В этой статье рассказывать буду преимущественно о работе официанта, так как проработал им чуть больше полугода и мне есть что рассказать, про поваров, уборщиков и т.д говорить не могу, видел их со стороны, но не осмелюсь что-то заявлять за них.
P.S Эта статья, это краткое описание процесса работы без воды и лишних подробностей
Заранее скажу, что всё ниже перечисленное относиться к месту где я работал, где-то может быть совсем по другому. Но практика показывает, что в основном везде почти то же самое.
Про работодателей и начальство в целом
90% заведений имеет крайне жёсткое и требовательное начальство, как было и у меня. Было много странных запретов. К примеру, у нас по всему залу стояли тумбы с посудой, салфетками и тому прочее, все официанты должны были стоять возле своих тумб и просматривать зал, чтобы вовремя уносить пустые тарелки клиентов и при нужде подходить к ним, и вот представьте, 12 часовая смена, ты бегаешь туда сюда от столика к столику, на кухню и обратно, конечно ноги твои тебе спасибо не скажут. Стоя у тумбы ты решил немного опереться на неё, как только ты это сделал, мимо проходит администратор и делает тебе такой выговор, как будто ты совершил мировое зло, так было в принципе у меня. Работа в ресторане была моей первой серьёзной занятостью и после неё, я удивился насколько начальство в других отраслях может быть хорошей.
Опоздал на 3 минуты ? Штраф! (на крайняк выговор)
Из всех подработок и работ что я пробовал, в общепите к даже мелким опозданиям относятся крайне серьёзно, страшный сон любого работника подобных мест это попасть в пробку или ждать задержавшийся автобус.
Клиент всегда прав!
К счастью мы выходим из того времени когда это правило было непоколебимо, но когда я работал, этот принцип был до абсурда возвышен.
-Клиент твой царь и король, сказал мне официант в мой первый день работы
Достаточно часто приходилось обслуживать не очень приятных людей.
Могут и нахамить и руку поднять (такое на моих глазах один раз было), иногда наслушаешься таких, что не очень культурные слова сами изо рта лезут в их сторону, но нельзя, "клиент всегда прав!"
Немного про мобильники
Ох, не дай бог вас увидит кто-то из начальства с телефоном в руках в зале (даже если клиентов нет), ругать ой как сильно будут (мы немного обдурили систему и нашли слепые зоны камер).
Высокий порог входа в профессию
Для меня, как для человека работавшего до ресторана на мелких подработках по 6-8 часов, подобное место было ужасно сложным для вливания в процесс, работаешь минимум по 12 часов, иногда остаёшься на всякие ночные корпоративы и смена затягивается вплоть до двух ночи, конечно сейчас это не кажется чем-то непреодолимым, но тогда это был ужас. Официанту нужно знать КАЖДУЮ позицию в меню, разучить это было достаточно проблематично, если выучите за месяц, моё вам почтение. Но всё не так страшно как кажется, через 3 месяца вольётесь в процесс и всё будет хорошо. Но к боли в ногах после полной смены и большого корпоратива я так и не привык.
Приятные стороны работы
Несмотря на все неприятные детали, в работе обслуживающего персонала есть и свои плюсы.
Чаевые
Вообще тема больная, не смотрите на американские фильмы и сериалы, на СНГ пространстве чаевые не то что редкость, а просто что-то необязательное, в отличии от того же запада, где чаевые чуть ли не принудительные. Да, на чай давать будут, но не ждите золотых гор, в основном накидывают совсеееем немного, мои самые большие чаевые были около двух с половиной тысяч с руки, опять же, всё зависит от региона где вы работаете, вполне логично что в какой-нибудь Москве будут накидывать гораздо больше чем в условном Владивостоке.
Обед
Почти во всех заведениях персонал бесплатно кормят, мы же уходили на "поесть" два раза в день, кормят тем же, что приносят в зал, не будет супчика от уборщицы Нины, обед персоналу готовят сами повара.
Коллектив
Чтобы пробить стену лбом нужен или большой разбег, или много лбов. Анатолий Азольский.
Как мне показалось, в общепите персонал чувствует какую-то особенную сплочённость, которой у меня нигде не было. Все добры друг к другу, так как понимают, что варятся в одном котле. Хороший коллектив, это чуть ли не самый большой плюс такой стрессовой работы.
Скидки персоналу
Неплохая вещь, но заведение где я работал было достаточно дорогим и даже по скидкам попивать безалкогольный мохито было больно кошельку, скидки персоналу много где практикуются, но далеко не везде.
Немного варварства
Для кого-то это может быть дико, но 90 процентов нашего персонала подъедало за клиентами, конечно мы не трогали уже откушенные куски или расхлёбанный суп, но нетронутые куски пирога или конфетки подающиеся к чайному набору были неплохим бонусом.
Небольшой итог
Если бы меня спросили сейчас, пошёл бы я ещё раз работать официантом, то ответ однозначно нет. Крайне сильная нагрузка на ноги и спину дали о себе знать уже через пол года работы, отношение начальства конкретно поднадоело, ушёл на самом деле не зря, каждый должен для себя делать какие-то выводе, если вы достаточно стрессоустойчив и проблемы 12 часовой беготни вас не касаются, то думаю вам может даже понравится, а так, на этом всё. Возможно сделаю вторую статью по более мелким вещам, которые только бы создавали информационный шум в этой статье, ещё есть что рассказать.