«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
Помнится мне, именно с таких слов начинает свой рассказ Воланд, разместившись на скамеечке под липами между двумя вынужденными слушателями в лице Миши Берлиоза и Ивана Бездомного.
Вот и я хочу рассказать вам свою историю о моём походе в кино.
Недавно состоялась премьера нашумевшего фильма по одноимённому роману «Мастер и Маргарита». Однако, сколько было грязи вылито на организаторов этой картины! Не прошли мимо и актёрского состава, обвиняя их во всех смертных грехах, в шпионаже, и в бездарности тоже. Всё перечислять не буду, да и не хочу. Но странность невиданной доселе агрессии, заключалась ещё в том, что большинство так называемых критиков эту картину даже не видели, но «прилаживались в выражениях», проклиная её на чем свет стоит, не стесняясь присутствия детей!
Ну, да Бог им судья!
Лично я планировал сходить в кинотеатр на просмотр этой ленты ещё давно, как только услышал о премьере. Пару дней назад, утром, довольно поздно проснувшись я взглянул на часы и понял, что на первый сеанс, увы опоздал. Ругая себя за привычную в последнее время необязательность, натягивая джинсы одной рукой, подпрыгивая на одной ноге, и пытаясь почистить зубы, зажав щётку в другой, сполоснув рот, я выскочил из дома, завёл корейский «Хёндэ» и устремился в торгово-развлекательный центр «Красная площадь», в одно из многочисленных мест нашего города, где собственно и «крутили картину».
Несмотря на дорожную пробку, на второй сеанс я всё таки успел. В длинном мрачно-красном фойе кинотеатра повсюду наступала на меня реклама новых премьер. Я едва отыскал глазами, среди этого изобилия, афишу посвящённую «Мастеру и Маргарите». В кассе, неторопливо и безучастливо продавала билеты девушка в сиреневых очках. Они, её совсем не портили, даже «шли» ей. Портило её – её кислое лицо. Было заметно, что она явно устала объяснять кому, в какой зал идти. Повторные вопросы ей лучше было не задавать... А ведь день только начался! Посетителей впрочем было немного. Возможно, ей просто не нравится её работа, – подумал я, - а может она просто зануда.
В общем, собрались мы, значит, то есть зрители, скучковались как-то интуитивно в середине почти пустого зала и начали ждать сеанса «Чёрной магии», да со всеми обещанными разоблачениями в бездарности, играющих её артистов!
И тут у меня в теле появился трепет какой-то. Давно я не испытывал подобное волнение. Чем ближе приближалась премьера, тем больше меня «колотило». Наконец, экран приветливо засветился и тут же низверг на неподготовленных нас, лавину рекламы и роликов, касательно новых премьер, с шумом, с невероятной частотой мелькания и 2D размахом, ну знаете, с эдакой вибрацией пола и кресел под вами. Прошло минут 10 и я подумал, что слишком поторопился, а мог ведь ещё выпить чашечку кофе и насладиться круассаном...
Наконец промелькнул последний надоедливый ролик и появилась на чёрном фоне, эмблема 18+. Сердце часто застучало..
А дальше... А дальше началась магия, та которую я так долго ждал. Всё прошло, пролетело на одном дыхании. Зрители смеялись, переживали, в некоторых моментах всхлипывали и даже украдкой рыдали, впивались жадными глазами в экран, особенно когда обнажённая прекрасная Маргарита летала на щётке и встречала гостей на Балу у Сатаны. Кстати, было несколько фрагментов из книги, которых у Бортко в сериале нет. Например, мальчик, проснувшийся от погрома Маргаритой квартиры Латунского, столь ненавистного ей, погубившего Мастера. Увидев испуганные глаза малыша в квартире на несколько этажей ниже затопленных ею апартаментов литературного критика, она влетела в окно, опустилась на край детской кроватки и убаюкала его...
К сожалению, ещё пока не было ни в одной экранизации романа, белых медведей и тигров за барной стойкой, джаз-банды состоящих из орангутанов с гориллой– дирижером во главе на бале Сатаны. Не было и эксклюзивного глобуса Воланда, на который он регулярно посматривал во время разговоров с Маргаритой и своей свитой. Глобус был с живыми океанами и красными очагами войн отражавшихся на нём в онлайн режиме, причём он мог раздвигать пальцами интересующий его участок земли, чтобы увидеть подробности, как будто Булгаков знал что такое «touchscreen»! Но всё ещё впереди. Ещё есть над чем работать будущему поколению художников.
Итак.
«Всё было потрясающе! Все очарованы, влюблены, раздавлены, сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!»
За неделю до просмотра, я в очередной раз перечитал книгу, а месяц назад, в который раз пересмотрел свой любимый сериал поставленный Бортко. И без сравнений, увы, ну никак не получается! Мозг, он сам начинает анализировать, сопоставлять... Хоть это и грешно. Итак, пройдусь понемногу...
Роль Иешуа, в картине безликая, хотя возможно, эта была задумка художников, ведь роман в романе называется «Пилат» и в дом скорби, Мастер и Иван Бездомный попадают именно из-за Пилата, и все собственно разговоры, связаны именно с Прокуратором...
