В своё время, ещё в начале 2000-х, в мире появилась «продвинутая» версия MBTI, получившая логичное название MBTI STEP 2. Была разработана и русскоязычная версия этой методики (в 2012 году); она успешно работала в нашей стране до 24.02.2022. Сейчас доступа к ней нет, однако это не мешает нам разобраться детальнее с тем, что же она из себя представляет.
Суть MBTI STEP 2
Базовая версия опросника MBTI помогает определить ваш тип (ENFP, ISTJ и т.д.), а MBTI STEP 2 отвечает на вопрос о различиях внутри одного типа. Условно, почему один человек с типом ESTP отличается от другого человека с таким же типом ESTP? «Продвинутая» версия опросника позволяет углублённо изучить индивидуальные особенности конкретного «носителя типа». А обеспечивается эта глубина добавлением целых 5 аспектов (facet) к каждому из 4 классических предпочтений. Итого 20 дополнительных параметров!
Получается некое комбо: "типологический" подход + "параметрический" = индивидуализация типологической системы MBTI.
Зачем же, спрашивается, нужна такая детализация? Просто для стройности системы и дополнительной структуризации? А вот и нет.
Продвинутая версия инструмента Майерс-Бриггс позволяет определить разные поведенческие проявления (это и есть "аспекты" [в англ. - facet]) в каждом из 4 базовых предпочтений, и вы можете увидеть (осознать), в каких ситуациях у вас вдруг включается на уровне поведения «противоположная» буква типа. Условно, почему очевидный интроверт в некоторых ситуациях очень даже "коммуникативен", а какой-нибудь T-представитель порой весьма эмоционален и ведет себя F-образно. И так далее.
Для наглядности, посмотрим на пример из официального отчета по результатам прохождения человеком MBTI STEP 2. Базовый тип личности респондента INFP. И он(а) не против поделиться этим результатом )).
Что же это за дополнительные 20 параметров?
Как вы видите, каждый "аспект" имеет разные полюса. И если определенная характеристика (полюс "аспекта") соответствует базовому типу личности, то тогда мы говорим о том, что это поведенческое проявление находится в зоне предпочтений человека. В приведенном выше примере из официального отчета большинство проявлений находятся в зоне предпочтений респондента.
А некоторые характеристики могут "съезжать" в противоположную сторону, и тогда мы говорим о том, что они находятся вне зоны предпочтений человека. В нашем примере есть и такое - обратите внимание на аспекты T-F; у нашего INFP наблюдается одна T- характеристика - "жесткость" (ниже в тексте вы найдете все содержательные разъяснения).
Авторы выделяют также "среднюю зону": это означает, что человек в разных ситуациях задействуют разные типы поведения, соответствующие разным полюсам "аспекта". В нашем примере есть две таких характеристики (обратите внимание на аспекты I-E и, опять же, T-F).
Названия новых дополнительных сущностей не меняю, оставляю их в полном соответствии с официальной русскоязычной версией MBTI STEP 2. В переводах книг вы можете увидеть иные варианты, но сути дела это не меняет. Ценность этой статьи, скорее, в краткой расшифровке каждого из 20 аспектов, так как их названия не всегда отражают заложенный в них смысл.
5 аспектов 🟠E (экстраверсия) ___ 🔵I (интроверсия)
1.🟠"Инициирующий"___ 🔵"Пассивный"
Этот аспект отвечает на вопрос: насколько человек инициативен и энергичен во взаимодействии с другими людьми, в том числе с новыми?
"Инициирующий": выполняет роль фасилитатора на встречах и в компаниях, представляет гостей друг другу, организует различные мероприятия и т.д.
"Пассивный": на разных мероприятиях не любит представляться сам, предпочитая, чтобы его представили другим; не любит светские беседы; предпочитает обсуждать важные темы "один-на-один", ну в крайнем случае с двумя собеседниками.
2.🟠"Экспрессивный"___🔵"Сдержанный"
Насколько человек экспрессивен? Как проявляет своё состояние (чувства, мысли) во взаимодействии с другими людьми?
"Экспрессивный": охотно делится своими мыслями и чувствами, раскрывает свои интересы и легко доверяется другим людям. Легко сходится с новыми людьми.
"Сдержанный": готов делиться своими мыслями и чувствами лишь с узком кругом доверенных лиц; предпочитает не демонстрировать свои реакции, а контролировать их; с трудом сходится с новыми людьми.
3. 🟠"Коммуникабельный"___ 🔵"Интимный"
Насколько человеку комфортно социальное взаимодействие? (предпочитает общение в больших группах или малых)?
"Коммуникабельный": охотно присоединяется к различным группам, ему важно быть их частью; нравится общаться в широких кругах. Имеет много контактов, не проводит четкого разграничения между друзьями и знакомыми.
"Интимный": предпочитает личное общение с близкими по духу людьми, комфортно чувствует себя в небольших коллективах, четко разделяет близких друзей и случайных знакомых.
4. 🟠"Активный"___🔵"Рефлексивный"
Как обучаются, как предпочитают узнавать новое?
"Активный": предпочитают непосредственное участие в активных видах деятельности; обучение также предпочитают "через действие", устные коммуникации и слушание (не чтение, не письмо).
"Рефлексивный: предпочитают занятия, требующие интеллектуальных усилий; лучше обучаются через письменные формы, чтение и наблюдение.
5. 🟠"Увлеченный"___ 🔵"Спокойный"
Насколько уровень энергии, включенности в какой-либо процесс очевиден для окружающих?
"Увлеченный": общительный и энергичный, с удовольствием ведёт оживленные разговоры, любит быть в центре внимания и рассказывать истории из своей жизни; заряжает других своим энтузиазмом.
"Спокойный": окружающим кажется спокойным и сдержанным, однако в душе часто бурно реагирует на происходящее. Может испытывать трудности при формулировании своих переживаний, поэтому предпочитает не говорить о них.
5 аспектов 🟢S ("ощущение", факты, конкретика) ___ 🟡N ("интуиция", общая картина, связи)
1. 🟢"Конкретный"___🟡 "Абстрактный"
На что обращает внимание, собирая информацию? На конкретику и факты или же на общую картину?
"Конкретный": основное внимание направлено на конкретные, осязаемые, точно формулируемые объекты восприятия, формы общения, стили обучения, мировоззрения и ценности. Испытывает доверие лишь к тому, что может быть непосредственно и лично им проверено. Настороженно относится к тому, что выходит за пределы конкретных фактов.
"Абстрактный": основное внимание направлено на концепции, абстрактные идеи и взаимосвязи между ними. Для объяснения чего-либо использует символы, метафоры и сложные мысленные образы.
2. 🟢"Реалистичный"___🟡"Творческий"
Как интерпретирует мир: хорошо «ощущает реальность» и может жить «в текущем моменте» или мало значения придает конкретике, увлекаясь идеями?
"Реалистичный": предпочитает то, что имеет практическое значение, даёт прямую выгоду, согласуется со здравым смыслом. Ценит эффективность, экономичность, комфорт и безопасность.
"Творческий": больше ценит возможности, чем прямую выгоду, любит проявлять изобретательность из-за любви к самому делу. Проявляет находчивость в разрешении нестандартных ситуаций и проблем.
3. 🟢"Практичный"___🟡"Концептуальный"
Что человек хочет делать с собранной информацией, идеями?
"Практичный": больше интересуется применением идей на практике, чем самими идеями. Любит работать с хорошо известным материалом с помощью проверенных практичных методов.
"Концептуальный": любит сам процесс познания. Основное внимание направлено на идею, а не на её применение. Больше удовольствия получает от сложных задач и поиска скрытого смысла, чем от осязаемых вещей.
