Найти тему

ДРЕВНИЕ СОЮЗЫ ВОИНОВ-ЯЗЫЧНИКОВ, ЦЕРКОВНОЕ ОЧИЩЕНИЕ ПОСЛЕ "БЕСОВСКИХ ИГРИЩ" И СОВЕТСКИЕ МОРЖИ: ОТКУДА ПОШЕЛ ОБЫЧАЙ НЫРЯТЬ В ПРОРУБЬ

ДРЕВНИЕ СОЮЗЫ ВОИНОВ-ЯЗЫЧНИКОВ, ЦЕРКОВНОЕ ОЧИЩЕНИЕ ПОСЛЕ "БЕСОВСКИХ ИГРИЩ" И СОВЕТСКИЕ "МОРЖИ": ОТКУДА ПОШЕЛ ОБЫЧАЙ В ПРОРУБЬ НЫРЯТЬ?

https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1644815657_18-fikiwiki-com-p-kartinki-niryanie-v-prorub-22.jpg
https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1644815657_18-fikiwiki-com-p-kartinki-niryanie-v-prorub-22.jpg

Недавно мы отмечали Крещение, и Интернет сразу запестрел фотографиями купающихся в ледяной воде. Некоторые считают, что этой традиции - много веков. А как все было - на самом деле?

Божественная вода - вместо врачей и судей

С глубокой древности люди верили, что вода обладает чудесными свойствами, может исцелять и смывать грехи. Магическое омовение было известно уже в самых древнейших религиях. Для египтян при фараонах Нил был настоящим божеством, в Ассирии и Вавилоне ритуальные купания совершали в Ефрате.

Древние иудеи погружались в Иордан. В этой же реке аскет Иоанн Креститель крестил и Иисуса Христа. В христианской церковной традиции в день Крещения Господня, 19 января, вода стала считаться святой.

Родники и реки издавна почитались и славянами. В народном эпосе мистическая роль воды отразилась и в сказках о воде "живой" и "мертвой". Беря воду из святого источника, ей надо было обязательно принести жертву - оставить возле воды нехитрое угощение. Также целебные свойства вода могла иметь, только если ее брали на восходе или закате солнца. По некоторым данным, водное божество у восточных славян звали Святой Пятницей, которую с принятием христианства - заменила Святая Параскева.

И в Восточной, и в Западной Европе водная стихия еще выступала и в качестве "Верховного судьи". В Средневековье при особо спорных случаях прибегали к Божьему Суду, или "ордалиям". Одним из видов его было испытание водой - связанного веревкой подозреваемого просто бросали в реку или озеро. Исход процедуры толковался весьма своеобразно - испытуемый считался невиновным, если он тонул. Когда же обвиняемый вдруг оставался на плаву - его вина была доказана. По языческим представлениям, вода считалась чистой субстанцией, не принимающей ничего нечистого, в том числе - и совершившего преступление. Но при любом исходе дела подсудимого не ждало ничего хорошего - в первом случае он погибал в воде, но правда - реабилитированным. Во втором - его ждал и позор "подтвердившегося" обвинения и казнь.

Кстати, в древневавилонских "Законах Хаммурапи" ордалии внешне были более логичны - виновным считался утонувший, удержавшийся же на воде - признавался оправданным.

Также европейская Инквизиция долгое время с помощью испытаний холодной водой проверяла ведьм.

Экстремальная практика смывания грехов

Христианская церковь некоторое время пыталась бороться с языческими представлениями, но потом решила просто переделать их в рамках своей традиции. И архаические Святки-Коляды освятили одними из главных православных праздников - Рождеством и Крещением.

Однако нельзя сказать, что обычай лазать в прорубь был широко распространен среди язычников. Колядование и прочие обряды зимнего цикла языческих праздников, которые впоследствии стали называть "народной культурой", подробно исследованы этнографами. Но ученые нигде не зафиксировали при этом традиции погружения в ледяную воду.

Так и православная церковь ни в прошлом, ни сейчас - никогда не призывала окунаться в ледяную воду. Все таки наш широты отличаются от климата Ближнего Востока, и Волга или Днепр - зимой мало похожи на Иордан. Так откуда же пошла эта процедура "ледяного крещения"?

Сразу скажем, что уже в XIX столетии на Крещение в проруби действительно купались. Такие отдельные случаи описаны в литературе того времени, но нельзя сказать, что они были массовыми - как сейчас. При этом считалось, что прежде всего в ледяную купель должны опуститься участвовавшие в обрядовых хождениях-поздравлениях на Святки. Дело в том, что церковь считала имевшие языческое происхождение колядование "бесовскими игрищами", а участие в них - грехом. Вот колядовщики и лазили в прорубь - смывать прегрешения.

Но тут возникает одно "но" - никаких подобных экстремальных предписаний священники не выдавали и тем, будто бы "запятнал" себя участием в дохристианской обрядности. Тогда откуда взялась эта прорубь? Ведь погружения в нее, как коллективного явления, нет ни в народной, ни в церковной традиции.

