Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Как работает школьная травля? Почему дети издеваются друг над другом? Объясняет психотерапевт

От травли в школе хотя бы раз пострадали 55% российских детей, каждый второй ребенок в стране — это официальные данные по результатам опросов. Травля, или буллинг — крайне жестокое явление, такой травмирующий опыт не только мешает ребенку эффективно учится, но и может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. При этом сам механизм травли достаточно сложен: в него обычно вовлечен весь учебный коллектив, и помимо жертв с агрессорами в травле есть и другие роли. О том, как устроена школьная травля, и что подталкивает детей к той или иной роли в ней — объясняет главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров. Почему вообще дети травят друг друга? Часто на фоне новостей о школьном буллинге можно услышать вопрос: «Почему дети такие жестокие? Зачем им вообще нужно кого-то травить?». Ответов на этот вопрос сразу несколько. Формирование «стаи» и дружба «против кого-то» Уже с 4–5 лет у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками и принадлежности к группе. С возра
Оглавление

От травли в школе хотя бы раз пострадали 55% российских детей, каждый второй ребенок в стране — это официальные данные по результатам опросов. Травля, или буллинг — крайне жестокое явление, такой травмирующий опыт не только мешает ребенку эффективно учится, но и может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. При этом сам механизм травли достаточно сложен: в него обычно вовлечен весь учебный коллектив, и помимо жертв с агрессорами в травле есть и другие роли. О том, как устроена школьная травля, и что подталкивает детей к той или иной роли в ней — объясняет главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров.

Почему вообще дети травят друг друга?

Часто на фоне новостей о школьном буллинге можно услышать вопрос: «Почему дети такие жестокие? Зачем им вообще нужно кого-то травить?».

Ответов на этот вопрос сразу несколько.

Формирование «стаи» и дружба «против кого-то»

Уже с 4–5 лет у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками и принадлежности к группе. С возрастом эта потребность лишь усиливается: детям нужно ощущать свою сопричастность к коллективу.

Это помогает им не только обретать коммуникативные навыки, но и идентифицировать себя через коллектив, учиться жить по правилам какой-то социальной группы. В коллективе ребенок познает себя, окружающий мир и правила взаимодействия в нем.

При этом группу должно что-то объединять. Казалось бы, школа сама дает достаточно «здоровых» предпосылок к объединению: общие учителя и предметы, общие задачи и беспокойства. Но, к сожалению, далеко не всегда и не все дети искренне заинтересованы в обучении, да и коллектив зачастую состоит из детей разных социальных групп, которые ничем кроме «занудного» обучения не объединены.

Поэтому создание изгоя может стать фактором, который искусственно объединяет коллектив: дети начинают дружить «против кого-то».

-2

Особенности формирования мозга

Мозг человека продолжает формироваться вплоть до 25 лет. И происходит это неравномерно: от задних областей к передним.

Сначала у ребенка формируется лимбическая система, которая отвечает за проявление эмоций. И уже значительно позже развивается префронтальная кора — область, которая отвечает за эмоционально-поведенческий самоконтроль, принятие взвешенных и дальновидных решений, рациональное мышление.

Поэтому чрезмерная эмоциональность, потребность отстаивать свое «Я» в коллективе и быть его частью, «дружить против кого-то» наиболее остро проявляетя именно в младших и средних классах (расцвет пубертатной перестройки и гормональные изменения), а по мере взросления подростков «сходит на нет».

Уровень травли в разных классах школы по данным исследования норвежских психологов.
Уровень травли в разных классах школы по данным исследования норвежских психологов.
При этом, как показывают исследования, у мальчиков уровень травли может оставаться примерно на одинаковом уровне, и это может быть связано с социокультурными причинами — о них поговорим дальше.

Социокультурные факторы

Одна из ключевых причин школьной травли — влияние общества. А именно уровень нормализации насилия в нем.

Когда дети видят, что взрослые сами «сбиваются в стаи» и «дружат против кого-то», они могут активнее воспроизводить этот сценарий и в своих локальных группах.

Проблему школьной травли также могут усиливать нездоровые социокультурные установки, полученные от взрослых.

