Замятин появился на свет 20 января 1884 года в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Мальчик рано научился читать и легко поступил в гимназию. После учебы он переехал в Санкт-Петербург. За участие в революционной жизни Замятина несколько раз арестовывали, но ему в итоге удалось получить профессию морского инженера, окончив Политехнический институт в Санкт-Петербурге. В 1908 году Евгений Иванович впервые заявил о себе как о писателе, опубликовав дебютный рассказ – «Один». Наибольшую славу и даже мировую известность писателю принёс роман-антиутопия «Мы». Однако, творчество Замятина совсем не ограничивается данной работой. Его жизнь и творчество крайне многогранны. Убедимся в этом, познакомившись с 5 интересными фактами из жизни писателя.
1. Книголюб с пелёнок.
Евгений Замятин родился в семье православного священника и пианистки, любительницы книг. Воспитании матери, как вспоминал сам автор, оказало огромное влияние на его жизнь и увлечения. В своей автобиографии он вспоминал:
«Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги».
В 1893 году родители отправили Евгения в Лебедянскую гимназию, затем он учился в Воронежской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В школе сочинения давались ему лучше всего, в отличие от математики, например. Поэтому назло себе он решил поступить на кораблестроительный факультет политехнического института в Петербурге.
2. Революционер и пацифист в одном лице.
Обучаясь в университете он увлекся социалистическим движением. В 1905 году он присоединился к фракции большевиков РСДРП. Принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. И не раз был арестован.
Когда началась Первая Мировая война, он активно пропагандировал пацифизм и интернационализм (идея дружбы между народами). Он очень ярко выразил её в повести «На Куличках» 1914 года. В ней Замятин в негативном виде обрисовал внутренний быт на примере военного отряда на Дальнем Востоке. Это вызвало резкую критику со стороны властей, так как произведение сильно подрывала боевой дух солдат на передовой. Тираж повести был уничтожен, а писателя привлекли к суду и сослали в город Кемь.
Я спрашиваю: о чём люди — с самых пелёнок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье — и потом приковал их к этому счастью на цепь.
3. Не только писатель, но и преподаватель.
Мало кто знает, но Замятин активно давал лекции о стилистике художественных текстов. Лекции, прочитанные им молодым советским писателям и поэтам почти сразу после революции, были впервые опубликованы лишь 70 лет спустя, на закате Советского Союза. В них автор романа-антиутопии «Мы» представал с новой стороны: как тонкий стилист с острым литературным чутьем, видевший текст насквозь, до самой изнанки. Репортажная манера сочеталась в его лекциях с философскими заключениями, объясняющими сюжет, фабулу, язык, изобразительность, ритм и стиль художественного произведения.
Секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уже никак не наоборот.
4. Автор первой в мире антиутопии.
Вершиной творчества автора считается роман «Мы», ставший основоположником жанра антиутопий XX века. Российские читатели познакомились с произведением только в 1988 году. Масштабный роман о тоталитарном государстве, контролирующем все сферы жизни человека, оказал огромное влияние на современную фантастическую литературу - считается непосредственным прародителем жанра. Считается, что крупнейшие зарубежные писатели, культовые мастера антиутопического жанра, такие как Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли, впоследствии вдохновлялись творчеством Замятина.
После публикации романа «Мы» на английском языке в 1925 году в Нью-Йорке писатель ощущал постоянное давление со стороны советских властей. Замятина жестоко критиковали и перестали публиковать.
Дети — единственно смелые философы. И смелые философы — непременно дети.
5. Новая жизнь на чужбине и смерть.
В 1931 году под давлением властей Замятин был вынужден написать личное письмо Сталину с просьбой выехать за границу. Благодаря содействию Горького просьба Замятина была удовлетворена.
Уважаемый Иосиф Виссарионович,
приговоренный к высшей мере наказания автор настоящего письма - обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою.
Мое имя Вам, вероятно, известно. Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли.
Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорбленную невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал - и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию.
Выехав с женой за границу, он поселился в Париже. Писатель начал новую жизнь в Париже, сотрудничал с французскими газетами, создавал киносценарии. Во Франции Замятин также написал сценарий к первой мировой экранизации пьесы Горького «На дне».
Евгений Замятин умер в Париже 10 марта 1937 года от сердечного приступа и был похоронен на парижском кладбище в Тье.
Знакомство с творчеством автора советуем начать с :
1. «Мы».
Знаковый роман, с которого официально отсчитывают само существование жанра «антиутопия» Запрещенный в советский период, теперь он считается одним из классических произведений не только русской, но и мировой литературы ХХ века. Роман об «обществе равных», в котором человеческая личность сведена к «нумеру». В нем унифицировано все – одежда и квартиры, мысли и чувства. Нет ни семьи, ни прочных привязанностей…
Но можно ли вытравить из человека жажду свободы, пока он остается человеком?
2.«Бич Божий».
«Бичом Божьим» прозвали когда-то обезумевшие от ужаса римляне великого завоевателя – царя гуннов Аттилу, буквально швырнувшего Европу под копыта коней своих бесчисленных степных орд. Детству и юности этого незаурядного военачальника посвящена одноименная повесть Замятина, написанная колоритно, увлекательно, ярко и образно.
Помимо «Бича Божьего», в сборник входят также рассказы, написанные Замятиным в мрачную эпоху революции и первых постреволюционных лет, – рассказы, демонстрирующие самые разные грани его выдающегося таланта прозаика, – от дикой сатиры до поэтичного лиризма, от жесткого реализма до философской притчи.
3. «Техника художественной прозы. Лекции».
В данных лекциях Замятин объясняет сюжет, фабулу, язык, изобразительность, ритм и стиль художественного произведения. В сборник включены также две автобиографии Евгения Замятина, который так не любил говорить о себе, его размышления о литературе переломной эпохи, в том числе нашумевшее в начале прошлого века эссе «Я боюсь», и ряд повестей, упоминающихся в лекциях. Знакомые довольно узкому читательскому кругу, они открывают немного иного Замятина – писателя, пристально смотрящего вглубь простого человека и следующего самостоятельно открытым законам литературного мастерства.
А что вы думаете о творчестве Замятина? Какое ваше любимое произведение? Делитесь а комментариях, а также ищите больше интересных постов, подборок и книжных новостей в нашем Телеграм!
Читайте также: