Найти тему

MBTI STEP 2: что это такое?

В своё время, ещё в начале 2000-х, в мире появилась «продвинутая» версия MBTI, получившая логичное название MBTI STEP 2. Была разработана и русскоязычная версия этой методики (в 2012 году); она успешно работала в нашей стране до 24.02.2022. Сейчас доступа к ней нет, однако это не мешает нам разобраться детальнее с тем, что же она из себя представляет.

Опросник MBTI STEP 2 включает в себя 144 вопроса (а классическая версия - 93),
Опросник MBTI STEP 2 включает в себя 144 вопроса (а классическая версия - 93),

Суть MBTI STEP 2

Базовая версия опросника MBTI помогает определить ваш тип (ENFP, ISTJ и т.д.), а MBTI STEP 2 отвечает на вопрос о различиях внутри одного типа. Условно, почему один человек с типом ESTP отличается от другого человека с таким же типом ESTP? «Продвинутая» версия опросника позволяет углублённо изучить индивидуальные особенности конкретного «носителя типа». А обеспечивается эта глубина добавлением целых 5 аспектов (facet) к каждому из 4 классических предпочтений. Итого 20 дополнительных параметров!

Получается некое комбо: "типологический" подход + "параметрический" = индивидуализация типологической системы MBTI.

Зачем же, спрашивается, нужна такая детализация? Просто для стройности системы и дополнительной структуризации? А вот и нет.

Продвинутая версия инструмента Майерс-Бриггс позволяет определить разные поведенческие проявления (это и есть "аспекты" [в англ. - facet]) в каждом из 4 базовых предпочтений, и вы можете увидеть (осознать), в каких ситуациях у вас вдруг включается на уровне поведения «противоположная» буква типа. Условно, почему очевидный интроверт в некоторых ситуациях очень даже "коммуникативен", а какой-нибудь T-представитель порой весьма эмоционален и ведет себя F-образно. И так далее.

Для наглядности, посмотрим на пример из официального отчета по результатам прохождения человеком MBTI STEP 2. Базовый тип личности респондента INFP. И он(а) не против поделиться этим результатом )).

"Жесткий" INFP (c). Общая картина типологического профиля, полученная после прохождения MBTI Step 2.
"Жесткий" INFP (c). Общая картина типологического профиля, полученная после прохождения MBTI Step 2.

Что же это за дополнительные 20 параметров?

Как вы видите, каждый "аспект" имеет разные полюса. И если определенная характеристика (полюс "аспекта") соответствует базовому типу личности, то тогда мы говорим о том, что это поведенческое проявление находится в зоне предпочтений человека. В приведенном выше примере из официального отчета большинство проявлений находятся в зоне предпочтений респондента.

А некоторые характеристики могут "съезжать" в противоположную сторону, и тогда мы говорим о том, что они находятся вне зоны предпочтений человека. В нашем примере есть и такое - обратите внимание на аспекты T-F; у нашего INFP наблюдается одна T- характеристика - "жесткость" (ниже в тексте вы найдете все содержательные разъяснения).

Авторы выделяют также "среднюю зону": это означает, что человек в разных ситуациях задействуют разные типы поведения, соответствующие разным полюсам "аспекта". В нашем примере есть две таких характеристики (обратите внимание на аспекты I-E и, опять же, T-F).

Названия новых дополнительных сущностей не меняю, оставляю их в полном соответствии с официальной русскоязычной версией MBTI STEP 2. В переводах книг вы можете увидеть иные варианты, но сути дела это не меняет. Ценность этой статьи, скорее, в краткой расшифровке каждого из 20 аспектов, так как их названия не всегда отражают заложенный в них смысл.

Иллюстрация 1 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment).
Иллюстрация 1 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment).

5 аспектов 🟠E (экстраверсия) ___ 🔵I (интроверсия)

1.🟠"Инициирующий"___ 🔵"Пассивный"

Этот аспект отвечает на вопрос: насколько человек инициативен и энергичен во взаимодействии с другими людьми, в том числе с новыми?

