Найти в Дзене
Дизайн в Дзене

Как не заскучать продуктовому дизайнеру и регулярно генерировать новые идеи

Оглавление

Всем привет! Меня зовут Андрей Сербуль, я дизайн-лид в VK и Дзене.

Значительную часть моих рабочих обязанностей составляют собеседования, просмотр тестовых работ и концепций. И большинство даже опытных дизайнеров достаточно часто предлагают максимально очевидные решения без глубокого погружения и интересных подходов.

В целом это не удивительно. В повседневной работе очень легко провалиться в линейное решение задач, перестать искать нестандартные решения, потерять весь драйв и даже в той или иной степени выгореть.

Не обязательно всегда и везде пытаться быть новатором, важно просто не бояться выходить за рамки привычных решений, погружаться глубже в продукт и прокачивать свою креативность как обычный базовый навык, как ту же графику, регулярно и на практике.

Итак, как же это сделать? Как дизайнеру продукта не заскучать и регулярно генерировать новые идеи?

Помимо понятных решений в виде различных курсов и личных проектов, я дополнительно сформулировал для себя 4 простых принципа. Принципы, которые делают дизайн не только работой, но и частью моей жизни. Помогают развиваться, не требуя при этом какого-то дополнительного времени или сверхусилий.

#1 Станьте сами пользователем вашего продукта

-2

Действительно пользуйтесь своим продуктом, а не просто тестируйте фичи. Вероятнее всего, вы откроете для себя очень много болей. Одно дело, когда вы в поисках идей для решения каких-то абстрактных проблем обезличенных пользователей. И совсем другое, когда вы лично прочувствовали конкретную проблему. Это совершенно разные процессы на уровне восприятия.

-3
Совет #1

Проверьте себя на знание вашего продукта. Опишите коротко, что он из себя представляет. Какие задачи он решает? Что сделано круто? Какие основные проблемы на данный момент?

Следующую неделю используйте ваш продукт как основной для решения задач, под которые он создан.
Если вы делаете онлайн-кинотеатр, то смотрите кино только через ваш сервис.
Если отвечаете за сценарий восстановления пароля, то создайте новый аккаунт, введите рандомный пароль, занесите в аккаунт действительно какую-то важную для вас инфу и попробуйте восстановить доступ в момент, когда эта инфа понадобится вам.
После повторно опишите ваш продукт по той же схеме и сравните с изначальным представлением.
Подобное упражнение поможет по-новому взглянуть на ваш продукт и запустить подсознательные процессы поиска идей за пределами текущих рабочих задач.
Старайтесь возвращаться к этому упражнению с определённой регулярностью с учётом циклов развития вашего продукта. Например, раз в полгода или квартал.


#2 Следите за рынком

-4

Хотя бы периодически смотрите и используйте продукты прямых конкурентов. Подпишитесь на их группы в социальных сетях и рассылки.

Но не ограничивайтесь только вашим направлением. Интересные решения можно почерпнуть из продуктов любой тематики. Тут вам в помощь различные Telegram-каналы и профессиональные сообщества, Product Hunt, VC.ru и так далее.

Классное новое решение очень часто лежит на пересечении ранее придуманных подходов. Идеи порождают идеи. А насмотренность помогает подмечать лучшие.

-5
Совет #2

Начинайте утро каждого дня следующей недели с просмотра Dribbble, Behance и Product Hunt. Хотя бы 10–20 минут. Сёрфите в поисках чего-то интересного и обязательно сохраняйте в удобном для вас виде (закладки браузера, список в ноушен).
Это хорошая тренировка для глаз и утренний ритуал, помогающий настроиться на работу.


#3 Ищите вдохновение, формы и образы вокруг вас

-6

Изучайте архитектуру, ландшафтный дизайн, скульптуру, живопись, машиностроение, кулинарию. Всё, что способно вас эстетически вдохновить и оставить в вашей голове новое сочетание образа и формы.

В основе любого интерфейсного элемента есть форма: круг, линия, квадрат, цилиндр, любой другой геометрический объект. Совокупность форм выстраивает образ, который выполняет какую-либо функцию. Функция же формируется из понятной потребности. По этой же схеме можно разложить плюс-минус любой предмет из нашей жизни.

Для большинства потребностей уже есть сформированные функции, реализуемые с помощью привычных образов, которые собраны из привычных для них форм. И по пути наименьшего сопротивления при поиске решения для какой-либо потребности и функции наш мозг выберет наиболее привычные образ и форму.

Чем больше у вас будет интересных сочетаний образов и форм из окружающего мира, тем чаще при решении рабочей задачи будет возникать нестандартное решение.

-7
Совет #3

Выберите какой-либо объект из реальной жизни, который вдохновляет вас визуально и эмоционально. Например, это может быть спортивный автомобиль друга, десерт из любимого ресторана или здание в вашем городе, мимо которого вы не можете пройти, не сфотографировав его.
Выберите тематику продукта и какой-либо конкретный экран приложения.
Возьмите выбранный объект в качестве основного референса на уровне эмоций, формы и образа. И отрисуйте на его основе экран приложения.
Так, меня вдохновляют музыкальные обложки. У меня на телефоне есть папка с фотками пластинок и скринами треков из мобильных приложений. Откуда я периодически беру какой-либо референс и собираю на его основе один экран приложения.
Например, берём обложку альбома Оксимирона, выбираем тему исходя из эмоции, которую она у вас вызывает. Берём форму, цвета и собираем интерфейс. Важно не уходить в детали и не тратить на саму отрисовку больше ~40–60 минут. Наша цель здесь — натренировать мозг трансформировать образы и формы из окружающего мира в интерфейсные решения.


#4 Делитесь своими мыслями и спрашивайте других

-8

У вас в голове может быть самая гениальная идея, но какой в этом толк, если об этом никто не знает? Именно коллективный разум материализует мысли в понятные задачи и доводит до реализации.

Также коммуникация помогает рационализировать идеи, усовершенствовать исходную мысль или направлять её в более перспективное русло.

Плюс у вас освобождается голова, оперативная память под уже новые мысли и идеи.

-9
Совет #4

После того как опробуете первые три принципа, расскажите про них своим коллегам. Поделитесь своим мнением.
Предложите им вместе погрузиться в ваш продукт и после вместе обсудить основные боли и общие впечатления.
Начните делиться классными решениями с рынка и просто красивыми концепциями.
Попробуйте вместе регулярно практиковаться трансформировать образы и формы из окружающего мира в интерфейсные решения.


Развитие в долгосрок подразумевает, что работа в определённой степени станет чем-то большим и проникнет в остальные части вашей жизни. Ну а любое начинание и практику проще интегрировать с коллективной поддержко