Найти тему
Галерея BazArt

ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ. ЖЕНЩИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ч1.

ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ ч1. ЖЕНЩИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Cherchez la femme– говорят французы. И речь здесь не только об адюльтере. Или еще одно крылатое выражение: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Сказал эту фразу выдающийся Бернард Шоу, и звучит она немного иначе: За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила - Behind every great man there is always a woman who believed in him. Женщина в искусстве - это не только писательницы, художницы, поэтессы, это еще и женщины, которые верили в своего мужчину, незаметные подруги, жены, возлюбленные - Музы. Именно они зачастую становились вдохновительницами, благодаря которым в истории искусств остались бесценные произведения.

Именно о таких женщина и пойдет речь в следующих статьях под общим названием «Женщины в искусстве». Безусловно, рассказать обо всех не получится, да и имен многих из них мы не знаем - они потерялись в потоке времени, остались лишь их образы или произведения, вдохновленные ими. Но есть и не потерявшиеся в смене эпох имена. Их вклад в искусство не менее значим, чем сами произведения, и поныне впечатляющие читателей и зрителей. Их душа живет в поэмах, их облик застыл картинах и скульптурах, их дыхание осталось в музыке.

А начнем серию статей с литературы.

В 1178 году в пещерном городе в Уплисцих в Грузии прошла коронация Тамар, дочери царя Георгия III и царицы Бурдухан. Она стала соправительницей своего отца. Предчувствуя смерть, он короновал свою дочь, считая ее достойной преемницей и царицей Грузии. В 1184 году уже после смерти отца она была повторно коронована. Царица Тамар, или как ее у нас принято называть Тамара, стала выдающейся правительницей, а период ее царствования по праву считается «золотым веком грузинской истории». О ее жизни рассказывают два исторических произведения: «История и восхваление венценосцев» (первый историк) и «Жизнь царицы цариц Тамар» (второй историк). Однако, история ее жизни оплетена легендами, и что из них является правдой, а что выдумкой, сейчас сказать уже трудно. Но ее деяния говорят сами за себя. Именно в период ее правления Грузия достигает своего расцвета, прирастает землями, ведет торговлю, в стране строятся дороги, монастыри и города. Один из самых известных памятников средневековой Грузии пещерный монастырь Ва́рдзиа был возведен именно в царствование царицы Тамары. Но и о культурной жизни царица не забывает. При ее дворе собираются и творят писатели, поэты, зодчие. Один из них известный на весь мир поэт Шота Руставели. Он занимал должность казначея, но бессмертный след оставил в литературе.

Царица Тамара фреска в  Ва́рдзиа
Царица Тамара фреска в Ва́рдзиа

О любви Руставели к Тамаре написано немало. Так и не известно достоверно, была ли между ними связь. Но то, что Шота испытывал к царице огромное чувство, не вызывает сомнений. А вот отвечала ли Тамара взаимностью? Этот вопрос остался в истории без ответа.

Тамар, тебя пою, ты — солнце незаходящей красоты

Твой стан точёный тонко строен и кроткий лик являешь ты.

Тамар, эфир молниеносный, словесный луг целебных трав,

Ларец познаний, ключ, текущий среди эдемовых дубрав.

В щедротах ты подобна морю, высоким духом — небесам,

Ты — милосердье, и смиренье, и упоение глазам.

«Грузинская ода к Тамар» пер. Константина Бальмонта

Щота Руставели фреска
Щота Руставели фреска

После того, как Тамара вторично вышла замуж, Шота Руставели покинул ее двор и отправился в Палестину, где принял постриг в иерусалимском монастыре Святого Креста – одном из самых знаменитых в наши дни мужском монастыре на Святой земле. Там он встретил свою смерть. Обезглавленное тело Руставели было найдено в его келье. Убийцу так и не нашли. Тамара умерла в 1212 году. Последние дни она так же провела в монастыре, только на территории Грузии, в том самом Ва́рдзиа, который построила. Ее похоронили в семейном склепе в Гелати. Однако, когда через несколько веков склеп вскрыли, останков царицы не нашли. Согласно летописям, Тамара просила утаить место своего погребения, чтобы оно не было осквернено мусульманами. Точное место ее захоронения неизвестно. Но вот что интересно, в Ватикане якобы хранятся летописи, согласно которым Тамара просила захоронить ее в монастыре святого Креста в Иерусалиме. По одной из версий именно там находится ее прах. Так может быть любовь поэта к прекрасной царице вовсе не была безответной? И если при жизни быть вместе они не могли, то воссоединились в смерти? Как знать…

Но самым бесценным даром, оставленным влюбленным поэтом, не обладавшим большими богатствами, своей царице, стала поэма «Витязь в тигровой шкуре».

