Китайская цивилизация удивительно уникальна среди всех народов своей способностью сохранять свои культурные традиции и ценности на протяжении многих веков. Ни один завоеватель не смог изменить ее особый образ жизни, а внешние влияния лишь обогащали китайское искусство, не касаясь его глубокой сущности. Некоторые характерные черты китайской культуры, такие как предпочтение к игре полутонов и шелковистой фактуре нефрита, уходят своими корнями в доисторическое прошлое. Великое китайское искусство начало свой путь примерно 1500 лет до нашей эры, во времена династии Шан-Инь, с появлением иероглифического письма и приобретением верховным правителем божественного статуса «сына неба».
В течение продолжительных 500 лет этого временного периода можно наблюдать удивительное разнообразие массивных бронзовых сосудов, которые использовались для жертвоприношений предкам и были украшены абстрактными символами. Однако на самом деле эти символы были высоко стилизованными изображениями мифических существ, включая драконов. Культ предков, характерный для многих цивилизаций, занимал важное место в верованиях китайцев в течение этого периода. Тем не менее, в искусстве последующих веков дух магической загадочности постепенно уступил место холодной созерцательности.
Бронза, нефрит и лак
Традиции эпохи Шан-Инь продолжали сохраняться, протекая сквозь период новой династии Чжоу и эпоху Воюющих царств (1027-221 гг. до н.э.). К этому времени появились удивительно реалистичные бронзовые статуэтки как людей, так и животных. Искусство лаковой живописи и ювелирной обработки нефрита достигло новых высот. Роспись и изготовление из нефрита ценились высоко, так как нефрит импортировался из-за границы и требовал сложной обработки, а лаковая живопись была крайне трудоемким процессом.
После длительных периодов внутренних конфликтов и междоусобиц, Китай был наконец объединен под властью императора из династии Цинь (ок. 221-209 гг. до н.э.). Уникальная археологическая находка, сделанная в 1974 году, говорит о безграничной жажде этого правителя самопревознесения: в гробнице императора была обнаружена целая армия терракотовых воинов, выполненных в человеческий рост, предназначенных для служения ему в загробной жизни.
Династия Хань
За период правления династии Хань, который охватывал временной интервал с 209 г. до н.э. по 270 г. н.э., Китай стал огромной империей со сложной социальной структурой. Этическая философия конфуцианства, проповедовавшая умеренность и преданность семейному и гражданскому долгу, глубоко повлияла на мировоззрение китайцев, особенно на касту ученых чиновников, которая была сформирована с помощью системы государственных экзаменов для назначения на государственные должности. Эти чиновники, часто обладая талантами в области искусства и поэзии, оказали значительное влияние на развитие китайской культуры. Также в этот период внесли свой вклад даосизм, философия близкая к природе и основанная на интуитивно-магических учениях, которая возникла в эпоху Хань.
Искусство эпохи Хань дошло до наших дней преимущественно через артефакты, предназначенные для погребальных целей, такие как одежда, украшения, косметика, а также бронзовые и керамические статуэтки, барельефы и фигурная черепица. В то время также появились первые монументальные каменные скульптуры, которые стали создаваться повсеместно с распространением буддизма. Влияние буддизма, привезенного из Индии, вдохновило китайских художников на поиск новых форм и художественных техник, что проявилось в высеченных в индийском стиле пещерных храмах и статуях Юньгана.
Судя по немногим дошедшим до нас памятникам, можно заключить, что в эпоху Хань в Китае сложились устойчивые традиции живописи, которая отличалась удивительной легкостью и свободой кисти. С течением времени живопись стала истинным массовым искусством, и за многие столетия Китай породил множество выдающихся художников, школ и течений. Глубокое восприятие красоты окружающей природы привело к расцвету жанра пейзажа, особенно горного, который имеет особое значение в китайской культуре и не имеет аналогов в других культурах. Картины часто создавались как иллюстрации к поэмам и другим произведениям, а безупречная каллиграфия надписей сама по себе почиталась как искусство. Китайская живопись всегда стремится изобразить предметы реального мира, наделяя их духовным содержанием и передавая общее настроение, не увлекаясь излишними деталями.
Керамика и фарфор
Несмотря на длительную историю производства керамики в Китае, именно в эпоху Тан (618-906) это искусство приобрело черты подлинного мастерства. Именно в это время были разработаны новые формы и применена цветная глазурь, которая придавала изделиям красочный вид. В числе наиболее известных памятников этой династии находятся погребальные керамические статуэтки, изображающие как людей, так и животных. Они не уступали по выразительности крупным скульптурным формам. Особенно выделяются великолепные керамические фигурки коней, созданные в эпоху Тан, которые поражают своей красотой и выразительностью.
На рассвете эпохи Тан, китайцы овладели мастерством изготовления фарфора. Этот тонкий, прочный, полупрозрачный и белоснежный материал не имел себе равных в изяществе, которое достигло высшего совершенства благодаря изысканной отделке в период Сун (960-1260) и последующих династиях. Знаменитый бело-голубой фарфор изготавливался в эпоху монгольской династии Юань (1260-1368).
На заре эпохи Сун, китайцы начали коллекционировать произведения искусства, созданные в предыдущие династии, а художники часто вдохновлялись стилями давних времен. Однако искусство, зародившееся в период Мин (1368-1644) и ранней эпохи Цин (1644-1912), имеет свою ценность независимо от воссоздания старых стилей и несмотря на постепенное угасание творческой активности.
Искусство Японии
Из поколения в поколение Япония развивалась обособленно от большинства цивилизаций, за исключением Китая. Начиная с V-VI веков, влияние Китая начало нарастать, и вместе с новой системой управления, пришедшей с континента, в Японию пришли письменность, буддизм и различные виды искусства. Японцы всегда проявляли умение адаптировать иностранные новшества, придавая им национальные особенности. Например, в японской скульптуре большое внимание уделялось сходству с портретом, что существенно отличалось от китайской традиции.
Мастерство
Уникальный национальный характер Японии также проявился в её живописи. В японских художественных произведениях появляются сцены, полные действия и даже насилия, что существенно отличается от китайской художественной традиции. Почти все аспекты японской жизни пронизаны усиленным чувством красоты — от ритуала чайной церемонии до создания цветочных композиций (икебана). Эта тяга к окружению себя прекрасными вещами проявляется в самых мелких и казалось бы незначительных предметах, таких как нэцкэ (произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости и металла).
В живописи японцы предпочитали выразительные цветные плоскости и четкие контуры. Это особенно заметно как в религиозных свитках, так и на расписных ширмах — предметах обихода, игравших значительную роль в сдержанном оформлении японских жилищ.
На западе наибольшей популярностью пользуются японские ксилографии, начало создания которых приходится на XVIII век. Процесс изготовления этих произведений начинается с разработки художником эскиза, который затем переносится на деревянные пластины. Эти пластины тщательно гравируются, после чего наносится краска, что позволяет производить множество копий произведений.
Отражая духовные ценности мирной эпохи Токугава, которая сопровождалась расцветом городов и формированием среднего класса, японские ксилографии изображали театральные сцены, сентиментальные моменты и сцены любви. В Японии средний класс и знать не всегда придавали большого значения этим гравюрам из-за их доступности и дешевизны. Однако, попав на Запад, эти произведения искусства оказали огромное влияние на европейскую живопись, и сегодня многие мастера ксилографии, такие как Хокусай, признаны всемирно известными.
Путешествие через Время и Искусство. Индия
Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет еще больше интересной и полезной информации))🐭