Одни считают его бунтарём, ниспровергающим авторитеты. Другие – утратившей популярность знаменитостью, которая мстит более успешным коллегам. В канун 70-летнего юбилея Юрия Лозы мы решили выяснить, какой же он на самом деле. А заодно выяснить, как родился его знаменитый «Плот». Почему он поздно женился и уже 30 лет не разводится? Из-за чего поссорился с Алибасовым? И что сегодня является главным позором отечественной эстрады?
Я не от тех бегу
– Как-то вы признавались, что начали играть на гитаре, чтобы привлекать девочек, поскольку чисто внешних данных для этого вам не хватало. Однако в итоге музыка стала вашей судьбой, несмотря на то, что изначально вы поступали в геологический институт.
– Все молодые люди начинают играть на гитаре, потому что хотят привлекать внимание девочек. Все абсолютно. Но я-то это делал раньше на самодеятельной основе. Была школа, университет, армия, самодеятельный коллектив. Потом однажды нас попросили заменить коллектив в ресторане. И я впервые в 21 год заработал музыкой деньги. И тогда я для себя решил, что это и будет моим основным занятием на всю оставшуюся жизнь.
– Вы несколько лет играли в ресторане. А почему решили уйти? Ведь сколько музыкантов, и даже талантливых, так и остались на уровне ресторанных лабухов. Вам не нравилось петь для жующей публики?
– Я однажды понял, что мне хочется опохмелиться утром. Это меня сразу насторожило, потому что я к спиртному отношусь критично, практически не пью. А в ресторане работа, она не позволяет совсем уходить от этой проблемы. Чтобы хорошо зарабатывать, надо быть честным другом. Чтобы быть честным другом, надо иногда поддерживать компанию.
– А с чем был связан ваш уход из «Интеграла» – группы, с которой и началась ваша музыкальная популярность? Вы рассорились с Алибасовым, который был продюсером группы?
– Ну а сколько можно прыгать по сцене? Я музыкант, а «Интеграл» – не музыкальный проект. Это сугубо шоу, зрелище. А я композитор, я музыкант, в конце концов. Мне скакать по сцене под фонограмму не хочется. Поэтому я сказал Алибасову, что либо мы будем, помимо шоу, заниматься ещё и музыкой, либо… Я ему «Плот» принёс. Он сказал, что «Плот» – говно.
Меня ещё год держали обещанием квартиры. У меня вообще не было никакого жилья, и они обещали, что я его получу.
Алибасов получил двухкомнатную квартиру, а я был фронтменом коллектива, который почти четыре года выступал и тащил всё на себе и ничего не имел.
«Интеграл» официально образовался в 1965 году. И до 1977 года – 12 лет это был самодеятельный коллектив ДК металлургов города Усть-Каменогорска. Я пришёл в группу в 1978 году и проработал по 1983-й. После моего прихода он стал коллективом Саратовской филармонии. С 80-го мы были одним из ведущих коллективов страны, мы работали во дворцах спорта.
В 1983-м я оттуда ушёл, в 1985-м они развалились. Пытались как-то, пытались дёргаться, что-то пытались сохранить, но сдулись. Алибасов понял, что больше ему не набрать нормальных людей, и он переключился в другой вид деятельности. Он взял тогда на-нистов и уже начал работать с ними.
– Подождите, Алибасов так плохо разбирался в музыке? Как можно было не оценить «Плот»?
– Он вообще не понимает музыки, совсем. Он администратор. Что вы хотите от администратора?
– Но как же он тогда умудрялся делать успешные проекты, которые долгое время умудрялись держаться на плаву. Та же «На-На» например?
– Администратору не обязательно разбираться в музыке. Он должен уметь втюхать любое барахло за большие деньги. В этом плане Алибасов хороший администратор.
– А как, кстати, родился ваш знаменитый «Плот»?
– Песню очень долго писал. Сначала пришла идея. Я пишу не так, как сегодняшние композиторы. Сегодня музыка сочиняется. Сначала создаётся ритмическая структура, потом на неё нанизывается всё остальное. Я писал в обратную сторону. Сначала идея, а потом уже аранжировка и барабан. Около года я с ней возился.
Прежних ошибок груз
– Вы довольно поздно женились – после 30 лет. Искали идеал или были избалованы женским вниманием?