Это выдающаяся эпическая поэма была написана на грузинском языке предположительно между 1189 и 1212 годами. Является достоянием мировой литературы, в 2013 году программой «Память мира»[1]была объявлена объектом всемирного литературного наследия. Одна из самых читаемых не только в Грузии, но и в мире. Безусловно, литературное наследие, принадлежащие всему человечеству.

Михаил  Зичи «Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре», 1880 г.
Михаил Зичи «Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре», 1880 г.

Несмотря на то, что действие поэмы перенесено в Индию и Аравию, в главной героине поэмы Нестань-Дареджаны легко узнаваема прекрасная царица Тамара.

Милый мой! Ты видишь бремя. Кто-то злой здесь сеял семя.

Перекрученное время между нами как стена.

Нет тебя и всюду дымы. Где твой путь неисследимый?

Сам ты знаешь все, любимый. Только в сердце глянь до дна.

Это горе как я скрою? Сердце порвано тобою. Без тебя с своей борьбою сердце может ли дышать?

Жив ли ты, ведь я не знала. Тьма кругом не отвечала.

Но напрасно тьма молчала. Ты сорвал ее печать.

Ныне знаю, солнце живо. Силен бог, и я счастлива.

Я смиренная как нива. Грусть светла. Тебя люблю. Ты живешь – и мне довольно. Сердцу больно и не больно,

Я любовь взрастила вольно. Я любовь мою кормлю. «Послание Нэстан-Дарэджан к возлюбленному ее» «Витязь в тигровой шкуре»

6 апреля 1327 года 23-летний молодой человек, на тот момент тем не менее уже известный поэт Франческо Петрарка вошел в небольшую церквушку в Св. Клары в предместьях Авиньона. День выдался солнечный и теплый, шла Страстная пятница. На пасхальной мессе народу в церкви набилось немало. И вдруг взгляд поэта остановился на лице прекрасной белокурой женщины. Это была любовь с первого взгляда, которую поэт пронес до конца жизни. Прекрасную незнакомку звали Лаура. Она была замужней женщиной, и поэт не смел претендовать на связь с ней. Да и сам он был связан узами церковного сана. Его любовь стала платонической. 21 год Петрарка любовался своей Лаурой. Но и после смерти возлюбленной не забыл о ней. Она жила в его сердце до самой смерти.

Юстус ван Гент "Портрет Петрарки"
Юстус ван Гент "Портрет Петрарки"

Существовала ли Лаура на самом деле или это плод фантазии самого Петрарки, неизвестно. Споры об этом идут по сей день. Одним из первых в существовании Лауры усомнился современник Петрарки Джованни Бакаччо. Не все друзья Франческо верили в то, что Лаура является реальным человеком. Ему даже пришлось написать письмо своему другу кардиналу Джованни Колóнна с опровержением обвинений в том, что Лаура это вымышленный персонаж. Есть и противоположная точка зрения – Лаура реальное лицо, а есть и те, кто убежден, что между влюбленными все-таки была связь. Одна из наиболее вероятных версий: Лаура Петрарки это Лаура де Нов, также Лаура де Сад. Она родилась в Авиньоне в 1310 году в семье рыцаря Одебера де Нов и Эрмессанды де Реаль. В 15 лет вышла замуж графа Хьюга II де Сада, родила ему 11 детей, а в 1348 году умерла от чумы. Кстати, маркиз дэ Сад является ее потомком.