"Инициирующий": выполняет роль фасилитатора на встречах и в компаниях, представляет гостей друг другу, организует различные мероприятия и т.д.

"Пассивный": на разных мероприятиях не любит представляться сам, предпочитая, чтобы его представили другим; не любит светские беседы; предпочитает обсуждать важные темы "один-на-один", ну в крайнем случае с двумя собеседниками.

2.🟠"Экспрессивный"___🔵"Сдержанный"

Насколько человек экспрессивен? Как проявляет своё состояние (чувства, мысли) во взаимодействии с другими людьми?

"Экспрессивный": охотно делится своими мыслями и чувствами, раскрывает свои интересы и легко доверяется другим людям. Легко сходится с новыми людьми.

"Сдержанный": готов делиться своими мыслями и чувствами лишь с узком кругом доверенных лиц; предпочитает не демонстрировать свои реакции, а контролировать их; с трудом сходится с новыми людьми.

3. 🟠"Коммуникабельный"___ 🔵"Интимный"

Насколько человеку комфортно социальное взаимодействие? (предпочитает общение в больших группах или малых)?

"Коммуникабельный": охотно присоединяется к различным группам, ему важно быть их частью; нравится общаться в широких кругах. Имеет много контактов, не проводит четкого разграничения между друзьями и знакомыми.

"Интимный": предпочитает личное общение с близкими по духу людьми, комфортно чувствует себя в небольших коллективах, четко разделяет близких друзей и случайных знакомых.

4. 🟠"Активный"___🔵"Рефлексивный"

Как обучаются, как предпочитают узнавать новое?

"Активный": предпочитают непосредственное участие в активных видах деятельности; обучение также предпочитают "через действие", устные коммуникации и слушание (не чтение, не письмо).

"Рефлексивный: предпочитают занятия, требующие интеллектуальных усилий; лучше обучаются через письменные формы, чтение и наблюдение.

5. 🟠"Увлеченный"___ 🔵"Спокойный"

Насколько уровень энергии, включенности в какой-либо процесс очевиден для окружающих?

"Увлеченный": общительный и энергичный, с удовольствием ведёт оживленные разговоры, любит быть в центре внимания и рассказывать истории из своей жизни; заряжает других своим энтузиазмом.

"Спокойный": окружающим кажется спокойным и сдержанным, однако в душе часто бурно реагирует на происходящее. Может испытывать трудности при формулировании своих переживаний, поэтому предпочитает не говорить о них.

Иллюстрация 2 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)
Иллюстрация 2 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)

5 аспектов 🟢S ("ощущение", факты, конкретика) ___ 🟡N ("интуиция", общая картина, связи)

1. 🟢"Конкретный"___🟡 "Абстрактный"

На что обращает внимание, собирая информацию? На конкретику и факты или же на общую картину?

"Конкретный": основное внимание направлено на конкретные, осязаемые, точно формулируемые объекты восприятия, формы общения, стили обучения, мировоззрения и ценности. Испытывает доверие лишь к тому, что может быть непосредственно и лично им проверено. Настороженно относится к тому, что выходит за пределы конкретных фактов.

"Абстрактный": основное внимание направлено на концепции, абстрактные идеи и взаимосвязи между ними. Для объяснения чего-либо использует символы, метафоры и сложные мысленные образы.

2. 🟢"Реалистичный"___🟡"Творческий"

Как интерпретирует мир: хорошо «ощущает реальность» и может жить «в текущем моменте» или мало значения придает конкретике, увлекаясь идеями?

"Реалистичный": предпочитает то, что имеет практическое значение, даёт прямую выгоду, согласуется со здравым смыслом. Ценит эффективность, экономичность, комфорт и безопасность.

"Творческий": больше ценит возможности, чем прямую выгоду, любит проявлять изобретательность из-за любви к самому делу. Проявляет находчивость в разрешении нестандартных ситуаций и проблем.

3. 🟢"Практичный"___🟡"Концептуальный"

Что человек хочет делать с собранной информацией, идеями?

"Практичный": больше интересуется применением идей на практике, чем самими идеями. Любит работать с хорошо известным материалом с помощью проверенных практичных методов.

