Найти в Дзене
Лабиринт знаний

Путешествие через Время и Искусство. Китай и Япония

Оглавление

Китайская цивилизация удивительно уникальна среди всех народов своей способностью сохранять свои культурные традиции и ценности на протяжении многих веков. Ни один завоеватель не смог изменить ее особый образ жизни, а внешние влияния лишь обогащали китайское искусство, не касаясь его глубокой сущности. Некоторые характерные черты китайской культуры, такие как предпочтение к игре полутонов и шелковистой фактуре нефрита, уходят своими корнями в доисторическое прошлое. Великое китайское искусство начало свой путь примерно 1500 лет до нашей эры, во времена династии Шан-Инь, с появлением иероглифического письма и приобретением верховным правителем божественного статуса «сына неба».

В течение продолжительных 500 лет этого временного периода можно наблюдать удивительное разнообразие массивных бронзовых сосудов, которые использовались для жертвоприношений предкам и были украшены абстрактными символами. Однако на самом деле эти символы были высоко стилизованными изображениями мифических существ, включая драконов. Культ предков, характерный для многих цивилизаций, занимал важное место в верованиях китайцев в течение этого периода. Тем не менее, в искусстве последующих веков дух магической загадочности постепенно уступил место холодной созерцательности.

Бронза, нефрит и лак

Традиции эпохи Шан-Инь продолжали сохраняться, протекая сквозь период новой династии Чжоу и эпоху Воюющих царств (1027-221 гг. до н.э.). К этому времени появились удивительно реалистичные бронзовые статуэтки как людей, так и животных. Искусство лаковой живописи и ювелирной обработки нефрита достигло новых высот. Роспись и изготовление из нефрита ценились высоко, так как нефрит импортировался из-за границы и требовал сложной обработки, а лаковая живопись была крайне трудоемким процессом.

После длительных периодов внутренних конфликтов и междоусобиц, Китай был наконец объединен под властью императора из династии Цинь (ок. 221-209 гг. до н.э.). Уникальная археологическая находка, сделанная в 1974 году, говорит о безграничной жажде этого правителя самопревознесения: в гробнице императора была обнаружена целая армия терракотовых воинов, выполненных в человеческий рост, предназначенных для служения ему в загробной жизни.

-2

Династия Хань

За период правления династии Хань, который охватывал временной интервал с 209 г. до н.э. по 270 г. н.э., Китай стал огромной империей со сложной социальной структурой. Этическая философия конфуцианства, проповедовавшая умеренность и преданность семейному и гражданскому долгу, глубоко повлияла на мировоззрение китайцев, особенно на касту ученых чиновников, которая была сформирована с помощью системы государственных экзаменов для назначения на государственные должности. Эти чиновники, часто обладая талантами в области искусства и поэзии, оказали значительное влияние на развитие китайской культуры. Также в этот период внесли свой вклад даосизм, философия близкая к природе и основанная на интуитивно-магических учениях, которая возникла в эпоху Хань.

Искусство эпохи Хань дошло до наших дней преимущественно через артефакты, предназначенные для погребальных целей, такие как одежда, украшения, косметика, а также бронзовые и керамические статуэтки, барельефы и фигурная черепица. В то время также появились первые монументальные каменные скульптуры, которые стали создаваться повсеместно с распространением буддизма. Влияние буддизма, привезенного из Индии, вдохновило китайских художников на поиск новых форм и художественных техник, что проявилось в высеченных в индийском стиле пещерных храмах и статуях Юньгана.

Керамическая статуэтка: сидящая женщина с бронзовым зеркалом, обнаруженная в гробнице Сунцзялин, округ Пи, Сычуань
Керамическая статуэтка: сидящая женщина с бронзовым зеркалом, обнаруженная в гробнице Сунцзялин, округ Пи, Сычуань

Судя по немногим дошедшим до нас памятникам, можно заключить, что в эпоху Хань в Китае сложились устойчивые традиции живописи, которая отличалась удивительной легкостью и свободой кисти. С течением времени живопись стала истинным массовым искусством, и за многие столетия Китай породил множество выдающихся художников, школ и течений. Глубокое восприятие красоты окружающей природы привело к расцвету жанра пейзажа, особенно горного, который имеет особое значение в китайской культуре и не имеет аналогов в других культурах. Картины часто создавались как иллюстрации к поэмам и другим произведениям, а безупречная каллиграфия надписей сама по себе почиталась как искусство. Китайская живопись всегда стремится изобразить предметы реального мира, наделяя их духовным содержанием и передавая общее настроение, не увлекаясь излишними деталями.