скульптор Франческо Лаурана "Лаура" музей истории искусств, Вена
скульптор Франческо Лаурана "Лаура" музей истории искусств, Вена

Реальная это женщина или мечта, но именно ей человечество обязано созданием самого прекрасного произведения о любви, одного из вершин мировой поэзии, сборнику сонат и канцон «Канцонье́ре» или «Книга Песен». Сам Петрарка назвал книгу «Фрагменты на народном языке Франческо Петрарки, поэта, увенчанного лавровым венком» («Francisci Petrarche laureati poete Rerum vulgarium fragmenta»), однако в истории это бессмертное произведение осталось под названием «Канцоньере». Писал сборник Петрарка на протяжении всей жизни, с момента встречи с Лаурой и до самой своей смерти. Цикл состоит из 366 стихотворений: 317 сонетов, 29 канцон, 9 сестин, 7 баллад и 4 мадригала. Центральная тема всех произведений – любовь к прекрасной Лауре. Книга условно разделена издателями на две части. В первую часть включены стихи созданные при жизни Лауры, во вторую – после ее смерти. Помимо любовной лирики, в сборнике есть и произведения политического, религиозного и этического плана. «Канцоньере» это вершина средневекового поэтического мастерства, сонеты, написанные Петраркой, стали образцом для последующих поколений поэтов и до сих пор считаются одними из лучших. Однако, со смертью Петрарки Лаура не умерла. Поэт подарил ей вечную жизнь. Перетекая из века в век, она продолжала появляться в творчестве композиторов и поэтов. В русской поэзии к образу Лауры обращались Константин Батюшков, Александр Одоевский, Яков Полонский, Александр Пушкин, Иван Бунин, Анна Ахматова, Владимир Набоков. Музыку на сонеты Петрарки писала Франц Шуберт, Ференц Лист, Питер Корнелиус, а так же композиторы ХХ века Марсель де Манзиарли, Вольфганг Якоби, Нино Рота и другие. Петрарка превратил образ обычной женщины в прекрасный символ любви и поклонения.

Лаура и Петрарка
Лаура и Петрарка

Бессмысленно теряя дни за днями,

Ночами бредя той, кого люблю, Из-за которой столько я терплю,

Заворожен прекрасными чертами,

Господь, молю — достойными делами,

Позволь, свое паденье искуплю

И дьявола немало посрамлю С его вотще сплетенными сетями.

Одиннадцатый на исходе год

С тех пор, как я томлюсь под гнетом злым,

Отмеченный жестокою печатью.

Помилуй недостойного щедрот,

Напомни думам сбивчивым моим, Как в этот день ты предан был распятью.

Сонет 62

В истории русской литературы тоже были свои Петрарка и Лаура. Это история о любви и смерти, финальным аккордом которой стал цикл любовной лирики на смерть любимой женщины. Речь идет об Афанасии Фете и Марии Козьминичне Лазич, которую поэт называл Еленой Лариной. До 20-х годов ХХ века настоящее имя Елены Лариной не было известно. Вычислил, кто скрывается под этим псевдонимом, биограф Фета Георгий Петрович Блок.

И.Репин "«Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета»
И.Репин "«Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета»

Мария Лазич была племянницей М. Петковича и дочерью отставного кавалерийского генерала сербского происхождения К. Лазича, сподвижника Суворова и Багратиона. Высокая, стройная, с роскошными волосами, но очень бедная, поскольку отставной генерал имел большое семейство и был небогат. А Фет искал состоятельную невесту. Мария прекрасно играла на фортепьяно, была хорошо образована, любила французскую литературу и… стихи Фета. Они познакомились, когда ей было 22 года, ему 28. Он почти сразу сказал ей, что жениться не сможет: «У ней ничего, и у меня ничего» - писал он. В 14 лет Афанасий лишился фамилии, дворянского титула и родового имения Новоселки и из Афанасия Шеншина превратился в Афанасия Фета, сына Иоганна-Петера Фёта. Это полностью разрушило его жизнь и принесло невероятные страдания. Но это отдельная история выдающегося русского поэта Афанасия Фета. Это была первая большая трагедия в его жизни. Затем последовала вторая.

