Железнодорожный вокзал на станции Арзамас-1 помнит императора Николая II

В России огромное количество железнодорожных вокзалов и среди них нет двух одинаковых. Все они разные: и по внешнему виду, и по количеству этажей, а главное - по дате постройки.

Взять, например железнодорожный вокзал в Самаре.

Огромное здание из стекла, металла и бетона скорее напоминает космопорт нежели вокзал. Высота его 95 метров. На верху оборудована смотровая площадка, откуда можно посмотреть на Самару с высоты птичьего полета.

Современный железнодорожный вокзал Самара - второй в истории города, он был построен в 2001 году на месте старого здания, которое пришлось снести.

Современный железнодорожный вокзал Самара - второй в истории города
Современный железнодорожный вокзал Самара - второй в истории города

Или здание железнодорожного вокзала в городе Иваново.

Здесь совсем другая история. Вокзал построен в стиле конструктивизма в эпоху авангарда. Год постройки 1933. Представляет собой одноэтажное здание с плоской крышей и огромными окнами.

Железнодорожный вокзал в городе Иваново
Железнодорожный вокзал в городе Иваново

А теперь посмотрим железнодорожный вокзал на станции Арзамас - 1.

Во время нашего небольшого путешествия из Иванова в Самару поезд сделал остановку на станции Арзамас-1. Мое внимание привлекло здание вокзала: одноэтажное прямоугольное длинное здание из красного кирпича с двускатной крышей.

В России огромное количество железнодорожных вокзалов и среди них нет двух одинаковых. Все они разные: и по внешнему виду, и по количеству этажей, а главное - по дате постройки.-3

Стрельчатые проемы окон и входных дверей наталкивали на мысль старинности постройки этого здания.

В России огромное количество железнодорожных вокзалов и среди них нет двух одинаковых. Все они разные: и по внешнему виду, и по количеству этажей, а главное - по дате постройки.-4

Я, вообще, большой любитель старинных зданий. Вот и здесь, весь облик здания говорил о том, что очень любопытно будет узнать о нем поближе.

Посмотрим, что удалось мне узнать.

Моя интуиция меня меня не подвела: здание железнодорожного вокзала Арзамас-1 построено было в 1899–1901 годах вдоль линии железной дороги Нижний Новгород — Лукоянов. Автором проекта стал инженер Гоппиус Евгений Александрович.

Он решил строить вокзал на правом берегу реки Теши, на горе. Хотя изначально планировалось строить на левом, рядом с Выездновской кладбищенской церковью.

Но тут воспротивился протоиерей Владимирский: недопустимо, чтобы вокзал расположился рядом с церковью, так как шумная привокзальная атмосфера не совместима с полагающейся такому месту тишиной.

Думаю, протоиерей был совершенно прав. Так же решил и инженер Гоппиус.

В результате вокзал был построен там, где мы его видим в наше время.

Юго-западный фасад здания обращен к платформе,

В России огромное количество железнодорожных вокзалов и среди них нет двух одинаковых. Все они разные: и по внешнему виду, и по количеству этажей, а главное - по дате постройки.-5

северо-восточный выходит на небольшую привокзальную площадь. Со стороны платформы были построены широкие пандусы.

Но не бывает вокзалов без железной дороги. Так и в нашем случае: сначала построили железную дорогу, а вокзал, как необходимую часть ее составляющую - следом.

Расскажу Вам немного о ее строительстве

В 1895 году нижегородский губернатор Николай Михайлович Баранов одобрил обращение жителей Арзамаса к правительству с просьбой о строительстве железной дороги от Нижнего Новгорода до Лукоянова через Арзамас. В 1899 году было получено разрешение на строительство железнодорожной ветки от станции Ромоданово до Лукоянова. Работы начались в апреле 1900 года под руководством инженера Г. М. Буганова.

Строительство железной дороги заняло по времени чуть больше года. Железнодорожную станцию Арзамас-1 открыли уже 5 сентября 1901 года, когда в город прибыл первый поезд из Лукоянова. А 22 декабря 1901 года открылось движение через Арзамас поездов из Нижнего Новгорода в Казань.

В июле 1903 года На железнодорожной станции Арзамас-1 побывал и император Николая II со своим с семейством. Это произошло в июле 1903 года по пути на богомолье в Саровскую пустынь.

К 1913 году на железнодорожной линии работали две пары пассажирских и две пары грузовых поездов.

Внешний облик вокзала с тех пор остался прежним. Изменения коснулись только внутренней планировки.

На сегодня, друзья, все. Если понравился пост, от вас лайк, подписку на наш канал, отклик.

До скорой встречи на нашем канале!

С Вами были Павел и Лариса