Фреска гробницы Дахутин: женщины, одетые в шелковые одежды из Ханьфу
Фреска гробницы Дахутин: женщины, одетые в шелковые одежды из Ханьфу

Керамика и фарфор

Несмотря на длительную историю производства керамики в Китае, именно в эпоху Тан (618-906) это искусство приобрело черты подлинного мастерства. Именно в это время были разработаны новые формы и применена цветная глазурь, которая придавала изделиям красочный вид. В числе наиболее известных памятников этой династии находятся погребальные керамические статуэтки, изображающие как людей, так и животных. Они не уступали по выразительности крупным скульптурным формам. Особенно выделяются великолепные керамические фигурки коней, созданные в эпоху Тан, которые поражают своей красотой и выразительностью.

Фигурка из гробницы династии Тан
Фигурка из гробницы династии Тан

На рассвете эпохи Тан, китайцы овладели мастерством изготовления фарфора. Этот тонкий, прочный, полупрозрачный и белоснежный материал не имел себе равных в изяществе, которое достигло высшего совершенства благодаря изысканной отделке в период Сун (960-1260) и последующих династиях. Знаменитый бело-голубой фарфор изготавливался в эпоху монгольской династии Юань (1260-1368).

-6

На заре эпохи Сун, китайцы начали коллекционировать произведения искусства, созданные в предыдущие династии, а художники часто вдохновлялись стилями давних времен. Однако искусство, зародившееся в период Мин (1368-1644) и ранней эпохи Цин (1644-1912), имеет свою ценность независимо от воссоздания старых стилей и несмотря на постепенное угасание творческой активности.

Искусство Японии

Из поколения в поколение Япония развивалась обособленно от большинства цивилизаций, за исключением Китая. Начиная с V-VI веков, влияние Китая начало нарастать, и вместе с новой системой управления, пришедшей с континента, в Японию пришли письменность, буддизм и различные виды искусства. Японцы всегда проявляли умение адаптировать иностранные новшества, придавая им национальные особенности. Например, в японской скульптуре большое внимание уделялось сходству с портретом, что существенно отличалось от китайской традиции.

Чжао Мэнфу. Купание коней. сер. 1290-х, Гугун, Пекин
Чжао Мэнфу. Купание коней. сер. 1290-х, Гугун, Пекин

Мастерство

Уникальный национальный характер Японии также проявился в её живописи. В японских художественных произведениях появляются сцены, полные действия и даже насилия, что существенно отличается от китайской художественной традиции. Почти все аспекты японской жизни пронизаны усиленным чувством красоты — от ритуала чайной церемонии до создания цветочных композиций (икебана). Эта тяга к окружению себя прекрасными вещами проявляется в самых мелких и казалось бы незначительных предметах, таких как нэцкэ (произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости и металла).

Нэцкэ, изображающее Хотэя, слоновая кость, современная работа
Нэцкэ, изображающее Хотэя, слоновая кость, современная работа

В живописи японцы предпочитали выразительные цветные плоскости и четкие контуры. Это особенно заметно как в религиозных свитках, так и на расписных ширмах — предметах обихода, игравших значительную роль в сдержанном оформлении японских жилищ.

На западе наибольшей популярностью пользуются японские ксилографии, начало создания которых приходится на XVIII век. Процесс изготовления этих произведений начинается с разработки художником эскиза, который затем переносится на деревянные пластины. Эти пластины тщательно гравируются, после чего наносится краска, что позволяет производить множество копий произведений.

-9

Отражая духовные ценности мирной эпохи Токугава, которая сопровождалась расцветом городов и формированием среднего класса, японские ксилографии изображали театральные сцены, сентиментальные моменты и сцены любви. В Японии средний класс и знать не всегда придавали большого значения этим гравюрам из-за их доступности и дешевизны. Однако, попав на Запад, эти произведения искусства оказали огромное влияние на европейскую живопись, и сегодня многие мастера ксилографии, такие как Хокусай, признаны всемирно известными.

Путешествие через Время и Искусство. Индия

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет еще больше интересной и полезной информации))🐭