Фет глубоко переживал бесперспективные отношения с Марией, он действительно любил эту женщину: "Я ждал женщины, которая поймет меня, - и дождался ее – писал поэт своему другу И.П.Борисову, и в другом письме уже трагически: - Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений… Этот гордиев узел любви, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил». Так случилось, что точку в этих отношениях поставила сама судьба. Летом 1850 года Мария трагически погибла. Несчастье произошло в доме отца Марии. Дочерям категорически запрещалось курить, но они все равно курили, делая это втихаря. В тот день Мария прилегла с книгой и закурила, вероятно незатушенная спичка попала на кисейное платье девушки, и оно мгновенно вспыхнуло. По другой версии платье вспыхнуло от упавшей лампы. В панике она выбежала на балкон, однако снизу люди увидели уже горящий факел. Умерла Мария через 4 дня от ожогов мучительной смертью. Последними ее словами были: «Он не виноват ни в чём».

Фет узнал о смерти Марии только осенью, когда вернулся с маневров. Он тяжело переживал ее смерть, считал себя виноватым. Через семь лет после смерти Марии Лазич Фет женился на Марии Петровне Боткиной, тоже пережившей неудачный роман. Не очень красивая, не молодая, но богатая купеческая дочь Мария Петровна стала помощницей и хорошей женой. Любовных чувств между супругами не было, это был брак по расчету и взаимному уважению. Этот брак принес Фету то, чего он добивался всю жизнь – достаток. Он стал владельцем в Орловской и Курской губерниях, получил должность мирового судьи в Мценском уезде, стал признанным поэтом. Кроме того в декабря 1873 года вышел указ императора «О присоединении отставного гвардии штабс-ротмистра Афанасия Афанасиевича Фета к роду отца его Шеншина со всеми правами, званию и роду его принадлежащими». Фет был восстановлен в правах, в истории с лишением его имени была поставлена точка.

Афанасий Фет и Мария Боткина
Афанасий Фет и Мария Боткина

Но Афанасий Фет продолжала тосковать по своей Елене Лариной. В течении 40 лет после ее смерти он посвящал любимой женщине стихи. Удивительно проникновенные, трагические и нежные, полные глубокой тоски о потерянной любви, вершина поэтического мастерства не только Фета, но и всей любовной лирики. Как Петрарка до конца жизни нес в сердце образ любимой Лауры, так и Фет все время помнил свою Елену Ларину, подарив ей поэтическое бессмертие.

Долго снились мне вопли рыданий твоих,-

То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг,

Как тебя умолил я — несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,

Расцветала улыбка, грустила печаль;

Проносились года,- и пришлось уходить: Уносило меня в неизвестную даль. Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» Чуть в глазах я заметил две капельки слёз; Эти искры в глазах и холодную дрожь Я в бессонные ночи навек перенёс.

30 октября 1891 года в семье юриста Урия Абрамовича Кагана и его жены Елены Изрилевны родилась девочка. Назвали девочку Лили в честь одной из возлюбленных Гёте, которого обожал отец девочки. Безусловно, родители очень любили девочку и желали ей всего самого наилучшего, но они и предположить не могли, какую огромную роль сыграет их дочь в истории русской литературы. Девочка Лили росла смекалистой, талантливой, разносторонней и очень любвеобильной. Вот это как раз и стало самым большим ее талантом. Лили не являлась красавицей, но обладала просто мистическим обаянием - мужчины влюблялись в нее на протяжении всей ее жизни. Как ей удавалось очаровывать их, причем независимо от возраста, осталось ее секретом. «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. Надо разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье» - так она впоследствии объясняла Андрею Вознесенскому секрет ее любовной магии. Глядя на бесчисленные романы дочери, родители были в ужасе. Первый роман Лили завела с бельгийским студентом, который незамедлительно хотел на ней жениться. Затем в Тифлисе появился богатый татарин. Очаровав учителя словесности, Лили стала выдавать его произведения за свои. С его согласия, разумеется. Когда история вскрылась, родители отправили девочку к бабушке в Польшу. Там она тут же очаровала собственного дядю, он даже просил ее руки. В 17 Лили сделала аборт от учителя музыки. После этого иметь детей она уже не могла. Единственный, кто не сразу поддался ее чарам, был писатель и литературный критик Осип Брик. Он держался долгие 7 лет. Это так глубоко потрясло девушку, что на нервной почве у неё начался тик и даже выпали волосы. Однако и он сдался и даже женился на Лили. Но брак не стал препятствием, и Лили продолжила очаровывать мужчин, не стесняясь заводить романы на стороне. Здесь надо все-таки отметить, что через несколько лет брачные отношения с Осипом у Лили прекратились, как она писала в своих дневниках. Что не помешало им оставаться очень близкими людьми всю жизнь. Как говорила сама Лиля, он стал ее неотделимой частью. Возможно именно его и только она и любила.

