Ребята из медиацентра «Время первых», действующего на базе средней школы № 5 города Чкаловска, в конце года стали бронзовыми призёрами конкурса школьных СМИ, организованного кафедрой информатики и информационных технологий НИРО. В номинации «Мобильные СМИ» юные чкаловские журналисты представили на суд жюри проект «Без указки», посвящённый Году педагога и наставника. Работа представляла собой подборку подкастов - коротких аудиоинтервью с учителями школы. В качестве приза для ребят организовали экскурсию по Нижегородскому областному информационному центру. Там мы с ними и познакомились.
Преодолевая стереотипы
«Почти год делали проект «Без указки», оставалось записать последние подкасты, когда узнали о проводимом конкурсе, - рассказывает советник директора школы по воспитанию Марья Букина. - Решили участвовать. В рамках проекта ребята общались с педагогами на равных, открывая их с самых неожиданных сторон. По итогам интервью о каждом учителе формулировалась и красочно оформлялась пятёрка любопытных фактов. Выяснилось, что кто-то в свободное от работы время поёт в местной рок-группе, кто-то катается на мотоцикле, ну а кто-то поставил перед собой цель научить внуков плавать. Привлекли мы и учащихся педагогического профильного класса, как будущих учителей, которые должны уметь выстраивать диалог с детьми».
Кстати, после такого журналистского эксперимента многие ребята, выбравшие для себя педагогику, признались, что теперь не боятся аудитории и самых каверзных вопросов. А ведь в том и кроются главные страхи любого молодого учителя.
Впрочем, для действующих педагогов проект тоже стал определённым испытанием на способность ставить оценки самим себе и быть свободными от стереотипов, поэтому поначалу некоторые отнеслись к инициативе ребят настороженно. Первыми героями подкастов стали наиболее общительные и креативные учителя.
Однако в процессе реализации проекта отношение к нему изменилось, и всё чаще стали звучать недоумённые реплики: а почему меня не пригласили? Участники медиацентра постарались охватить педагогов-предметников, преподавателей начальных классов, психологов, завучей, ну и, конечно же, директора школы.
Вдохновил энтузиазм
«Честно говоря, поначалу было много сомнений, существовал риск, что идея не вызовет интереса ни у школьников, ни у педагогов, но, оказалось, интервью массово слушают не только в школе, но даже в районном управлении образования, - продолжает Марья Букина. - Будем искать новые идеи, и одна из них родилась прямо сегодня при посещении Нижегородского областного информационного центра. Хотим начать выпуск школьной газеты. Я и ребята вдохновились тем энтузиазмом, с которым журналисты рассказывали о своей профессии. Было интересно наблюдать за процессом создания газетных номеров. Особое впечатление оставила экскурсия в архив, где хранятся издания столетней давности, вещественные свидетельства истории. А пока мы продолжаем запись подкастов, теперь уже с родителями учеников, ведь 2024-й объявлен Годом семьи. Начали озвучивать сказки из сборника «Легенды Василёвской стороны», вышедшего в прошлом году при поддержке администрации округа».
Марья Букина является идейным вдохновителем и наставником для своих подопечных. Получив образование логопеда-дефектолога, Марья сначала работала коррекционным педагогом в детском садике, а потом перешла в школу, где два года назад появилась новая должность - советник по воспитанию.
Через участие в различных конкурсах главный школьный воспитатель занимается привлечением средств из регионального и федерального бюджетов для расширения возможностей в сфере дополнительного образования и развития творческих способностей детей. Так, в июне прошлого года медиацентр «Время первых» выиграл грант от Росмолодёжи в размере 450 тысяч рублей на реализацию проекта «Школа блогеров», участники которого сейчас снимают и публикуют в соцсетях видеорепортажи на интересующие школьников темы. Сюда принимают детей от 11 до 17 лет, а их обучение по актуальной и востребованной специализации оплачивается из грантовых денег. На эти же средства было приобретено специальное оборудование. В 2023-м в Чкаловске начало вещать собственное телевидение, поэтому местные журналисты охотно взаимодействуют с коллегами из школы, давая им полезные рекомендации.
Ещё новости по теме
Победителей конкурса детских поделок наградили в НОИЦ
Государственное автономное учреждение Нижегородской области «НОИЦ» уведомляет
Юрий Станкевич ответил на вопросы нижегородских журналистов
Чтобы взгляд не замыливался
Среди делегации чкаловских юнкоров мы встретили семиклассника Артёма Киселёва, который является не только постоянным участником медиацентра и начинающим блогером, но и активным волонтёром, а с прошлой осени ещё и президентом ученического самоуправления. Его ребята выбрали большинством голосов.
«Кроме всего прочего, я состою в организации «Движение первых», где существует целых двенадцать направлений, каждое из которых находит отражение в наших новостных материалах, - говорит он. - Раньше снимали видеоролики еженедельно, но потом стали публиковать их раз в две недели, чтобы отразить больше сюжетов и тем. Связь со зрителями поддерживаем через социальные сети. Наша редакция фактически и представлена членами ученического самоуправления, в который входят 40 ребят. Это те, кто участвует в различных акциях, конкурсах и проектах. Попав в школьный медиа-центр, теперь точно знаю, кем хочу стать в будущем - журналистом. Начал присматривать профильные вузы, читаю и смотрю журналистские материалы, стараюсь брать пример с лучших авторов».
Кстати, в прошлом году Артём подготовил проект создания в школе волонтёрского клуба «Жить ЭкоЛогично», который был выдвинут на всероссийский грантовый конкурс «Добро не уходит на каникулы». Артём одержал победу. На реализацию проекта в учебное заведение поступило более 200 тысяч рублей, и работа клуба уже началась. Ребята, например, монтируют познавательные ролики о вариантах вторичного использования ресурсов, что способствует снижению количества отходов и уровня загрязнения окружающей среды. В перспективе - организация экскурсий в экологические центры Нижегородской области.
«У взрослого человека, профессионально занимающегося личностным развитием подрастающего поколения, взгляд порою замыливается, поэтому всегда интересуемся мнением и идеями самих детей, - говорит Марья Букина. - В начале учебного года выбираем из каждого класса двух представителей и вместе с ними планируем программу воспитательной работы. Скажем, в школе ежегодно организуется праздник танца, и ребята вносят свои предложения о том, в какой форме провести его в очередной раз. Проектное мышление помогает эффективно и плодотворно реализовывать себя в различных сферах жизни. Стараемся вовлечь ребят в совместную деятельность, чтобы выработать у них особое отношение к жизни и ко всему происходящему вокруг - неравнодушное».