– Ну, как человек, проработавший пять лет в звёздном коллективе, конечно же, не был обделён женским вниманием.
Однако для меня никогда не было задачи переспать с огромным количеством женщин. Это такая же глупая задача, как, скажем, всех удивить, восхитить, поразить. Поэтому я всё время занимался делом и в определённое время понял, что нужно искать какие-то более серьёзные, более фундаментальные отношения.
– А как вы познакомились со своей женой Светланой? Чем она вас покорила?
– Всё случайно. В определённый момент встретились, понравились, притёрлись.
Она поэт, очень хороший поэт. Она творческая личность, самостоятельная. С ней хорошо и просто молчать на разные темы.
– Вы вместе почти 40 лет – такие долгие браки в творческих кругах редкость. Как вам это удаётся и в чём, на ваш взгляд, секрет длительной семейной жизни?
– Я же работал достаточно долго в бюро добрых услуг, играл на свадьбах и услышал от одного ведущего правила семейной жизни. Оно, оказывается, заключается в так называемом правиле трёх «У»: уважай, уступай, удерживай. Если люди соблюдают эти три правила, то семейные отношения могут быть долгими.
Им и сытней, и проще
– Что вы думаете о сегодняшней отечественной эстраде, кто, на ваш взгляд, составляет её гордость или позор?
– Эстрада – это отражение нашей жизни. Раньше коммунистическая партия следила за тем, чтобы лозунг «Народ и партия едины» соблюдался. Поэтому она давала директивы для народа и для системы, которая обслуживала этот народ. Поэтому Кобзон пел для сталеваров в «Голубом огоньке».
Сейчас медиасистема оторвана от каких-либо целей и задач. Она живёт, отталкиваясь от просмотров, лайков и рейтингов. Поэтому на «Новогоднем огоньке» Басков поёт про Киркорова для Киркорова. Всё перевернулось.
Система развернулась навстречу зрителям, а вкусы толпы, в общем-то, достаточно примитивны. Если мы возьмём сейчас статистику, а я, кстати, окончил экономико-статистический институт и в этом немножко понимаю, то выяснится, что наибольшее количество лайков и просмотров у порнохабов. Никакие артисты не могут с ним сравниться.
Во-вторых, сейчас песни сократились до слоганов и кричалок. Из творческой профессии ушли профессионалы. Песни, тексты, пишутся билетёрами, костюмерами, охранниками. Потому что профессионалов уровня Резника у нас сейчас нет.
Вернее, они вернее есть, но они не хотят быть в списке, который мелкими буквами бежит в конце программы: прозвучали песни на стихи и музыку такого-то.
Молодые исполнители от того, что вокруг материал очень слабый, часто обращаются к каверам. А то новое, которое сейчас создаётся, не выдерживает никакой критики.
Поэтому даже хорошо, наверное, что сегодняшние исполнители поют так, будто зубы у них выбиты, жуют слова, которые не несут никакого смысла.
– Но какие-то новые имена, которые сегодня появились, у вас вызывают симпатию?
– Вы же всех видите сами. Вот возьмём певца, который поёт под именем SHАMAN. У него появилась пара хороших песен, которые действительно выстрелили.
– А почему тогда у нас за всё это время не появилось второй Пугачёвой?
– Потому что нет такого материала. Она замечательная певица, которая спела очень много хороших песен. Пугачёва умела отбирать материал и умела работать с авторами.
– Вы слывёте бунтарём. Это потому, что вы пытаетесь исправить мир всё время? Или у вас такое обострённое восприятие справедливости?
– Ну это же не моя работа, это работа людей, которые меня раскручивали в определённом ключе. Это люди, которые создавали мне эту популярность. На самом деле я очень тихий, спокойный человек. Я никого не сужу никогда. Вы меня в жюри видели когда-нибудь где-нибудь? Я никогда никого не судил. Не судите, да не судимы будете. Поэтому я не бунтарь, у меня есть своя точка зрения. Я очень долго зарабатывал право на её высказывание. Это не даёт мне никаких дивидендов и привилегий. Кроме права говорить то, что я думаю.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как братья Кристовские поздравили своих поклонников со Старым Новым годом.
Ещё новости по теме
Правда или ложь: Нюша рассталась с мужем?
Голые и смешные: кто больше всех пострадал от вечеринки Насти Ивлеевой