Зато какой Пилат Понтийский получился на этот раз – одно загляденье! Его играет датский актёр Клас Банг. Какой типаж! Женщины будут в восторге! Именно таким Прокуратуром Иудеи, я, его себе и представлял.
Кстати, на мой взгляд, организаторы сильно выиграли, в том что пригласили иностранных актёров на роли Пилата и Воланда и говорят они, для пущей достоверности - Пилат на латинском, а Воланд с Мастером на немецком языках. Они отличаются от нас славян, вообще россиян, внешним видом, мимикой, жестами, ментальностью.
Интересно было посмотреть на игру немецкого актёра Аугуста Диля в роли Воланда. Это было что-то демоническое, хотя и непривычно! Его надо пересматривать... Кстати, что не маловажно, озвучивает он себя на русском языке сам! Но, Басилашвили у меня пока на первом месте!
В картине играет много талантливых российских актёров в эпизодических ролях, к сожалению на мой взгляд, не имевших возможности реализовать свои таланты в достаточной степени, возможно, по причине сильно сокращённого сценария, а может из-за ошибки режиссёра. Но вполне возможно, я ошибаюсь, нужно смотреть ещё не раз эту картину, чтобы вся информация разложилась по полочкам.
Музыкальное сопровождение в фильме, подобрано прекрасно и производит на зрителя дополнительный эффект. Кстати, если кому-то интересно знать, какая песня звучит из патефона в уютном подвальчике, то вот она, вуаля: Ruth Etting — Shine on Harvest Moon (1931).
Москва показана, как она должна была быть в 1943 году, если бы не началась война. Говорят у Булгакова, в первых рукописях романа, «встреча на Патриарших», должна была происходить именно весной 1943 года, как раз когда уже должны были проложить трамвайные пути в этом месте по новому проекту. Помимо рельс, где трамвай отсек Берлиозу голову, многим из других советских архитектурных творений не суждено было сбыться после начала Великой Отечественной Войны, например 100 метровая статуя Ленина, которая в этом фильме часто фигурирует. Вообще, здесь показан «будущий социализм» со своей гиганто-манией, где вероятно нет места человеческим чувствам, но чётко прорисовывается линия партии.
Больше всего, лично меня потрясла, история любви, вспыхнувшая между Мастером и Маргаритой, которой здесь в изобилии «позволили» развернуться. Ведь уникальность этой картины, состоит ещё в том, что здесь роман тесно переплетен с жизнью Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны. Поэтому некоторая недосказанность взаимоотношений героев книги, на этот раз, благодаря новому сценарию, полноценно заполнилась приятными переживательными подробностями.
На мой взгляд, супруги Юлия Снигирь и Евгений Цыганов, максимально красиво и искренне показали нам какая может быть история настоящей, хоть и печальной любви. Герои, которых они играют - умны, красивы, талантливы, а главное – благородны. И именно эти актёры, оба, обладают нужной глубиной и драматизмом.
Трагедия в том, что у Мастера и Маргариты, нет будущего, при нынешнем политическом строе, а изменить своей природе, они не могут, не способны. В то время, как многие охотно проживают свои жизни в роли Иванушки Бездомного, «оседлав» новую волну, «гонят в рифму дуру», под всеобщее одобрение и аплодисменты, таких же недалеких персонажей, другие, кто поумнее, но без чести, – приживаются в роли приспособленцев и способны на предательство ради собственной выгоды или просто они уже сломлены системой в виду своей бесхребетности: Латунский, Берлиоз, Алоизий, Барон Майгель, или вообще получавший от советской жизни максимально «всё» беззаботный Стёпа Лиходеев.
Здесь между Мастером и Марго стремительно развивается сильное чувство, есть магия и боль, мимо которых, «трижды романтический зритель» не может «пройти мимо» и остаться равнодушным.
Последнее время надежды нет... Её нет и в фильме. Герои оказываются в другом мире благодаря Воланду, ну а если буквально перефразировать, они просто кончают свою жизнь самоубийством, как Ромео и Джульетта.
Эта картина не для всех. Она для тех немногих, кто ещё не потерял человеческий облик, кто просто не способен позволить себе ЭТО.
Этот фильм создан в поддержку тем, кто остался один, забытый, непонятый, отвергнутый, преследуемый, затравленный, но не растерявший свои нравственные ценности.
История, произошедшая с Мастером, с Булгаковым, с Иешуа Га-Ноцри, она не прекращается, она всегда актуальна, меняются только декорации. Люди, как люди. Их всегда переполняют одни и те же страсти. Вот и сейчас, история повторяется и каждый найдёт в ней себя, - кто в роли Пилата, а кто в роли Левия Матвея и Мастера, или Ивана Бездомного, или Алоизия Могарыча... Но не каждый способен себе признаться в этом!
«Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода!»
Итак, я вошёл в кинозал одним человеком, а вышел совсем другим, Я думал, что влюбился, а я - заболел... Заболел этой историей!
Приятного просмотра дорогие мои!
автор: Игорь Зодческий
#МастериМаргарита
#ЮлияСнигирь
#ЕвгенийЦыганов
#МастериМаргаритафильм2024