«Та-да-дада! Та-да-дада!» Ну, кто из нас не слышал это грозное вступление к 5-й симфонии Бетховена? Если бы в XIX веке существовали хит-парады, то симфония наверняка занимала бы в них самые верхние позиции.
Правда, говорят, что первая премьера этого произведения, состоявшаяся в Венском театре в декабре 1808 года, была крайне неудачной. В зале было холодно, оркестр играл плохо, и зрители тогда не впечатлились. Зато потом… Недаром 5-я симфония до сих пор подвергается самым разным стилистическим обработкам. Приведу лишь два примера из многих.
ELO - «Roll Over Beethoven»
Данная композиция группы The ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA (ELO) - это не просто кавер, а сразу два кавера в одном!
Собственно, рок-н-ролл под названием «Roll Over Beethoven» выпустил ещё в 1956 году небезызвестный Чак Берри. Пишут, что песня родилась, как реакция Берри на занятия его сестры Люси классической музыкой. Пианино в доме было одно, и Чак никак не мог отогнать от него сестру, чтобы поиграть любимый ритм-энд-блюз.
Все эти чувства и выразились в язвительной песенке, где Берри предлагал великому композитору «Roll Over» - «откатиться в сторону», «освободить место» для новой музыки и заодно «передать эти новости Чайковскому».
Я напишу коротенькое письмо
И отправлю его почтой нашему местному диджею.
Это классная маленькая пластинка,
Я хочу, чтобы диск-жокей прокрутил её в эфире.
Посторонись-ка, Бетховен,
Сегодня я опять должен её услышать...
В США сингл с этой песней добрался до 2-го места R&B-чарта и 29-го места поп-чарта. Во всём мире, действительно, начиналась эпоха рок-н-ролла.
Естественно, сбросить Бетховена и Чайковского "с парохода современности" не получилось. Более того. Как только рок-музыка завоевала мир, в неё тут же хлынули парни с консерваторским образованием, которое, как известно не пропьёшь. И они тут же превратили модный, но в целом - незатейливый стиль в площадку для самых разных экспериментов. Среди таких экспериментов был и шуточный кавер британской группы The ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA.
Если Чак Берри троллил Бетховена, то группа решила потроллить самого Берри. Музыканты взяли знаменитый рок-н-ролл и буквально «скрестили» его с музыкой немецкого композитора. Причём сделали это очень талантливо - грозные звуки «Девятой симфонии» удивительно плавно перетекали в мажорные рок-аккорды (и наоборот), а электрогитара соседствовала с виолончелью.
В 1973 году кавер ELO занял в Британии 8-е место и стал любимым номером группы, исполнявшимся обычно на бис. В США такого успеха в чартах не было, но необычная композиция помогла привлечь внимание к группе во время американских гастролей.
Лидер ELO - Джефф Линн - даже рассказывал, что на каком-то мероприятии видел автора «Roll Over Beethoven» живьём, но не решился к нему подойти - а вдруг тот не оценил шутку по поводу его песни?
Тем не менее, в 2017 году, когда Чак Берри скончается в 90-летнем возрасте, группа почтит его память в "Зале славы рок-н-ролла" исполнением именно этого "гибридного" кавера.
Walter Murphy - «A Fifth of Beethoven»
Во второй половине 1970-х годов пришло время диско, и скрещивание классики с этим стилем было лишь делом времени. «Пионером» в этом направлении стал композитор Уолтер Мёрфи, который одинаково любил симфонии и поп-песни.
Уолтер Мёрфи:
«У меня была эта сумасшедшая идея — взять симфоническую музыку и совместить её с современным ритмом. Никто не делал подобного в течение некоторого времени (это не совсем так — С.К.), и никто не делал это таким особым образом. Это был эксперимент — взять инструментал, который максимально далёк от поп-музыки, и сделать из него хитовый сингл».
Тут надо сказать, что Мёрфи не просто упаковал симфонию Бетховена в диско-обёртку, но и привнёс туда немало своих идей — вроде длительной импровизации на клавишных. После чего назвал свой опус «A Fifth of Beethoven» («Пятая часть Бетховена»). Название было каламбуром — оно одновременно отсылало как к номеру симфонии, так и к пятой части галлона (таков был популярный объём бутылок с горячительными напитками).
«A Fifth of Beethoven» была пятой записью на демо-кассете, с которой Мёрфи отправился к менеджерам лейбла «Private Stock». Остальной материал представлял собой оригинальные поп-песни композитора, но они лейбл не заинтересовали. А вот обработку Бетховена согласились выпустить почти без раздумий. Мёрфи выдвинули лишь одно условие.
Уолтер Мёрфи:
«Я написал песню, аранжировал её, сыграл большинство партий; то есть это было мое личное детище. Но после того, как это было сделано, «Private Stock» сказали мне, что у нас будет больше шансов получить радиоротацию, если композиция выйдет под маркой группы. Мне это не очень нравилось, но я согласился, и мы придумали название BIG APPLE BAND. Два дня спустя после выхода сингла мы узнали, что группа с таким названием уже есть (кстати, это была будущая группа CHIC — С.К.). Тогда мы стали именоваться Walter Murphy Group, а затем просто Walter Murphy».
Сингл вышел в 1976 году и попал прямо в «яблочко» — стал №?1 в США и был продан тиражом в 2 миллиона копий. А спустя год «A Fifth of Beethoven» попала в саундтрек культового фильма «Лихорадка субботнего вечера» (кстати, в сцене, где герой Джона Траволты приходит на дискотеку, промелькнул и сам Мёрфи).
Уолтер Мёрфи:
«Мы тогда знали, что саундтрек «Saturday Night Fever» станет самым продаваемым альбомом в истории музыки. Я бы сказал, что это был счастливый случай».
Вполне логично, что Мёрфи продолжил записывать классические кроссоверы. Но несмотря на то, что они были не хуже «A Fifth of Beethoven», успеха повторить не могли. Диско-обработка «Полёта шмеля» Римского-Корсакова под названием «Flight ’76» («Рейс 76») достигла лишь 44-го места, а обработка «Rhapsody in Blue» Гершвина в хит-парад не попала вообще.
Зато мотивы «A Fifth of Beethoven» продолжали использовать другие исполнители. Например, рэпер a+ в «Enjoy Yourself» (1998) или Роберт Тик в «When I Get You Alone» (2002).
Уолтер Мёрфи:
«Очень печально, что дети сегодня могут познакомиться с Бетховеном только через рок-версию его музыки. Возможно, если они услышат, как круты его симфонии, то пойдут и купят оригинал».
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
Автор: Сергей Курий