  • «Насилие — это адекватный способ коммуникации». Дисфункциональные методы воспитания в семье (физические наказания, психологическое насилие, грубое давление на родительский авторитет), излишняя строгость учителей, высокий уровень агрессии во взрослом обществе… Все это делает детей более терпимыми к насилию и жестокости в своих группах: «Мы сильные, а он слабый. Значит, мы имеем право вести себя с ним, как хотим».
  • «Нельзя выносить сор из избы». Эту установку дети могут перенимать от своих родителей или преподавателей: «Нельзя рассказывать о проблемах в семье\коллективе, это позор», «Нельзя жаловаться — это слабость и стыд». В результате жертвы и свидетели школьной травли попросту боятся сообщить о проблеме в классе, скрывают факт буллинга даже при прямых вопросах взрослых.
  • «Жертва сама виновата». Одно из классических когнитивных искажений: подстраивание под авторитет, оправдание агрессора и осуждение жертвы. Если дети видят, что в обществе считается нормальным обвинять жертв насилия, они с большей вероятностью примут эту модель поведения: «Ну раз ее все не любят, значит она сама виновата, что-то сделала не так, не умеет общаться, чем-то отличалась. Сама напросилась!».
-4

Все эти факторы могут быть предпосылкой к травле в коллективе. Но важную роль играют также сами дети: индивидуальная предрасположенность разных учеников к определенным ролям в механизме буллинга.

Как дети выбирают роли в травле?

В школьной травле есть 5 ролей: агрессор, жертва, последователи агрессора, защитники жертвы, свидетели.

Каждая роль имеет свои предпосылки и последствия — школьная травля негативно влияет не только на жертву, но и на весь коллектив.

Агрессор

В роли агрессоров обычно выступают 1–3 ребенка из класса.

Это зачинщики: авторитетные лидеры группы, наиболее популярные дети. Именно они решают, кто и по каким признакам станет «жертвой», и как ее будут «травить»: физическое насилие, словесные издевки или молчаливый бойкот.

Какие дети выбирают роль агрессоров?

Ключевые черты в психологическом портрете агрессора:

  • низкий уровень эмоционально-поведенческого самоконтроля, импульсивность;
  • тяга к демонстративным поступкам и вниманию, одобрению группы;
  • низкий уровень эмпатии — способности к сочувствию.

Обычно агрессорами становятся дети с характерными проблемами в семье.

  • Холодное отношение. Ребенок видит холодные, отстраненные взаимоотношения между членами семьи, привыкает совершать какие-то провокационные действия для привлечения внимания, которого ему не хватает. Он также не учится эмпатии, не умеет открыто выражать свои чувства и потребности.
  • Насилие. В доме ребенок переживает или наблюдает со стороны за физическим или психологическим насилием со стороны взрослых. Он привыкает к установкам: «Прав тот, кто сильнее», «Ты или сильный и тебя уважают\бояться, или слабый — и тебя бьют\унижают».
-5

Последствия травли для агрессора

Безнаказанная травля укрепляет в ребенке установки «Кто сильнее, тот и прав», «Насилие приемлемо», и в будущем это может привести к трудностям во взаимоотношениях с людьми, проблемам с законом.

А если агрессор в какой-то момент раскается и осознает тяжесть своего поступка, в будущем он может испытывать чувство стыда и вины, даже ненависть к себе.

Жертва

Мы привыкли считать, что жертвой травли обычно становятся дети, которые чем-то отличаются от остальной группы: особенности внешности или здоровья, небогатая семья, низкая успеваемость, застенчивость, замкнутость.

Действительно, дети чувствительны к таким факторам, и они могут стать поводом. Но все же основной фактор — психологические особенности.

Какие дети становятся жертвами?

Ключевые черты психологического портрета жертвы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • импульсивность, низкий эмоционально-поведенческий самоконтроль;
  • замкнутость, неразвитость навыков общения;
  • чересчур навязчивое общение, частые жалобы в попытке завоевать внимание;
  • социальные комплексы и страхи;
  • острая потребность в одобрении окружающих, гиперответственность (чаще всего это «любимчики» учителей).
-6

При этом у жертвы довольно много общего с агрессором. Нередко это тоже дети из семей, где процветают холодные взаимоотношения и насилие. Но если ребенок-агрессор перенимает поведение сильной стороны, то кандидат на роль жертвы обычно ассоциирует себя с пострадавшей стороной и копирует ее поведение: привыкает терпеть насилие, боится попросить о помощи или дать отпор, не может обозначить свои границы в страхе осуждения и еще более массированного буллинга.

Последствия травли для жертвы

Пережитая травля может серьезно нарушить психологическое состояние ребенка и повлиять на его дальнейшую жизнь.

  • Снижение самооценки. Ребенок становится еще менее уверенным в себе. Он может обвинять себя за травлю, искать «свою вину» в произошедшем, навязчиво «переигрывать» болезненные ситуации в мыслях.
  • Социальная тревожность. Травля усиливает социальные страхи и комплексы ребенка, утверждает его в том, что окружающий мир враждебен, ведет к самоизоляции. Буллинг также может повлиять на социализацию в будущем: чем сильнее ребенок боится стать «изгоем», тем выше вероятность такого исхода в других коллективах.
  • Ментальные расстройства. На фоне травли у человека могут сформироваться невротические (генеральное тревожное, посттравматическое расстройство), аффективные расстройства (депрессия).

