альбом - большой шаг в сторону фьюжена, синтез джаза и рока. Помимо этого альбом полностью психоделический и традиционно роковый. Богатые аранжировки с множеством инструментов: орган, клавесин, вибрафон, глокеншпиль, маримба, различная перкуссия, гитары, флейта, ситар, саксофон. Парни экспериментирует с многоголосицей и поп-звучанием битовых групп, таких, как, например Beach Boys. И получается действительно очень похоже, но только ещё более интересно, тяжелее и психоделичнее. Очень интересные электрогитары, в каждой композиции здесь у них совершенно разное звучание. Здесь также проявляется такая лёгкая тяжесть звучания, которая создаётся из-за обилия разных инструментов, именно эта полифония и создаёт психоделические гармонии, когда у вас звучит одновременно электро-гитара, виброфон, орган, ситар и где-то там на фонах ещё повизгивает саксофон, как это сделано в композиции Sit with the Guru. Волшебно, удивительно, интересно. Здесь вы не встретите каких-то искромётных и запоминающихся соло или мелодий, альбом интересен не этим, но зато вы найдёте целую палитру психоделических красок, которые раскрываются именно в сочетании друг с другом и создают причудливые гармонии, погружающие вас в волшебный мир. Это своеобразный психоделический хор, нектар, который нужно пить залпом, картина, которую нужно смотреть издалека.
На прикрепленной композиции необычно использованы, крайне редкие даже для психоделического рока, джазовые барабаны. Она начинается с 40-секундной барабанной дроби, которая затем, словно рассыпается на тысячу осколков металлофона с колеблющейся панорамированной многоголосицей. Ощущение такое, как будто ты проваливаешься вниз. Это сказочное полотно пока ещё звучит довольно квадратно, но после припева на 2.18 размер композиции резко меняется - ты попадаешь в зазеркалье - начинается настоящий джаз, да ещё с такими поп-бэками, характерными для сёрф-рока - мастерская музыкальная эклектика. Параллельно колокольчиком дзинькает виброфон. На 3.14 ребята возвращаются в первоначальный темп композиции, опять звучит припев. Дальше совершенно логичное второе погружение в джазовую часть. Казалось бы, сейчас должно прозвучать какое-нибудь яркое психоделическое соло, чтобы поставить на этом точку. Так оно и происходит, но соло это исполняется на маримбе или виброфоне, параллельно с гитарным соло! От такой странной полифонии, в хорошем смысле, просто едет крыша! При чём акцент сделан именно на маримбу, гитара спрятана. Честно говоря, я могу назвать на память только три композиции, в которых звучит соло на виброфоне: у Заппы, в одной песне Violent Femmes и здесь. Инструмент экзотичный, для рока не характерен, поэтому его используют очень редко, а зря. Вообще на альбоме большое внимание уделено перкуссии, и это здорово. На Black Butter, Past очень необычные гитарные и органные соло, на Black Butter, Present звучит ситар одновременно с, записанным задом наперёд вокалом. Вернее, это похоже на тот случай, когда изначально спели задом наперёд, а потом при сведении вокал реверснули, так например, делал Линч в третьем сезоне Твин Пикс, актёры задом наперёд произносили реплики, а затем на монтаже они прокручивались в обратную сторону, из-за чего при реверсе улавливались лёгкие искажения, придающие голосу демоническую окраску. Возможно, это не тот случай, но звучит очень похоже. На композиции Black Butter, Future снова можно услышать соло на виброфоне.
Таким образом, данный альбом это однозначно находка для любителей психоделии. Да и не только, всем очень рекомендую.
Strawberry Alarm Clock - Wake up...It's Tomorrow - 1968
1 февраля 20241 фев 2024
1
3 мин
1