Найти тему
Живописные истории

«Женщина у окна» Каспара Давида Фридриха, 1822 г.

В 1818 году, к изумлению своих друзей, немецкий художник Каспар Давид Фридрих (1774–1840), сорокатрехлетний закоренелый холостяк, женился на двадцатичетырехлетней Каролине Боммер (1793–1847).

Два года спустя, в 1820 году, Фридрих, его жена и их первый ребенок переехали в более просторное помещение по адресу Дрезден, Ан-дер-Эльба, 33, где и он написали эту картину.

Каспар Давид Фридрих «Женщина у окна», 1822 г.
Каспар Давид Фридрих «Женщина у окна», 1822 г.

Будучи художником-пейзажистом-романтиком, Фридрих мало заботился о создании портретов отдельных людей.

Однако он любил размещать задумчивые фигуры на переднем плане своих работ.

Обычно эти фигуры, видимые сзади, — в основном мужчины — служат аллегориями романтических стремлений.

Их положение в центре картин или рядом с ним как бы приглашает зрителя принять участие в их созерцании.

После женитьбы в работах художника изредка стали появляться задумчивые женщины — изображенные в профиль или со спины.

-2

Женщина, стоящая у окна, должно быть, его жена Каролина.

В кадре присутствуют элементы, которые помогают идентифицировать помещение как мастерскую художника.

Во-первых, это две маленькие бутылочки с какой-то жидкостью, стоящие на куске картона в правом углу подоконника.

Во-вторых, это необычная форма окна. Она не похожа на принятые в гостиных того времени: огромное створчатое с деревянными ставнями внизу для защиты от прямого света.

Такое же окно можно увидеть на портрете Фридриха кисти его друга Георга Фридриха Керстинга (1811 г.), во время работы художника в его предыдущей мастерской.

Такую форму окна художник специально сконструировал где-то после 1806 года. И можно предположить, что это окно целиком могло быть перенесено в новую мастерскую художника.

Георг Фридрих Керстинг «Каспар Давид Фридрих в своей студии», 1811 г.
Георг Фридрих Керстинг «Каспар Давид Фридрих в своей студии», 1811 г.

Кэролайн смотрит на реку и светло-зеленые тополя на дальнем берегу реки.

Деревья кажутся ближе и выше, чем на предыдущем виде из окна мастерской художника.

Каспар Давид Фридрих «Вид из мастерской художника, окно справа»
Каспар Давид Фридрих «Вид из мастерской художника, окно справа»

В окно также видны мачты и снасти двух парусников — одного подальше, другого, кажется, сразу за окном, — что наводит на мысль о путешествии по реке или, метафорически, во времени.

И снова, как и на более раннем виде, Фридрих поставил лодку ближе к окну, чем на самом деле позволила бы широкая насыпь, отделяющая его дом от Эльбы (см. рис. внизу).

Ханс Легангер Ройш «Лесопильный склад на Эльбе», 1829/30 гг.
Ханс Легангер Ройш «Лесопильный склад на Эльбе», 1829/30 гг.

Художник также резко увеличил окно по сравнению с его реальными размерами, что видно на картине Керстинг 1811 года.

Оно затмевает фигуру Каролины и усиливает ощущение безграничного простора за пределами замкнутой комнаты.

Мрачные оттенки зеленого и коричневого, а также прямые линии ставен, оконных рам, стен и половиц создают величественную обстановку, слишком строгую для изящной фигуры Каролины.

Она вся в нежных изгибах: волосы собраны в пучок, закрепленный гребешком, платье присборено на груди, овальная тень.

Обычные атрибуты голландских жанровых картин XVII века, изображающие женщин, выглядывающих из окон кухни или спальни, с разбросанными повсюду кастрюлями, кувшинами и тапочками, здесь отсутствуют.

Подобную строгую обстановку и почти симметричность работы можно увидеть в акварельном изображении известного немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете (1749–1832), выглядывающего из своей комнаты на улице Виа дель Корсо в Риме, написанном его другом Иоганном Генрихом Вильгельмом Тишбейном в 1787 г.

-6

Неудивительно, что загадочные мотивы художника — затемненный интерьер, форма окна, едва видная река и ее освещенный солнцем берег с тополями — вдохновили интерпретации, затрагивающие христианские мотивы, среди которых ограничение мирской жизни на Земле по сравнению с Вечным Бытием.

Кто-то видит в фигуре Каролины стремление к свободе и бегству от заточения и зависимости женщины, привязанной к своему дому и мужу.

С другой стороны, некоторые улавливают счастливое удовлетворение матери, ожидающей второго ребенка.

Однако бесспорным является мастерство художника в использовании самых простых средств достижения запоминающегося эффекта.

Его образ женщины, находящейся между темным интерьером и освещенным пейзажем, стал вечным и запоминающимся.