Лиля Брик
Лиля Брик

И вот в 1915 году в ее жизни появляется Владимир Маяковский. Собственно тогда же ее стали называть Лилей. Между Лилей Брик и Владимиром Маяковским завязался роман. Длинною всю недолгую жизнь поэта. Этот огромный брутальный мужчина бесконечно и преданно любил Лилю. Довольно скоро они стали жить втроем в одной квартире: Ося, Лиля и Владимир Маяковский.

Осип, Лиля Брик и Владимир Маяковский
Осип, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Но счастье поэта длилось недолго. В 1924 году Лиля увлеклась председателем Промбанка и заместителем Наркомфина Абрамом Краснощековым. Затем были другие мужчины. А Маяковский любил и страдал. Несмотря ни на что, он продолжал покупать ей дорогие вещи и оплачивать все поездки. «Очень хочется новый автомобильчик!» - писала она ему. Маяковский подарил ей Рено. Кроме жены французского посла, она была единственной женщиной-водителем в Москве. Одевалась Лиля исключительно по последней парижской моде, носила дорогие костюмы и шубы, выезжала за границу, что породило слухи о ее причастности к спецслужбам. Безусловно Лиля Брик манипулировала поэтом и строго следила, чтобы не отдалялся далеко. Как только в его жизни появлялись женщины, Лиля немедленно активизировалась. Так, узнав, что у Маяковского родилась дочь от Элли Джонс, Лиля организовала ему встречу с Татьяной Яковлевой, а чтобы он не женился на Татьяне, познакомила его с Вероникой Полонской. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. Для Лили это стало страшным ударом. В предсмертной записке Маяковский написал: «Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». Лиля Брик получила половину прав на творческое наследие поэта. В том же году Лиля Брик вышла замуж за военачальника Виталия Примакова, которого впоследствии расстреляли. В 1945 году умер Осип Брик. «Для меня это не то, что умер человек любимый, близкий, когда бывает тяжело, непереносимо, а просто – вместе с Осей умерла и я… У меня нет ни одного воспоминания – без Оси», - написала она сестре. Следующим мужем Лили Брик стал Василий Катанян, с которым она прожила 40 лет. Умерла Лиля Брик в 1978 году от большой дозы снотворного. Сон, в котором умерший Маяковский предрек ей смерть от самоубийства, сбылся. Благодаря Лиле Брик на свет появились поэмы «Про это», «Флейта-позвоночник», стихотворения «Ко всему», «Лиличка!» и многие другие произведения.

Лиля Брик и Владимир Маяковский
Лиля Брик и Владимир Маяковский

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицы брошу я,

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб. Из стихотворения «Лилечка»

Пожалуй, об этой странной любви как никто лучше рассказал Алексей Толстой в известной сказке ««Золотой ключик, или Приключения Буратино». Кто не читал эту книгу, наверняка смотрел советский фильм о приключениях деревянного мальчишки, которого папа Карло вырезал из полена. Посвятил книгу Толстой своей последней жене Людмиле Крестинской. Однако, поговорим мы не о Людмиле, хотя она, безусловно, занимает достойное место в плеяде наших героинь. Ведь благодаря Людмиле Ильиничне мы имеет не только прекрасное литературное произведение, но и конфеты «Золотой ключик», настольную и компьютерную игру «Приключения Буратино», газированный напиток «Буратино» и даже тяжелую огнеметную систему Буратино/Солнцепек.

Алексей Толстой и Людмила Крестинская
Алексей Толстой и Людмила Крестинская

Произведение написано по мотивам итальянской сказки «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди. Однако, есть у этой сказки маленький секретик: Толстой написал ее как аллюзию на театральную жизнь Москвы 30-х годов. Так под именем Буратино выведен Максим Горький, Папа Карло и Джузеппе - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, Карабас-Барабас - Всеволод Мейерхольд, а Пьеро и Мальвина это Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Именно о любви Блока и Менделеевой и пойдет речь.