"Концептуальный": любит сам процесс познания. Основное внимание направлено на идею, а не на её применение. Больше удовольствия получает от сложных задач и поиска скрытого смысла, чем от осязаемых вещей.

4. 🟢"Эмпирический"___🟡"Теоретический"

Что считает надёжным источником информации - опыт или концепции, идеи?

"Практичный": испытывает доверие только к опыту - своему собственному и других людей, считая его критерием истинности и значимости. Наиболее успешно обучается на непосредственном практическом опыте. Больше ориентирован на настоящее и прошлое, нежели на будущее.

"Концептуальный": замечает то, что лежит за пределами осязаемого мира. Доверяет теории, считая, что она обладает своей собственной реальностью. Ориентирован на будущее, видит паттерны и взаимосвязи в абстрактном мире.

5. 🟢"Традиционный"___🟡"Оригинальный"

Что считает наиболее ценным: накопленный опыт, традиции или инновации, ломающие стереотипы?

"Традиционный": предпочитает преемственность, безопасность и социальное признание, которое гарантируется соблюдением традиций, а также сложившиеся институты и проверенные методы. Ему неприятно всё, что выходит за рамки общепринятого и не вписывается в установленные нормы.

"Оригинальный": ценит уникальность, изобретательность и находчивость, которые придают смысл повседневной деятельности, любит демонстрировать собственную оригинальность. Считает, что единообразие отвлекает от истинного смысла.

Иллюстрация 3 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)
Иллюстрация 3 из Карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)

5 аспектов 🧿T ("мышление", логика и рацио) ___💖F ("чувство", ценности и личное отношение)

1.🧿"Логичный"___💖"Сопереживающий"

Что человек считает "идеальной основой" для принятия решений? Логику и анализ или ценностную, "личностную" составляющую?

"Логичный": считает логический анализ и достоверные данные наилучшей основой принимаемых решений. Сосредоточен на причинно-следственных связях, аргументах "за" и "против".

"Сопереживающий": для него очень важно, как принимаемое решение повлияет на конкретных людей. Сосредоточен на значимых ценностях и взаимосвязях. Полагается на собственную оценку приоритетов.

2.🧿"Разумный"___ 💖"Сочувствующий"

Какие привычные критерии по факту используются при принятии конкретных решений?

"Разумный": при принятии конкретных решений руководствуется последовательным рассуждением, оставаясь беспристрастным; ориентирован прежде всего на содержание задачи.

"Сочувствующий": при принятии конкретных решений прежде всего учитывает уникальные индивидуальные потребности людей, и только потом - объективные критерии. В целом, в основе принятия решений - собственные ценности (не путать с личными интересами).

3.🧿"Сомневающийся"___💖"Уступчивый"

Как человек обычно реагирует на сам факт наличия другой точки зрения?

"Сомневающийся": предпочитает задавать уточняющие вопросы в целях прояснения, уточнения и выработки общей позиции, а также для решения конкретной проблемы. Склонен искать и находить "слабые места" не только в точке зрения других людей, но и в своей собственной.

"Уступчивый": ценит гармонию и потому стремится к компромиссу между людьми с различными точками зрения. Считает такой подход более эффективным способом достижения согласованной позиции, нежели бесконечные вопросы, сомнения и конфронтация.

4.🧿"Критичный"___ 💖"Покладистый"

Как проявляется в коммуникациях привычный стиль принятия решений, если есть другие мнения и позиции?

"Критичный": предпочитает беспристрастную критику идей ради того, чтобы найти истину и предотвратить возможные негативные последствия применения неэффективных решений и планов.

"Покладистый": предпочитает выражать благожелательное и толерантное отношение к другим людям, считая это эффективным способом выработки взаимовыгодного решения. Открыт для широкого спектра идей и взглядов.

5.🧿"Жесткий"___💖"Мягкий"

Как человек "распоряжается" принятыми решениями, насколько их придерживается?

"Жесткий": твердо отстаивает принятые решения, стремится к их быстрой реализации.

"Мягкий": после принятия решения ненавязчиво убеждает других людей в их важности. Применяет индивидуальный подход в целях достижения согласия с другими.

