ПОДВЕРНУТЬ ИЛИ ОТВЕРНУТЬ — ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС
Хочется перейти поскорее к вопросу звука. Но всё же, есть одно промежуточное звено, без которого моё повествование будет неполным, так что предлагаю продолжить тему поиска комфорта в игре.
А тема эта очень важная для каждого флейтиста, и сейчас Вы догадаетесь о чём это я :)
Исходя из личной практики и понимания нашей общей, флейтовой проблематики, смею заявить, что огромное количество музыкантов, как начинающих, так и состоявшихся, испытывают разного рода неудобства в процессе игры на флейте. Да, флейта не самый очевидный и простой для удержания инструмент, и каждому флейтисту необходимо пройти это испытание. Назовём его — процесс адаптации нашего организма к флейте. Чтобы этот процесс прошёл гладко и нам не пришлось бы в будущем «обучаться» заново, надо уделить этому значительное время.
Один из первых вопросов, который обычно задают флейтисты, когда хотят узнать что-то о постановке, это как выставлять головку по отношению к механике или среднему колену?
И это один из самых волнующих вопросов, однозначного ответа на который нет и по сей день. Существует множество методик: Altes flute method, Marcel Moyse, Trevor Wye в которых в основном даётся аксиома, что отверстие в губках (лабиуме) нужно ставить соосно определённой части механики среднего колена или тоновому отверстию До. Основным плюсом такого расположения головки относительно остального корпуса называют достаточность открытия отверстия в губках, что означает, что, когда мы играем, наша нижняя губа закрывает отверстие в лабиуме лишь наполовину, что даёт звуковому потоку проходить свободно, без значительных искажений. А если головку повернуть к себе, отверстие закроется и звук станет слишком узким и неуправляемым. И в этом есть понятная логика, поэтому такой метод считается базовым для всех начинающих осваивать инструмент.
Тем не менее, в узких кругах, известен так называемый метод Рокстро (Richard Shepherd Rockstro, 1826-1906 — английский флейтист, живший в 19 веке). Как раз на нём я бы хотел остановиться по подробнее, поскольку система Рокстро заслуживает отдельного внимания. Для многих она может оказаться в буквальном смысле поворотной точкой в творчестве и в освоении флейты!
Насколько мне известно, именно Ричард Рокстро первым разработал и опубликовал свой собственный метод удержания флейты на трёх точках.
Методика Рокстро невероятно эффективна при вдумчивом подходе.
Она состоит из двух частей. ПЕРВУЮ ЧАСТЬ — удержание флейты (в моей интерпретации), я уже озвучил в ранее, а ВТОРАЯ ЧАСТЬ, посвящена позиции головки флейты относительно корпуса и механики. Но обе части, надо воспринимать, как единое целое. То есть выводы, сделанные во второй части неразрывны с идеями, высказанными в первой.
Об этом мы и поговорим.
При удержании флейты на трёх точках, мы достигаем такого баланса корпуса флейты, что механика перестаёт перевешивать и прокручивать корпус назад, при этом чашки клапанов ориентированы параллельно полу или даже чуть вперёд. Это очень удобная позиция для пальцев, кистей и рук в целом. При такой позиции руки не испытывают лишнего напряжения, где правая рука не согнута в кисти и лучевые мышцы не зажаты, а левая рука не тянется изо всех сил, чтобы достать до клапанов, а находится в устойчивом, спокойном положении. При этом, функция удержания, и пальцевая техника максимально изолированы друг от друга. Но есть один важный момент. При такого рода постановке рук и корпуса флейты, и при стандартной позиции головки (когда отверстие в губках соосно отверстию под клапаном До), большинство из нас не сможет в достаточной мере сфокусировать звук, поскольку отверстие в губках будет казаться нам излишне отвёрнутым.
