Найти тему
Красраб

Пора и красноярцам вспомнить о Мёртвой дороге

В конце января 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР о строительстве железной дороги Салехард - Игарка 75 лет назад. Появился объект N 503 ГУЛАГа, управление перебазировалось в Игарку.

Ну, а начиналось всё с объекта N 501 в 1947 году - возведения дороги от Чума, Лабытнанги до Салехарда.

И снова подумалось: как много лет прошло, а к этой теме постоянно обращаются и те, кто там бывал, и те, кто живёт рядом, и те, кто просто интересуется историей.

Но оказалось, что есть активные "продолжатели" исторической памяти. Один из них - Вадим Николаевич Гриценко, автор двухтомной книги "История Мёртвой дороги", других изданий по этой теме, исследователь, краевед из города Надыма. По моему мнению, более обстоятельных исследователей строительства этой железной дороги нет.

Мы поддерживаем отношения давно, вот и решила поинтересоваться, как продвигаются дела с восстановлением лагеря вблизи Надыма. Вадим Николаевич много лет вынашивал мечту обустроить то место, чтобы последующие поколения знали, как всё было на самом деле.

Этого исследователя отличает, на мой взгляд, объективность и скрупулёзность. Он изучает все архивы, которые могут содержать хоть какую-то информацию на эту тему - от технических до государственного архива РФ, собирает мнения очевидцев. И готовит новое издание книги об истории стройки.

Но главное - Вадим Николаевич находит силы для реализации собственного проекта по восстановлению лагеря. Он обсуждал его ещё при жизни Александра Альбертовича Сновского - бывшего политзаключённого, прошедшего лагеря Норильска, Дудинки и стройки N 503, который консультировал многих музейщиков и исследователей дороги.

В Интернете нашла сюжет Надымского ТВ о том, как волонтёры участвуют в работах по восстановлению лагпункта N 93 у разъезда Щучий. Называют его объектом культурного наследия, музеем под открытым небом. Молодые люди из разных уголков России рассказывают, что приехали сюда по своей воле, помогают по мере сил.

Написала Вадиму Николаевичу, чтобы поинтересоваться, как всё обстоит сейчас. И получила такое известие:

"Поскольку финансирования нет, исключая разовые пожертвования частных лиц, дело идёт медленно. Пока восстановил с помощью друзей только штрафной изолятор, установил информационные таблички и баннер. Подготовил к реставрации вахту и ларёк. Начал восстанавливать проволочное ограждение. Имею большие планы на лето. Отрадно, что в этот лагерь (42 километра от Надыма и 40 метров от автодороги) круглый год и каждый день ходят люди.

Ещё создаю небольшой музей истории стройки в 96 километрах от Надыма и в 600 метрах от автодороги - в сохранившемся доме сталинских лет. В начале лета электрифицирую его, оборудование с помощью добрых людей уже куплено. Вчерне готова основная экспозиция".

В. Н. Гриценко прислал фотографии, делюсь ими с красноярцами. Понимаю, что когда-нибудь проснётся и в Красноярском крае память об этой забытой стройке и вложенном в неё человеческом труде. Пока об этом напоминают лишь в отделе истории объекта N 503 ГУЛАГа в Игарском Музее вечной мерзлоты да немые свидетели в лесотундре - в заброшенных лагерях и на трассе. В 1997 году на берегу Енисея в посёлке Ермаково был установлен православный крест.

Меня порадовало и другое сообщение Вадима Николаевича Гриценко: "В 1235 километрах от Надыма и 220 километрах от Салехарда по приказу губернатора на базе бывшего лагеря создаётся филиал окружного музея. Я писал его концепцию, сейчас консультирую реставраторов".

Тема сохранения построек и "Мёртвой дороги" постоянно поднимается в службе охраны и использования объектов культурного наследия Ямала. Так, статус объектов культурного наследия уже получили мосты через реки Пензер-Яха и Ид-Яха, два типовых дома на территории бывшей станции Ярудей.

Стройка начиналась со стороны Обской. А продолжалась с енисейского направления. По всей вероятности, восстановление памяти о дороги пойдёт в этом же порядке. Пора сказать своё слово и Красноярскому краю.

Мария Мишечкина,

директор Игарского музея вечной мерзлоты в 1993- 2023 годах.

Кострома.