Найти в Дзене

Елена Михалкова "Тигровый, черный, золотой" (отзыв читателя)

Тайна пропавших картин и сторожа. После того как была перевернута последняя страница нового для меня детектива Елены Михалковой "Тигровый, черный, золотой", мне вспомнились строки старой песни из фильма "Двенадцать стульев" : "И не надо зря портить нервы - вроде зебры жизнь, вроде зебры. Черный цвет, а потом будет белый цвет - вот и весь секрет." С первых строк книги "Тигровый, черный, золотой" читатели начинают знакомство с героями этой истории: художниками - членами "Имперского художественного союза", в жизни которых несомненно наступила черная полоса. Посудите сами: сначала с выставки были украдены две картины, потом пропал сторож музея, затем один за другим были убиты глава союза и его знакомый ювелир, а претендент на должность нового руководителя попал в больницу с инфарктом... А художники - натуры нежные, впечатлительные, склонные к депрессиям и они не могут творить в такой нервной обстановке! "Любители - самородки" и "уязвимые, как дети", - так назвал героев книги Ясински

Тайна пропавших картин и сторожа.

После того как была перевернута последняя страница нового для меня детектива Елены Михалковой "Тигровый, черный, золотой", мне вспомнились строки старой песни из фильма "Двенадцать стульев" :

"И не надо зря портить нервы - вроде зебры жизнь, вроде зебры.

Черный цвет, а потом будет белый цвет - вот и весь секрет."

Фотография писательницы Елены Михалковой и обложка ее книги "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотография писательницы Елены Михалковой и обложка ее книги "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

С первых строк книги "Тигровый, черный, золотой" читатели начинают знакомство с героями этой истории: художниками - членами "Имперского художественного союза", в жизни которых несомненно наступила черная полоса.

Посудите сами: сначала с выставки были украдены две картины, потом пропал сторож музея, затем один за другим были убиты глава союза и его знакомый ювелир, а претендент на должность нового руководителя попал в больницу с инфарктом...

Фотографии с различных выставок современного искусства (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии с различных выставок современного искусства (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

А художники - натуры нежные, впечатлительные, склонные к депрессиям и они не могут творить в такой нервной обстановке!

"Любители - самородки" и "уязвимые, как дети", - так назвал героев книги Ясинский - глава Имперского союза художников.

За поиск пропавших картин (самого Бурмистрова!) берется неразлучный дуэт детективов: Макар Илюшин и Сергей Бабкин. Хотя для них это необычное дело, ведь они специализировались на розыске пропавших людей.

Удивил ли меня сюжет книги? Нет. Всегда была уверена, что творческие коллективы - это клубок интриг и завести. А неблаговидные поступки (и даже преступления!) вполне предсказуемы в царящей здесь атмосфере недоверия и соперничества.

Почему в союзе сложились такие взаимоотношения?

Ответ прост: творческие личности хотят признания и аплодисментов. Но не всем это дано, особенно в наш прагматичный век. А несоответствие между желаемым и действительным приводит или к депрессии художника, или к непредсказуемым поступкам.

Автор глазами детективов постепенно вводит читателей в мир взаимоотношений в "Имперском союзе художников", который по существу является альтернативой профессионального "Союза художников России"(СХР). 

Оказалось, что здесь собрались или несостоявшиеся художники, которые по тем или иным причинам не стали членами СХР, или же состоятельные дилетанты, возомнившими себя генеральными художниками после прохождения курсов для начинающих живописцев. И все они хотят во что бы то ни стало стать знаменитыми художниками, получить признание зрителей и, конечно, улучшить свое благосостояние.

И тут на помощь художникам приходит хитрый делец Ясинский, который и организовал альтернативную организацию с громким названием "Имперский союз художников" (сразу вспоминается Императорская академия художеств в дореволюционном Санкт-Петербурге). В функции союза как раз и входила организация выставок и хвалебных статей в прессе, т. е. создание имиджа успешных живописцев. Но несомненно основной доход Ясинскому приносили не членские взносы художников, а обслуживание интересов состоятельных дилетантов.

В книге представлены два типа таких творцов с большими возможностями: Бурмистров ("король - сантехники" с замашками "братков" из 90-х) и Юханцева (успешная дама с телевидения). Их картины далеки от классической живописи, но подкупленные высокими гонорарами искусствоведы и журналисты создали им имидж необычайно таланливых художников.

Фотографии картин, относящихся к направлению "Примитивная живопись", именно в такой манере творил один из героев книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии картин, относящихся к направлению "Примитивная живопись", именно в такой манере творил один из героев книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

Особенно мне запомнился метод создания фильма о выставке короля - сантехники: оказалось, что это был просто монтаж, где после кадров с выставки были включены восхищенные отзывы посетителей Третьяковской галереи.