Любовь Менделеева
Любовь Менделеева

Любовь Дмитриевна Менделеева родилась 29 декабря 1881 года в Санкт-Петербурге, ее отцом был знаменитый химик Дмитрий Иванович Менделеев. Девушка была прекрасно образована и талантлива. С Александром Блоком были знакомы с детства, он был внуком давнего приятеля Дмитрия Менделеева профессора Бекетова. Однако встречались нечасто. Судьбоносной стал домашний спектакль, где Блог играл Гамлета, А Любовь Офелия. Ему было 17 лет, ей 16.

Любовь Менделеева в роли Офелии и Александр Блок в роли Гамлета
Любовь Менделеева в роли Офелии и Александр Блок в роли Гамлета

Позднее они снова встретились, и Блок счел это мистическим знаком. В 1903 году они поженились. Блок безгранично любил свою Любу и говорил, что у него в жизни было всего 2 женщины «Люба и все остальные». Любовь Дмитриевна отвечала поэту взаимностью. Но их семейная жизнь оказалась не простой и не совсем счастливой. Для Блока Люба была эталоном, Прекрасной Дамой. Увлечённый идеями Владимира Соловьева о Вечной Женственности, Блок видел в физической близости с любимой женщиной разрушение духовной связи между ними, о чем и сообщил жене после свадьбы. Ну не может же он предаваться плотским радостям с воплощением Вечной Женственности, Вечной Женой, Прекрасной Дамой. Она же не проститутка, которыми Блок не брезговал. А ей хотелось нежности и поцелуев. «Милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо», - писала она ему. Постепенно у нее возникло ощущение ненужности. К тому же с другими женщинами Блок без зазрения совести плотским радостям предавался. В конце концов близость между ними произошла, что не изменило ничего. И тут появился Андрей Белый с обычной земной любовью. У Менделеевой возникает связь с Белым. А Блок продолжает любить ее по-своему. В 1907 году Любовь Дмитриевна оставила Андрея Белого. Но отношения с мужем все такие же странные. Тогда Люба начинает заводить любовников так же беспорядочно, как и сам Блок общается с женщинами. В конце концов Люба забеременела от актера Константина Давидовского. К ее безграничному удивлению Блок отнесся к этому факту спокойно и даже решил воспитывать ребенка. Однако ребенок прожил всего 8 дней. Этот странный союз двух влюбленных людей продолжался до самой смерти поэта. 7 августа 1921 года Блок умер на руках у любимой женщины. Ему был все 41 год. Любовь Дмитриевна пережила мужа на 18 лет. Замуж она так больше не вышла, писала воспоминания о Блоке, написала фундаментальный труд «Классический танец: История и современность», последним ее словом стало «Сашенька».

Александр Блок и Любовь Менделеева
Александр Блок и Любовь Менделеева

И все же этот союз не был бесплодным. Из этих странных отношений родился цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Сборник включает более 129 стихов, все они пропитаны нежностью и лиризмом, таинственностью, легким сумраком, в котором мелькает силуэт Прекрасной Дамы.

Признак истинного чуда В час полночной темноты —

Мглистый мрак и камней груда,

В них горишь алмазом ты. А сама – за мглой речною

Направляешь горный бег

Ты лазурью золотою Просиявшая навек

А закончу статью тоже стихотворением Блока, которое он посвятил не своей жене, а одной из бесчисленных любовниц, предположительно Наталье Николаевне Волоховой, один из немногих верлибров у Блока

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Она немедленно уронила на пол

Толстый том художественного журнала,

И сейчас же стало казаться,

Что в моей большой комнате

Очень мало места.

Всё это было немножко досадно

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Чтобы я читал ей вслух «Макбета».

Едва дойдя до пузырей земли,

О которых я не могу говорить без волнения,

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло и Франчески

Наталья Волохова
Наталья Волохова

[1] «Память мира» (англ. Memory of the World) — программа Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по защите всемирного документального наследия. Учреждена в 1992 году.