Найти тему
Другая история

Атлантида. Часть 4. Что о ней рассказывают.

Гибралтарский пролив. В античные времена Геркулесовы (Геракловы) столбы.
Гибралтарский пролив. В античные времена Геркулесовы (Геракловы) столбы.

После длительного перерыва продолжаем.

Атлантида описана только у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий». Другие источники написаны спустя сотни лет после Платона и представляют собой пересказ истории об Атлантиде и Афинах из платоновских «Диалогов». Ну что ж, давайте читать Платона. Так как текст у Платона довольно длинен и витиеват, мы его будем сильно сокращать, сведя оба диалога в один рассказ, со своими вставками для простоты изложения. В этой статье мы укажем историю острова, расположение и природу. Остальное из описания Атлантиды дадим в последующих чтениях «Тимея» и «Крития». Итак, какова же история появления цивилизации Атлантиды. Но сначала поясним, цивилизация – это качественный рубеж в истории человеческого общества, или же определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура- базис цивилизации. А культура-это сложившиеся у людей ценности, нормы, обычаи, верования и обряды, знания и умения, техника и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации. Таким образом, даже самые примитивные культуры тоже могут быть цивилизацией.

А теперь приступим к чтению. «Критий. Прежде всего припомним, что, согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых (Геркулесовых) столпов и всеми теми, кто жил по сю сторону.…Как известно, боги поделили между собой по жребию все страны земли. Сделали они это без распрей: ведь неправильно было бы вообразить, будто боги не знают, что подобает каждому из них…. Итак, получив по праву жребия желанную долю, каждый из богов обосновался в своей стране; обосновавшись же, они принялись пестовать нас, свое достояние и питомцев, как пастухи пестуют стадо. Hо если эти последние воздействуют на тела телесным насилием и пасут скот посредством бича, то боги избрали как бы место кормчего, откуда удобнее всего направлять послушное живое существо, и действовали убеждением…, как им подсказывал их замысел. Так они правили всем родом смертных. Другие боги получили по жребию другие страны и стали их устроять; но Гефест и Афина имея общую природу как дети одного отца (Зевса) и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел – нашу страну ( Грецию), по своим свойствам благоприятную для взращивания добродетели и разума; населив ее благородными мужами, порожденными землей, они вложили в их умы понятие о государственном устройстве. Имена их дошли до нас, но дела забыты из-за бедствий, истреблявших их потомков, а также за давностью лет. Ибо выживали после бедствий, как уже приходилось говорить, неграмотные горцы, слыхавшие только имена властителей страны и кое-что об их делах. Подвиги и законы предков не были им известны, разве что по темным слухам, и только памятные имена они давали рождавшимся детям; при этом они и их потомки много поколений подряд терпели нужду в самом необходимом и только об этой нужде думали и говорили, забывая предков и старинные дела. Ведь занятия мифами и разыскания о древних событиях появились в городах одновременно с досугом, когда обнаружилось, что некоторые располагают готовыми средствами к жизни, но не ранее. Потому-то имена древних дошли до нас, а дела их нет... Сообразно со сказанным раньше, боги по жребию разделили всю землю на владения – одни побольше, другие поменьше – и учреждали для себя святилища и жертвоприношения. Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины, примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря (около десяти километров, стадия-180-200 метров) стояла гора, со всех сторон невысокая. Hа этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было два, а водных – три) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга. Это заграждение было для людей непреодолимым, ибо судов и судоходства тогда еще не существовало. ( Во времена Посейдона. О родословной богов и их атрибутах позже.)

А островок в середине Посейдон без труда, как то и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника – один теплый, а другой холодный – и заставил землю давать разнообразное и достаточное для жизни пропитание. Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных – архонтами, (в Древ­ней Гре­ции рас­про­стра­нён­ное об­щее обо­зна­че­ние но­си­те­лей вла­сти.). каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной. … Имена же всем он нарек вот какие: старшему и царю – то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант. Близнецу, родившемуся сразу после него и получившему в удел крайние земли острова со стороны Геракловых столпов вплоть до нынешней страны гадиритов, называемой по тому уделу, было дано имя, которое можно было бы передать по-эллински как Евмел, а на туземном наречии как Гадир….( Современный Кадис, Испания. Южное побережье Пиренейского полуострова. Недалеко от Гибралтарского пролива со стороны Атлантического океана. Далее у Платона идут имена остальных четырёх пар близнецов). Все они и их потомки в ряду многих поколений обитали там, властвуя над многими другими островами этого моря ( Атлантический океан) и притом,... простирая свою власть по сю сторону Геракловых столпов вплоть до Египта и Тиррении (Этрурии)..

Орихалк. Самородная "цинкистая медь".
Орихалк. Самородная "цинкистая медь".

От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще… Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту.» (Диалог «Критий»).

Орихалк- это самородная вулканическая латунь, она же «цинкистая медь», месторождения самородной латуни во времена античности были неизвестны. Они найдены в конце XX века, промышленного интереса не представляют, скорее просто академический. Они слишком маленькие. Отдельные небольшие россыпи. Очевидно, что из-за крайней редкости самородной латуни в Атлантиде она могла быть дороже золота.

Так могла выглядеть природа Атлантиды, согласно Платону.
Так могла выглядеть природа Атлантиды, согласно Платону.

Далее, «Лес в изобилии доставлял все, что нужно для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого. Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах, – все это она рождала там и отлично взращивала. Притом же и всякий нежный плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения, например, непригодный для хранения и служащий для забавы и лакомства древесный плод, а также тот, что мы предлагаем на закуску пресытившемуся обедом, – все это тогда под воздействием солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным". (Диалог «Критий»).

Вот таким благодатным краем была Атлантида. В следующе статье, мы почитаем о том, как выглядела гора Атланта, окружающие его кольца и весь остров в целом.