Найти в Дзене
Наука и жизнь Тани

В мире молекул

Включили дочке вместо мультиков документальный фильм National Geographic про дикую природу Южной Африки (он вообще 12+, но мы прищурились и решили, что это 2+). Попался сюжет про маму-крокодила, который начинался так: «Эту самку, разрывающуюся между материнским инстинктом и зверским голодом, лучше не злить. Уже три месяца она охраняет свою кладку и ничего не ест». Начало меня зацепило. «Хуже того: крокодилы не потеют, и если эта заботливая мать просидит в своём гнезде под солнцем слишком долго, то может погибнуть от теплового удара», – продолжал нагнетать ведущий. В итоге мама-крокодил сходила окунуться в воду, а в это время варан сожрал одно яйцо. «Ей повезло, она потеряла всего одно яйцо. Однако если бы она просидела на гнезде чуть дольше, быстро приближающаяся с океана гроза принесла бы ей желанную прохладу», – поучительно произнёс закадровый голос. «Да откуда же она могла знать?!» — закричала я, возмущённая до такой степени, что уже нельзя было не кричать на планшет. Сама удивилась

Включили дочке вместо мультиков документальный фильм National Geographic про дикую природу Южной Африки (он вообще 12+, но мы прищурились и решили, что это 2+). Попался сюжет про маму-крокодила, который начинался так: «Эту самку, разрывающуюся между материнским инстинктом и зверским голодом, лучше не злить. Уже три месяца она охраняет свою кладку и ничего не ест». Начало меня зацепило. «Хуже того: крокодилы не потеют, и если эта заботливая мать просидит в своём гнезде под солнцем слишком долго, то может погибнуть от теплового удара», – продолжал нагнетать ведущий. В итоге мама-крокодил сходила окунуться в воду, а в это время варан сожрал одно яйцо. «Ей повезло, она потеряла всего одно яйцо. Однако если бы она просидела на гнезде чуть дольше, быстро приближающаяся с океана гроза принесла бы ей желанную прохладу», – поучительно произнёс закадровый голос. «Да откуда же она могла знать?!» — закричала я, возмущённая до такой степени, что уже нельзя было не кричать на планшет. Сама удивилась, что меня так задела комбинация из материнских жертв, съеденных яиц и нравоучительного тона ведущего. Дальше Нина продолжила просмотр с умеренным интересом, а я отвернулась от этого животного ужаса и задумалась.

Хоть я и биолог, но в мире животных мне нравится только музыка из той заставки, которую все помнят с детства.

С ботаникой у меня не лучше, чем с зоологией. Но я выучила всё, что требовалось, и могу показать «отлично» по ботанике в своём красном дипломе.

— Надо повторить ещё, я что-то плохо помню Мараттиевых, — паниковала я перед экзаменом много лет назад.

— Я вообще не знаю, кто это такие! — ответил мой будущий муж (который тогда был ещё просто Игорем). — Это папоротники? Пошли сдавать.

Мараттиевые — папоротники. Всё остальное я благополучно забыла.

Вот к молекулам я хорошо отношусь. Интересные они ребята, загадочные, но достаточно абстрактные. Спайковый белок коронавируса не возмущает своей способностью связываться с клеточным рецептором. Я не буду кричать на планшет из-за видео про то, как вирус проникает в клетку. И если очень сильно приглядеться к крокодилу, то станет уже не страшно. Знаете ли вы, например, что у крокодилов нет половых хромосом и пол определяется температурой инкубации яиц? Учёные точно знают. А знаете ли вы, какие молекулярные механизмы лежат в основе этой температурной зависимости? Вот и учёные точно не знают. Тут ещё исследовать и исследовать! Но не мне. Мои друзья-молекулы не в крокодилах, они в бактериофагах, а это уже совсем другая история.

Подписывайтесь и ставьте лайк, если почитали бы сентиментальный научпоп о моей текущей работе 😉