Когда в компании возникает мечта? Именно мечта, а не нужда, сомнения в правильности пути или что-то еще критичное.
Когда компания развивается хорошими темпами (не отличными, но тоже ничего), на управление оперативкой тратится меньше времени – тогда владелец (акционер, генеральный директор) поднимает голову от рутины и понимает – вокруг тоже все развивается, растет и (елки-палки) иногда быстрее, чем его предприятие.
Вот тогда и возникает сияющая даль, к которой хочется стремиться. И владелец бизнеса дает команду поддать газку. Собираем в кулак ресурсы и погнали. Куда – понятно. А вот как?
И в голову приходит прекрасный мультипликационный аналог «Крылья, ноги и хвосты». Стервятник там хорош, каналья – полетели, грит, там так много вкусненького, грит. И кому – страусу. Страус, естественно, ему – каким каком я полечу с такими-то махалками?
Вообще, ситуация хороша – смахивает на визит консультанта в компанию. Вы можете лететь, внушает он, только попробуйте. Бери и делай, чтоб тебя. А компания – какие нафиг крылья, мужчина, мы бегаем только. А если полетим – сдохнем.
И, внимая сладкозвучному консультанту, многие компании начинают пытаться летать, хотя отлично умеют бегать. И дохнут, не долетев. Так как не включили ресурсный анализ (в просторечии – мозг) и не просчитали затраты на достижение цели разными способами.
Мультик закончился хорошо – страус добежал, молодец, не заплатив консультанту, вернув у стервятника свои выдранные перья.
Поэтому, целеполагание – упражнение отличное. Но если не посчитали все сценарии достижения целей, сконцентрировавшись только на одном – стервятники все ваши перья выдерут.
Сценарии, причем, важны также и для целеполагания. Что мы получим, продав миллион единиц нашего товара? А полмиллиона? А давайте посчитаем.
Сколько ресурсов мы затратим на достижение миллиона? Ого. А людей нам хватит? А операционные расходы? И биться сердце перестало…
Тогда и включается подход лестничной стратегии. Достижение целей поэтапно? Каждый отчетный период, готовя себе почву для дальнейшего роста: увеличение мощностей, обгон конкурентов и тд.
И тогда миллион мы нет получаем через год, например. Но увеличив время и заняв его подготовкой и мобилизацией ресурсов, мы, например, можем получить через 2 года – не 2 миллиона, а 3 или больше. Просчитывается кумулятивный эффект от достижения ступеней развития.
Мы с командой такие стратегии делали 3 раза – и каждый раз по-разному.
В одном случае компания продавала огромной стоимости товары люкс класса и поставила себе совершенно нереальные цели. Просчитали 4 (!) сценария развития компании (стервятники консалтинговые, кстати, берут полную стоимость за каждый сценарий). Сошлись на двух средних с условием пересмотра стратегии через год.
В другом случае продавали узкоспециализированное промышленное оборудование. И цель была – мировая экспансия и захват рынка Северной и Южной Америк. В этом случае страус не добежал. Пока, по крайней мере. Но за счет ступенчатой стратегии думаю, добежит – не сейчас, но года через два.
Вот такие пироги - со стервятниками.