Я позвонила своей хорошей знакомой в Москву, опытному дрессировщику с хорошим багажом биологических знаний и большому знатоку собачьей психологии.
Она была в курсе и тоже следила за нашими приключениями.
- Люда, объясни, что происходит с собакой??? Почему она от нас носится со скоростью звука, а к другим подходит, просит еду и дается гладить? Почему, если они же ее пытаются поймать или приманить на еду, она уже не подходит, а также улепетывает во всю прыть? Что у нее в голове???
- Лена, она вас не помнит. Вот такое приключается с собаками нередко. Особенно с залюбленными, особенно с теми, кто гулял только на поводочке по знакомому маршруту.
После сильного стресса (в нашем случае, испуг и длительный забег). Она, истощив силы, где-то залегла отдышаться, отдохнуть. Если бы она оказалась в знакомой среде, например, зарулила во дворы домов, то все сложилось бы иначе. Люди, машины, ей эта обстановка знакома, она бы отдохнула и вышла к людям. А Глаша, неслась, не разбирая дороги, и залегла в чистом поле. Она никогда не гуляла в полях и лесах, ее никогда не пускали побегать по лугу. Это чужой для нее мир.
И когда она пришла в себя – всё! С ними нередко случается внезапная временная амнезия. У нее два варианта. Первый - помнить всё и страдать, если в первые сутки-двое собаку никто не подберет – она погибает. Даже не от голода, а от нервного истощения или от несчастного случая. Потому что не знает и не понимает грозящей опасности. И второй вариант, если из глубин подсознания просыпаются первобытные инстинкты. У нее стирается из памяти вся прошлая жизнь. Это обратимый процесс. При возвращении в привычную жизнь, она все вспомнит. А сейчас она не узнаёт хозяев, не узнаёт знакомых людей, знакомых собак. Всю ее сущность заполняет дикий инстинкт выживания. И она живет даже не одним днем, а одной минутой. Хочет есть – добывает еду, хочет пить – ищет воду, хочет спать – ищет место для отдыха. Её мозгу нужно переварить кучу новой и незнакомой информации расставить для себя всё по полочкам. Воспоминаниям о прошлой жизни просто нет места. Они уходят в далекие глубины подсознания и сидят там до лучших времен.
Таких случаев, когда собаки перестают узнавать хозяев и бегают от знакомых людей – масса. Если при всем при этом, собака смогла найти способы добывания еды - это сильная собака. Это просто отличное качество. Большинство на это уже не находят сил. А она – нашла. С учетом того, что это декорашка, которые никогда не отбирались по способности адаптироваться в природной среде, ваша просто охренительная собака. Просто, грубо говоря, этот проснувшийся инстинкт выживания, заполнил собой «всю собачку» и на воспоминания не осталось места. Она действительно вас не помнит.
Способностью быстро адаптироваться в любых самых сложных условиях, не теряя памяти и рассудка, обладают аборигенные породы собак и некоторые охотничьи. Те, у которых многовековой селекцией закреплялось умение работать самостоятельно, ориентироваться в пространстве, избегать опасностей и самой добывать еду. Даже крупные культурные породы, которые в работе не самостоятельны, а ожидают управление человеком и получают за это еду из его рук, часто подвержены при стрессе и одиночестве (побег тот же), этой временной амнезии. И хорошо еще, если они находят в себе силы добыть еду и воду. Иначе, тоже гибнут очень быстро.
Она маленькая. И осознает это. Вокруг нее все враги. Они все хотят ее съесть. Это тоже дикое и инстинктивное понимание. Она его даже не осознает. Это всё происходит помимо ее воли. Так работает инстинкт, так работает ее нынешний гормональный фон. Всё! Она перестроилась на выживание. Догоняют – надо бежать во весь опор, насколько сил хватит. Потому все, кто хочет поймать – враги. Неважно кто это - люди, собаки, волки, коршуны. Кто ловит и догоняет, тот враг! Без вариантов. Думать тут не надо. Кто при небольшом размере много думает, того быстро съедают. А кто быстро реагирует и быстро бегает, у того шансов больше. Так в природе заведено. Поэтому, она поступает совершенно правильно, исходя из ее нынешних реалий.
Нейтрально к ней относящиеся люди – не друзья. Они источник еды. Пока не пытаются поймать, она берет и дает себя потрогать. Потому что у них есть еда, а она хочет есть. Пытаются схватить – враги! Надо убегать и, в дальнейшем, опасаться этого человека.
- Ну и как жить-то потом с такой «перестроившейся» дикой собакой???
- Так же, как и раньше. Стоит взять ее в руки и прижать к себе, как моментально пойдет «передислокация» гормонов, вброс того же серотонина, эндорфина, окситоцина или еще какой хрени, они понизят уровень адреналина, которого сейчас в ее крови выше крыши, как у любого дикого животного, которое ждет опасности от каждого куста. Это примитивное объяснение, но примерно вот так и будут развиваться события. Все наши инстинкты, рефлексы и поведение – это чистая химия, сама же понимаешь. Как только она попадет в человеческие руки, она сразу всё вспомнит и станет прежней Глашей! (забегая вперед, скажу – всё именно так и произошло)
Ваша задача – поймать ее. Поймать так, чтобы не загнать под машину или в зубы бродячей стаи. Стройте алгоритмы поимки, исходя их этих условий.
- А пить??? Где она пьет? Ни ручейка завалящего, ни лужи в округе нет. Жара стоит +30+35 каждый день! Она же короткомордая!
- Значит, нашла воду. И научилась пережидать жару в тени. Иначе, уже бы погибла. У вас умная, сильная и живучая декорашка! Этому только позавидовать можно. Просто ей не повезло, она попала в очень трудную жизненную ситуацию, с которой неплохо справляется. Но ловить надо, слишком опасная для нее эта ситуация.
- А если не поймаем?
- Когда закончится у нее еда, и она оголодает до истощения, она выйдет к людям. Никуда не денется. Лишь бы дожила до этого момента, а не была и правда, сожрана собаками или сбита машиной.
А пока у нее есть доступ к еде и воде, она может в таком режиме жить до самых холодов. А там или замерзнет, или выйдет к людям.
Я переварила информацию, постаралась уложить ее в голове. Потом звонила еще двоим умным людям, которые пусть и другими словами, но сказали примерно то же самое.
Короче, Глаша у нас теперь дикая собака динго и ее ловить надо как эту самую дингу.
И со своими двумя гриффончиками мы выдвинулись снова в Старый Оскол, ловить беспамятную Глашу. В голове выстраивался план - первую очередь, - церковь! Где-то там у нее лежбище! (сразу вспоминается Жеглов, когда ловил Фокса)
(продолжение следует)