Этот эффект легко ощутить, удерживая флейту на трёх точках, не касаясь клапанов, попытаться сыграть До диез второй или третей октавы. С этого момента начинает работать вторая часть методики удержания флейты Рокстро, где головка должна быть повёрнута внутрь (к себе), или механика отвёрнута от себя, смотря, как на это посмотреть :)
И тут очень ВАЖНО не путать поворот головки внутрь по системе Рокстро с тем, когда при обычной позиции рук и корпуса флейты (где клапаны наклонены вместе с корпусом чуть назад) головку подворачивают. В таком случае отверстие в лабиуме действительно закроется и звук станет тусклым и неуправляемым.
Стандартная позиция головки при методе Рокстро — когда передняя грань отверстия (среза) в губках примерно соответствует центру отверстия До на корпусе. При этом я рекомендую вам смотреть и выставлять уклон со стороны головки — так будет проще рассмотреть и сопоставить отверстия под нужным углом.
Главная идея методики Рокстро в том, что комфортная и эффективная позиция рук первична, чтобы инструмент в процессе игры не болтался и не влиял на устойчивость позиции лабиума.
Если флейта в процессе игры не крутится и у нас не возникает желания её перехватить и что-то поправить, то это даёт нам свободу в технике, стабильность в кантилене и большую выносливость, благодаря значительной экономии собственной энергии.
Многим флейтистам угол поворота головки внутрь по методике Рокстро может показаться поначалу слишком радикальным, и поэтому, спустя некоторое время после появления метода Рокстро, был привнесён вариант с меньшим углом поворота, называемый «модифицированной постановкой Рокстро». Отверстие в губках в данном случае находится примерно между «классической, прямой» постановкой и постановкой Рокстро. Поскольку все мы разные, то нам может подойти любой из вариантов.
Призываю вас попробовать разные варианты и найти наиболее комфортный и стабильный для вас. Главное не забывать, что во всём этом «уравнении» первичны руки, а именно стабильность и комфорт при удержании флейты, что само собой влияет на звукоизвлечение.
В качестве упражнения по поиску подходящего Вам положения головки флейты относительно корпуса я рекомендую зафиксировать флейту в трёх точках — под нижней губой, над косточкой указательного пальца левой руки и кончиком большого пальца правой руки. Повторюсь, очень важно, чтобы большой палец правой руки чётко выполнял свою функцию — толкал правую часть инструмента вперёд, подавая давление на точку под губой через опорную левую руку. Далее отпустить все пальцы, оставив флейту удерживаться только на данных трёх точках. Затем, попробуйте исполнить открытый До диез второй октавы. Осознайте, берётся ли он в привычной Вам манере или в таком положении Вы чувствуете дискомфорт и требуется лучшая фокусировка, чтобы звук стал более очерченным? Чтобы ещё лучше укрепиться в правильности ощущений, сыграйте ту же ноту, а затем перейдите легато на октаву выше. Следите за тем, что клапаны во время упражнения располагаются параллельно полу или направлены чуть вперёд. Если обе ноты звучат чётко, в нужном строе, в общем так, как вы их привыкли слышать, то с большой вероятностью головку вращать Вам нет необходимости. Если же ноты берутся в расфокусе, их сложно удержать, строй отличается от нужного Вам, то Вы принадлежите к большинству — к тем, кому стоит отредактировать положение головки и корпуса, повернув головку таким образом, чтобы передняя грань отверстия среза была соосна первому отверстию До на корпусе.
В любом случае все эти манипуляции осуществляются только для нахождения максимального комфорта в игре, для обеспечения свободы и беглости пальцев, а также стабильности в месте соприкосновения лабиума и точки под нижней губой. Не останавливайтесь, пробуйте, ищите свои позиции, углы, расстояния и обязательно придёте к оптимальному для Вас варианту, когда флейта перестанет быть для Вас вечным соперником, а станет продолжением Вашей музыкальной сущности!
Видео
Урок №2 - "Флейта: просто о сложном: Метод Рокстро":
Раскрываем флейтовые секреты, которыми пользуются профессионалы по всему миру. Кто такой Рокстро? Какой вклад он внес в методику обучения игре на флейте? Как повернуть головку, чтобы хорошо звучало?