4. 🟢"Эмпирический"___🟡"Теоретический"
Что считает надёжным источником информации - опыт или концепции, идеи?
"Практичный": испытывает доверие только к опыту - своему собственному и других людей, считая его критерием истинности и значимости. Наиболее успешно обучается на непосредственном практическом опыте. Больше ориентирован на настоящее и прошлое, нежели на будущее.
"Концептуальный": замечает то, что лежит за пределами осязаемого мира. Доверяет теории, считая, что она обладает своей собственной реальностью. Ориентирован на будущее, видит паттерны и взаимосвязи в абстрактном мире.
5. 🟢"Традиционный"___🟡"Оригинальный"
Что считает наиболее ценным: накопленный опыт, традиции или инновации, ломающие стереотипы?
"Традиционный": предпочитает преемственность, безопасность и социальное признание, которое гарантируется соблюдением традиций, а также сложившиеся институты и проверенные методы. Ему неприятно всё, что выходит за рамки общепринятого и не вписывается в установленные нормы.
"Оригинальный": ценит уникальность, изобретательность и находчивость, которые придают смысл повседневной деятельности, любит демонстрировать собственную оригинальность. Считает, что единообразие отвлекает от истинного смысла.
5 аспектов 🧿T ("мышление", логика и рацио) ___💖F ("чувство", ценности и личное отношение)
1.🧿"Логичный"___💖"Сопереживающий"
Что человек считает "идеальной основой" для принятия решений? Логику и анализ или ценностную, "личностную" составляющую?
"Логичный": считает логический анализ и достоверные данные наилучшей основой принимаемых решений. Сосредоточен на причинно-следственных связях, аргументах "за" и "против".
"Сопереживающий": для него очень важно, как принимаемое решение повлияет на конкретных людей. Сосредоточен на значимых ценностях и взаимосвязях. Полагается на собственную оценку приоритетов.
2.🧿"Разумный"___ 💖"Сочувствующий"
Какие привычные критерии по факту используются при принятии конкретных решений?
"Разумный": при принятии конкретных решений руководствуется последовательным рассуждением, оставаясь беспристрастным; ориентирован прежде всего на содержание задачи.
"Сочувствующий": при принятии конкретных решений прежде всего учитывает уникальные индивидуальные потребности людей, и только потом - объективные критерии. В целом, в основе принятия решений - собственные ценности (не путать с личными интересами).
3.🧿"Сомневающийся"___💖"Уступчивый"
Как человек обычно реагирует на сам факт наличия другой точки зрения?
"Сомневающийся": предпочитает задавать уточняющие вопросы в целях прояснения, уточнения и выработки общей позиции, а также для решения конкретной проблемы. Склонен искать и находить "слабые места" не только в точке зрения других людей, но и в своей собственной.
"Уступчивый": ценит гармонию и потому стремится к компромиссу между людьми с различными точками зрения. Считает такой подход более эффективным способом достижения согласованной позиции, нежели бесконечные вопросы, сомнения и конфронтация.
4.🧿"Критичный"___ 💖"Покладистый"
Как проявляется в коммуникациях привычный стиль принятия решений, если есть другие мнения и позиции?
"Критичный": предпочитает беспристрастную критику идей ради того, чтобы найти истину и предотвратить возможные негативные последствия применения неэффективных решений и планов.
"Покладистый": предпочитает выражать благожелательное и толерантное отношение к другим людям, считая это эффективным способом выработки взаимовыгодного решения. Открыт для широкого спектра идей и взглядов.
5.🧿"Жесткий"___💖"Мягкий"
Как человек "распоряжается" принятыми решениями, насколько их придерживается?
"Жесткий": твердо отстаивает принятые решения, стремится к их быстрой реализации.
"Мягкий": после принятия решения ненавязчиво убеждает других людей в их важности. Применяет индивидуальный подход в целях достижения согласия с другими.