Перед детективами встала непростая задача: разобраться в хитросплетении отношений, царящих в союзе и определить причины похищения картин с гордыми названиями "Бенгальские тигры" и "Владыка мира". Кстати фотографии этих полотен произвели на детективов неоднозначное впечатление: Бабкину картины Бурмистрова напомнили "яичницу с помидорами" и "больного котика", а Илюшин, после знакомства с ними, решил увеличить взносы питомнику для бездомных животных.

Особенно трудно пришлось в расследовании Сергею, который был далек от мира прекрасного, а вот Макар прекрасно чувствовал себя в любой обстановке (поразительная способность разговорить практически любого человека!).

Разгадка же череды таинственных и печальных событий оказалась, как всегда, непредсказуемой и изящной: тут есть и досадная случайность, и злой умысел, и даже - неудачная контрабанда драгоценностей!д

Фотографии драгоценностей с изумрудами, именно эти камни стали объектом неудачной кантрабанды в книге Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии драгоценностей с изумрудами, именно эти камни стали объектом неудачной кантрабанды в книге Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

Елена Михалкова - признанный мастер психологических детективов. В ее книгах всегда можно найти интересные истории о героях книги и анализ их личности, что приятно отличает эти книги от произведений других авторов.

Но в данной книге мне показалось, что писательница опасно балансирует на тонкой грани, отделяющей детектив (т. е. захватывающей, таинственной истории) от женских романов с бесконечным описанием жизни героев и счастливым концом в конце...

Очень не хотелось бы, чтобы автор "исписалась", как и некогда нравившаяся мне Татьяна Устинова, творчество которой, по моему мнению, от ярких, читаемых за один вечер историй, перешло в ранг поучительных истории с длинными рассуждениями автора о жизни....

Надеюсь, что я ошибаюсь и этот детектив просто не очень удачная, с моей точки зрения, история в череде блестящих произведений Михалковой.

Что интересного узнала в книге:

1. Из дополнительных источников узнала много нового о Союзе художников России и привилегиях для его членов. Например, в книге рассказано о том, членам СХР предоставлялось помещение для мастерской.

2. В книге много информации о направлениях в современной живописи. Например, творения короля - сантехники относятся к стилю "Примитивная живопись".

3. Интересны зарисовки автора о художниках - героях книги, которых условно можно разделись на несколько категорий:

а) Профи - неудачники:

- Одни художники остались верными своим убеждениям, продолжая писать в прежней манере, надеясь на признание, несмотря на безденежье и упреки семьи. Такие художники вызывают уважение (сразу вспоминаются знаменитые живописцы, слава к которым пришла после смерти).

- Другие изменили своему призванию, нашли легкий путь к сердцам зрителям и их кошелькам.. Так одна героиня пишет бесконечные натюрморты с пионами, а другая - пейзажи, копируя их с фотографий. Но талант не прощает отступничества, не зря же одна их художниц не смогла написать картину на другой сюжет.

Фотографии натюрмортов с пионами, возможно аналогичные картины писала героиня книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии натюрмортов с пионами, возможно аналогичные картины писала героиня книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

б) Художники - любители, не имеющие специального образования знаний:

- Бурмистров "король сантехники" - самоуверен и хамоват, движется по жизни как танк к своей цели, сметая и оскорбляя всех недовольных. А стоимость старинных багетов, в которые были вставлены его картины, оказалась значительно дороже, чем сами полотна.

Фотографии старинных багетов, возможно именно в такие рамы, были вставлены картины одного из героев книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии старинных багетов, возможно именно в такие рамы, были вставлены картины одного из героев книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

- Юханцева - предприимчивая деловая дама, не зря же она преуспела на телевидении. Свое хобби она сделала прибыльным на основа анализа потребностей и желаний состоятельной публики.

Оказалось, что богатенькие дамочки охотно покупали картины с мистическим сюжетом (красавицы и чудовища, таинственные птицы), а мужчины неравнодушны к изображениям сказочных коней, свирепых хищников и трепетных девиц, которых надо защищать. Несомненно, Юханцева - знаток человеческих душ.

Фотографии картин с мистическими сюжетами, возможно аналогичные полотна писала одна из героинь книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)
Фотографии картин с мистическими сюжетами, возможно аналогичные полотна писала одна из героинь книги Михалковой "Тигровый, черный, золотой" (снимки для коллажа взяты из открытых источников в интернете)

И в заключении отзыва осталось найти ответ на последний, традиционный вопрос: почему автор дала книге такое название - "Тигровый, черный, золотой"?

После прочтения новой книги, мне кажется, что в названии зашифрован краткий сюжет книги:

- "тигровый" - хищники нарисованные на украденных полотнах (начало детективной истории),

- "черный" - черная полоса в жизни художников "Имперского союза художников " (основная часть истории),

- "золотой" - счастливая, "золотая пора", наступившая в жизни влюбленных героев книги (финал истории).

Рекомендую книгу любителям занимательных, психологических детективов, а также поклонникам творчества Елены Михалковой.