Иллюстрация 4 из карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)
Иллюстрация 4 из карт обратной связи (материалы сертификационной программы обучения MBTI от OPP Assessment)

5 аспектов🍇J (завершенность, решительность) ___🍏P (процесс, спонтанность)

1. 🍇"Систематический"___🍏"Произвольный"

Какой тип организации жизни для человека наиболее удобен?

"Систематический": и на работе, и дома, и во время отдыха любит порядок и систематичность, ценит эффективность и предусмотрительность, не любит неожиданностей. Принимая решения, расставляет все точки над "i".

"Произвольный": предпочитает решать проблемы по мере их поступления. Какие бы события не происходили - ожидаемые или непредвиденные, он как будто не торопится на них реагировать. Предпочитает всегда оставлять для себя возможность выбора, до последнего момента откладывая принятие однозначного решения.

2. 🍇"Планирующий"___🍏"Гибкий"

Как человек относится к долгосрочному планированию?

Планирующий: предпочитает строить планы на будущее, в том числе участие в общественных мероприятиях. Считает, что если не продумать и не спланировать что-либо заранее, всё пойдет не так, как надо.

Гибкий: предпочитает гибкие планы и свободу выбора, не любит связывать себя долгосрочными планами и предварительными обязательствами.

3. 🍇"Заблаговременный"___🍏"Действующий под давлением"

Как работает в условиях ограниченных временных сроков?

"Заблаговременный": заблаговременно приступает к работе, чтобы уложиться в сроки, и не прекращает ее до тех пор, пока работа не будет доведена до конца. Не любит оставлять все на последний день и работать в режиме "давления" временных сроков.

"Действующий под давлением": эффективнее всего работает в условиях цейтнота. Когда сроки поджимают, эффективно сводит воедино все, казалось бы, бессистемные идеи и собранные материалы.

4. 🍇"Упорядоченный"___🍏"Спонтанный"

Насколько человек нуждается в предсказуемости и стабильности?

"Упорядоченный": и на работе, и дома предпочитает следовать заведенному порядку и проверенным методам, делает это ради комфорта и безопасности, ценит предсказуемость в жизни.

"Спонтанный": наиболее эффективен в условиях постоянного разнообразия и свободы выбора, когда есть возможность самостоятельно ставить задачи и сроки их выполнения. Не любит рутинную работу, воспринимает её как фактор ограничения его свободы действий.

5. 🍇"Методичный"___🍏"Внезапный"

Как, выполняя комплексную задачу, работает с подзадачами?

Методичный: прежде, чем приступить к делу, всё тщательно организует и планирует. Составляет список задач и подзадач, определяет их точную последовательность и сроки выполнения.

Внезапный: приступает к поставленной задаче без тщательного разработанного плана, в ожидании, что нужная последовательность будет найдена спонтанно, по ходу дела, без детальной предварительной подготовки.

Вместо выводов

Итак, мы видим, что MBTI STEP II обогащает исходную систему диагностики и позволяет найти ответы на мучающие многих вопросы типа: почему я в определенных жизненных ситуациях веду себя не так, как "классический" представитель аналогичного типа личности.

С моей точки зрения, это очень естественное развитие инструмента, отвечающее исходному близкому мне тезису о том, что человек устроен сложно, и всякая типология, безусловно, есть очень, очень сильное огрубление и упрощение этой "сложности". В то же время такого рода методики невероятно полезны для быстрого наполнения содержанием самой идеи "все люди разные", для более качественного и осмысленного взгляда на самого себя, для поиска максимального соответствующего себе и своей природе жизненного пути. И, конечно, для решения множества прикладных задач в разных сферах жизни и бизнеса.

✔ *При подготовке статьи были использованы материалы:

1. Куэнк, Наоми. MBTI: Полное руководство по интерпретации: [перевод с английского] / Наоми Куэнк. - Москва: Бизнес Психология, 2010.

2. Методические материалы к сертификационной программе обучения «MBTI Step 1». и программе обучения "MBTI Step 2".

3. Ресурсы сайта https://www.themyersbriggs.com/