Последователи агрессора

Еще одна значимая роль в механизме травли — дети, которые активно поддерживают зачинщика и присоединяются к издевательствам.

Ребенок может встать на сторону агрессора по нескольким причинам:

  • слепое повиновение авторитетной личности;
  • попытка заслужить расположение авторитета;
  • жажда самоутверждения за счет жертвы под защитой авторитета агрессора;
  • страх самому оказаться на месте жертвы.

Какие дети потакают агрессорам?

Психологический портрет последователей травли:

  • низкая самооценка;
  • подверженность манипуляциям;
  • безынициативность;
  • высокий уровень конформизма;
  • низкий уровень эмпатии.

Чаще всего последователями становятся дети из семей с чрезмерно строгим воспитанием, завышенными ожиданиями у родителей. Из-за подавленной агрессии они сами могли бы занять роль зачинщиков, но для этого им не хватает уверенности в себе.

-7

Последствия буллинга для последователей

Дети, участвующие в травле под началом агрессора, привыкают к слепому подчинению авторитетам. В будущем они могут быть более уязвимыми перед манипуляциями (в рабочем коллективе, личных отношениях), зависеть от мнения авторитетов. Такая позиция также приучает ребенка к отказу от личной ответственности, что пагубно сказывается на развитии во всех сферах жизни.

Защитники жертвы

Это дети, которые выбирают активно или пассивно противостоять агрессору.

Какие дети становятся защитниками?

Активные защитники — не боятся прямой конфронтации с признанным авторитетом класса. Они имеют здоровую самооценку и развитую эмпатию, в них есть лидерские задатки.

Пассивные защитники — не решаются на прямую конфронтацию, но поддерживают активных защитников. Обычно эти дети с низкой самооценкой, но развитой эмпатией.

Чаще всего защитниками становятся дети из семей с теплыми доверительными отношениями, здоровыми методами воспитания. Или же те, кто находится в роли жертвы в семье или же сам в прошлом пережил буллинг.

-8

Последствия буллинга для защитников

Для защитников особенно важно, чем закончится травля: останутся ли агрессоры безнаказанными, или же жертва получит поддержку со стороны взрослых, и агрессоры понесут наказание.

Если справедливость НЕ восторжествует, дети-защитники могут разувериться в своих ценностях, и это пошатнет их нравственные ориентиры. В будущем такие дети могут стать молчаливыми наблюдателями насилия или поддержкой агрессоров.

Наблюдатели

Наиболее пассивная и не менее опасная роль в школьном буллинге — дети-наблюдатели, молчаливые свидетели травли. Они могут сохранять демонстративный нейтралитет — «Разбирайтесь сами, я тут не при чем», — и делать вид, что ничего не происходит.

Какие дети становятся наблюдателями?

Позицию наблюдателя насилия выбирают дети с низкой самооценкой, высоким уровнем конформизма, неразвитой эмпатией, неумением принимать самостоятельные решения. Это могут быть дети из семей с эмоционально холодными отношениями, чрезмерной строгостью или гиперопекой.

Что грозит наблюдателям травли?

В психологии есть понятие «травма свидетеля». Вынужденный молчаливо смотреть на насилие, растерянный и напуганный, ребенок испытывает тяжелое психологическое давление, чувствует себя беспомощным. Он не стал жертвой, поэтому вроде как не имеет права «просить о помощи», не хочет быть агрессором и участвовать в травле, но и внутренних ресурсов на защиту жертвы у него нет. Это приобретенное чувство подавленной вины и беспомощности может повлиять на развитие ребенка. Подробнее о последствиях травмы свидетеля мы писали здесь.

Школьная травля НИКОГДА не касается только жертв или детей-агрессоров. Это тяжелое испытание, в котором страдает весь коллектив. Поэтому важно не только защитить пострадавшего ребенка, но и инициировать работу со всем классом: разобрать роли, выяснить мотивы и ошибки каждого из детей. А родителям крайне важно знать и учитывать в воспитании факторы, которые могут поставить ребенка под этот психологический удар.

А вы сталкивались с буллингом в школе? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете, что школьник стал участником травли, или вы сами пострадали от нее в прошлом — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг:

  • Консультации детских и взрослых психологов, психотерапевтов и психиатров — в клинике и на дому;
  • Медикаментозная терапия;
  • Индивидуальная, детская и семейная психотерапия;
  • Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!