ДУБРОВА, Озерицко-Слободской сельсовет. Марии Константиновне БРИЛЕВИЧ 93 года. Живет она в деревне Дуброве. В канун 80-летия освобождения Беларуси свидетельства людей, помнящих войну, очень ценны, ведь с каждым годом очевидцев остается все меньше.
Когда началась война, Марии Константиновне было 10 лет.
– Когда сжигали соседние деревни, немцы пришли и в Дуброву, – вспоминает собеседница. – Нас уже стали сгонять в сарай, говорили: «Капут вам будет», как вдруг из Смолевичей примчался на мотоцикле человек. Он что-то сказал немцам, и нас стали отпускать. Сказал, не сжигать. Так что наша деревня чудом уцелела.
Был еще такой страшный случай. Помню, женился наш родственник. Этот парень до того, как сделал предложение своей невесте, одно время ухаживал за другой девушкой. Но замуж ее не позвал. Тогда она из ревности и мести пошла в Острошицкий Городок, где стояли немцы, и сказала, что в Дуброве готовится партизанская свадьба. И вот в день праздника приехали немцы, забрали молодых и убили. Забрали и родителей с обеих сторон, но позднее отпустили. Правда, и та девушка умерла не своей смертью.
От немцев хватило горя нашей деревне. Было время, они в Дуброве целый месяц квартировали. Войдут в дом и займут комнаты, которые понравятся, а семья уже ютится, где придется.
Хорошо помню, как пришли наши. Встречать их бежали на большую дорогу, под Острошицкий Городок. Вот это была радость!