5 аспектов🍇J (завершенность, решительность) ___🍏P (процесс, спонтанность)
1. 🍇"Систематический"___🍏"Произвольный"
Какой тип организации жизни для человека наиболее удобен?
"Систематический": и на работе, и дома, и во время отдыха любит порядок и систематичность, ценит эффективность и предусмотрительность, не любит неожиданностей. Принимая решения, расставляет все точки над "i".
"Произвольный": предпочитает решать проблемы по мере их поступления. Какие бы события не происходили - ожидаемые или непредвиденные, он как будто не торопится на них реагировать. Предпочитает всегда оставлять для себя возможность выбора, до последнего момента откладывая принятие однозначного решения.
2. 🍇"Планирующий"___🍏"Гибкий"
Как человек относится к долгосрочному планированию?
Планирующий: предпочитает строить планы на будущее, в том числе участие в общественных мероприятиях. Считает, что если не продумать и не спланировать что-либо заранее, всё пойдет не так, как надо.
Гибкий: предпочитает гибкие планы и свободу выбора, не любит связывать себя долгосрочными планами и предварительными обязательствами.
3. 🍇"Заблаговременный"___🍏"Действующий под давлением"
Как работает в условиях ограниченных временных сроков?
"Заблаговременный": заблаговременно приступает к работе, чтобы уложиться в сроки, и не прекращает ее до тех пор, пока работа не будет доведена до конца. Не любит оставлять все на последний день и работать в режиме "давления" временных сроков.
"Действующий под давлением": эффективнее всего работает в условиях цейтнота. Когда сроки поджимают, эффективно сводит воедино все, казалось бы, бессистемные идеи и собранные материалы.
4. 🍇"Упорядоченный"___🍏"Спонтанный"
Насколько человек нуждается в предсказуемости и стабильности?
"Упорядоченный": и на работе, и дома предпочитает следовать заведенному порядку и проверенным методам, делает это ради комфорта и безопасности, ценит предсказуемость в жизни.
"Спонтанный": наиболее эффективен в условиях постоянного разнообразия и свободы выбора, когда есть возможность самостоятельно ставить задачи и сроки их выполнения. Не любит рутинную работу, воспринимает её как фактор ограничения его свободы действий.
5. 🍇"Методичный"___🍏"Внезапный"
Как, выполняя комплексную задачу, работает с подзадачами?
Методичный: прежде, чем приступить к делу, всё тщательно организует и планирует. Составляет список задач и подзадач, определяет их точную последовательность и сроки выполнения.
Внезапный: приступает к поставленной задаче без тщательного разработанного плана, в ожидании, что нужная последовательность будет найдена спонтанно, по ходу дела, без детальной предварительной подготовки.
Вместо выводов
Итак, мы видим, что MBTI STEP II обогащает исходную систему диагностики и позволяет найти ответы на мучающие многих вопросы типа: почему я в определенных жизненных ситуациях веду себя не так, как "классический" представитель аналогичного типа личности.
С моей точки зрения, это очень естественное развитие инструмента, отвечающее исходному близкому мне тезису о том, что человек устроен сложно, и всякая типология, безусловно, есть очень, очень сильное огрубление и упрощение этой "сложности". В то же время такого рода методики невероятно полезны для быстрого наполнения содержанием самой идеи "все люди разные", для более качественного и осмысленного взгляда на самого себя, для поиска максимального соответствующего себе и своей природе жизненного пути. И, конечно, для решения множества прикладных задач в разных сферах жизни и бизнеса.
✔ *При подготовке статьи были использованы материалы:
1. Куэнк, Наоми. MBTI: Полное руководство по интерпретации: [перевод с английского] / Наоми Куэнк. - Москва: Бизнес Психология, 2010.
2. Методические материалы к сертификационной программе обучения «MBTI Step 1». и программе обучения "MBTI Step 2".
3. Ресурсы сайта https://www.themyersbriggs.com/