-2

https://sun9-61.userapi.com/impg/PuMjh2rzAxsnZrfhbnyf4c9pSCxQ1PSdSx9yRg/qlOGYoJ2f5o.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=9f3cb69937e90e3e67f7ff353e48026a&c_uniq_tag=esBpNw5JU-mcDxn7wzzF3511w9QonyYIR8oE7VRwY1c&type=album

Возможной представляется такая версия. Обряд купания в ледяной проруби дошел до нас как пережиток действительно очень глубокой старины. Но он был связан не с жизнью не обычных славян-земледельцев, а с экстремальными практиками членов молодежных воинских союзов. Такие ватаги лихих молодцев-"бойников" совершали не только набеги на ближайших соседей, но были и активными участниками знаменитых походов на Балканы и Царьград. О существовании таких объединений у наших предков пишет, например, автор научных работ по истории ранних славян Сергей Алексеев. Он же сообщает о том, что среди членов этих воинских союзов, ведших обособленную от крестьянских общин жизнь в горах и лесах, существовали порой крайне жесткие обычаи, например, того же посвящения в братство. Купание же в ледяной воде могло быть не только ритуалом инициации или сезонного культа, но и средством тренировки, закаливания, своеобразного воинского аскетизма. Тем более, что согласно трудам античных военных теоретиков, славяне были известны своими способностями устраивать засады и маскироваться в воде.

Также уже говорилось о связи купания на Крещение со смыванием "колядных грехов". Так вот, можно предположить, что ватаги ряженных, ходившие в перевернутых тулупах за угощением от дома к дому на Святки - своим происхождением тоже связаны с теми же молодежными воинскими союзами. Известно, что члены таких братств зимой переходили от села к селу, обряженными в шкуры своих тотемных зверей-покровителей, и собирали "добровольные" дары и подношения. Иными словами, серьезно и организовано так "колядовали".

О дальнейшей эволюции воинских братств "бойников" в разбойников, дружинников, гайдуков или абреков - мы еще расскажем подробно в дальнейшем.

Но пока - вернемся к проруби. Таким образом, в конце XIX века отдельные удальцы и их группы купались в ней по нескольким мотивам. Смывали грехи - по народно-обрядным представлениям. Демонстрировали лихость и молодечество. А некоторые - и "для здоровья", ведь практика закаливания постепенно уже входила в быт. Но повторим - массового характера купание в проруби тогда не носило, и церковного характера - не имело.

Происходит своеобразное сочетание "двух в одном", или замкнутый круг. Имеющая языческое происхождение практика приспосабливается к православной обрядности - для смывания "грехов", в том числе и образовавшихся от участия в дохристианских гуляниях.

Моржи и обряды

О ходе и количестве участников традиционно купавшихся на Крещение можно получить некоторое представление по советским документам конца 40-х годов. В это время в СССР происходит определенное возрождение и церковной жизни, и власти начинают разрешать крестные ходы. 19 января 1949 года в крестном ходу на воду в Воронеже принимало участие 15 тысяч человек, в проруби же в реке Воронеж - купалось только 55-ть. Из них - 8 подростков, 32 женщины и 15 мужчин. В Курске крестным ходом к воде ходило 3 тысячи человек, из них купалось - 2 женщины. Активное участие "слабого пола" в зимнем купании не противоречиво - согласно тем же партийным отчетам, большинство участников этих крестных ходов также были женщины, всегда отличавшиеся истовой религиозностью.

-3

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/2012-04/kreshchenie.jpg

В Саратове в 1949 году крестный ход на Крещение собрал 15 тысяч человек, но купание в проруби тут было особенно массовым - купаться в Волгу бросилось до 470-500 человек, среди них - было даже два милиционера. Купание происходило ниже по течению от освященной проруби уже после того, как большинство участников крестного хода возвращались обратно в церковь. Власти такого массового купания никак не ожидали, исходя из того, что в прошлые годы количество желающих было значительно меньше. Но все же меры были приняты заранее, например, вырубленная на мелководье прорубь. Купающимся помогал ОСВОД, и все обошлось без жертв.

В чем причина столь массового купания в проруби в Саратове - можно только гадать. Возможно, имел место своего рода "флэшмоб" того времени, подготовленный с помощью сарафанного радио. Свою роль могла сыграть и традиционная любовь волгарей к водной стихии. По крайней мере, митрополит Николай, давая пояснения по этому инциденту, сообщал: "Купание не является церковным ритуалом, это старая, скорее языческая тенденция, во всяком случае глубокий фанатизм, и церковь и духовенство к совершению купания не призывает".

В СССР уже с 1920-х годов начинает развиваться движение закаливания и зимнего плавания, получившего впоследствии название "моржевания". Кстати говоря, одна из первых групп "моржей" также появляется на Волге, в Горьком (Нижний Новгород). А в 1950-60-х годах моржевание получает весьма широкое распространение в Советском Союзе. Регистрируются федерации зимнего плавания, проводятся официальные соревнования, разрабатывается научная методика. Тут уже не было никакой мистики, все было поставлено на физкультурную и медицинскую основу. Ученые доказали, что при регулярных погружениях в холодную воду организм получает полезную нагрузку - улучшается работа сердечно-сосудистой системы, обмен веществ, укрепляется иммунитет. А также происходит выброс эндорфинов, в результате чего улучшается общее самочувствие и поднимается настроение. Вероятно, те наши предки, кто лазил в прорубь по традиционным праздникам или из удали, так же "по ощущениям" об этом догадывались.

Современное же массовое купание в проруби на Крещение берет свое начало в 90-е годы, на фоне возрождения церковных праздников и обрядов. Но опять таки, погружение в ледяную воду стало инициативой снизу, официальная церковь к этому по-прежнему не призывает. А отдельные церковные деятели - даже осуждают такую практику. Тем не менее, особенно с развитием цифровой техники, это явление только набирает обороты. Сегодня в крупных областных городах России и Беларуси на Крещение через прорубь проходят тысячи и десятки тысяч людей.

https://yobte.ru/uploads/posts/2020-08/devushki-kupajutsja-v-prorubi-42-foto-3.jpg
https://yobte.ru/uploads/posts/2020-08/devushki-kupajutsja-v-prorubi-42-foto-3.jpg