Найти тему
Что это было

Поэты серебряного века - о чём не рассказывают в школе (часть 1)

Оглавление

Здесь не будет разборов произведений и полной биографии. Я собрала в нескольких статьях интересные факты из жизни писателей серебряного века. Вам остаётся только прочитать и удивиться/восхититься/возмутиться.

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский

  • Работали в творческом тандеме
  • Жили в белом браке. В период серебряного века было модно либо иметь большое количество беспорядочных половых связей, либо наоборот белые браки. Это означало, что союз супругов был исключительно духовный, они отказывались от сексуальных отношений.
  • Ненавидели Горького
  • Гиппиус считалась красавицей, у неё были ярко-рыжие волосы, а современники называли её «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной»
  • Гиппиус сравнивали себя с цветком, а Мережковского с растением, которое растёт из семени
  • Как и Некрасов, прозу Гиппиус писала исключительно для денег
  • У Гиппиус было множество псевдонимов, один из которых (В. Ропшин) она подарила террористу Борису Савинкову
  • Зинаида общалась с сектантами
  • Мережковский происходил из богатой семьи, его отец - царедворец, который любил жену, но не любил детей. Семья Гиппиус наоборот была настолько бедной, что поездка в вагоне второго класса рвнялась чуду
  • Мережковский закончил филологический факультет СПБГУ
  • Шиппиус забыла, что замужем. На следующее утро после свадьбы, когда мать Гиппиус пришла её разбудить и сказать, что прошёл её муж, та очень удивилась
  • Мережковский жил по расписанию: рано вставал и писал каждый день. Над романами он работал как над докторской диссертаций
  • В 1919 году они покинули Россию и уехали жить в Париж
  • У Гиппиус и Мережковского был своеобразный любовный треугольник с Дмитрием Философовым, редактором журнала "Мир искусства". Такая форма семьи, по их мнению, отражала тройственное устройство мира.
  • Гиппиус любила надевать мужскую одежду
Л. Бакст, портрет Зинаиды Гиппиус
Л. Бакст, портрет Зинаиды Гиппиус

Зинаида Гиппиус в мужской одежде
Зинаида Гиппиус в мужской одежде

Александр Блок, Андрей Белый и Любовь Менделеева

-4

  • Блок и Белый были ровесниками, оба родились в 1880 году
  • Цветаева пишет мемуарный очерк о Белом
  • Белый всегда работал лёжа на полу
  • Андрей Белый привязался к Цветаевой и её дочке настолько, что не мог без них жить, но потом переключился на других людей из своего окружения и забыл про Цветаеву и её дочь
  • Белый любил танцевать. В Берлине он вытанцовывал свою боль в диких движениях, танцевал даже в пивных.
  • Белый был страстно влюблён в жену Александра Блока - Любовь Дмитриевну Менделееву, даже хотел утопиться из-за несчастной любви. Между поэтами два раза даже чуть не состоялась дуэль.
  • Андрей Белый стал лидером кружка Аргонавтов, с которого начался младосимволизм. Сам кружок напоминал секту.
  • Новодевичий монастырь для Белого - место силы. Поэт жил на Арбате и любил прогуливаться до монастыря.
  • Первая встреча с Блоком оставила яркое впечатление в памяти Белого. Блок был в белой рубахе, на которой Любовь Дмитриевна вышила тёмно-красных лебедей.
  • Блок в шутку называл ветчину "величиной".
  • Любовь Дмитриевна была "Прекрасной дамой", которой Блок посвятил цикл своих стихотворений.
  • Менделеева строила карьеру актрисы.
  • Любовь Дмитриевна выбрала Блока, Белого она отвергла. После этого в творчестве Белого возникает красное домино (1905-1906 годы), который интерпретируют как символ восстания или смерти. Самым известным произведением, где встречается этот образ, стал роман "Петербург".
  • Белый выступал против журнала "Золотое руно", которым руководили Блок, Чулков, Ива́нов.
  • Белый воспринял "Балаганчик" Блока как оскорбление
  • В начале 19 века личность писателя становится частью его художественного мира. Поэтому тема Блока - сам Блок. В образе Пьеро воплощается его собственный образ, Коломбины - Любови Дмитриевны, а Арлекина - Белого.

Максимилиан Волошин

-5

  • В Москве много общался с Валерием Брюсовым, потом попал в Петербург и там познакомился с Вячкславом Ива́новым. Снимал комнату на Таврический, перевёз туда свою жену Маргариту, на которую в то же время обратил внимание Ива́нов.
  • Ива́новы проповедовали, что любовь двух замкнутая и эгоистичная, для полной любви нужны трое.
  • Понимал мир как античную трагедию.
  • Современники утверждали, что Волошин снимал руками боль, ему был близок буддизм и оккультные науки, которыми его "заразил" Гумилёв.
  • Начинал как исследователь Гёте.
  • Увлекался антропософией.
  • От Волошина отказалась Маргарита и ушла к Ива́новым. Максимилиан уехал задерживать душевные раны в Коктебель.
  • Вячеслав Иванов был женат на своей падчерице.
  • В Париже Волошин знакомится с поэтессой Елизаветой Дмитриевой. О ней он писал, что она прихрамывает, темноволосая, полная, выразительные глаза, но, в целом, некрасивая. Однако женщина его покорила.
  • В Дмитриеву был влюблён Гумилёв. Он при всех начал говорить, как проходил их роман и что как женщина она ярче, чем поэт. Затем Гумилёв вызвал Волошина на дуэль. Их секундантом был Алексей Толстой. Пистолет Волошина дал осечку, а Гумилёв промахнулся.
  • После революции Волошина не печатали.
  • Марина Цветаева обожала Волошина и написала о нём целый цикл мемуаров.

На этом первая часть подходит к концу, не забудьте подписаться, чтобы не пропустить продолжение.