(продолжение).
ВРАЧЕБНО-САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ М. О. Р. К. О.
В учебных заведениях М. О. Р. К. О. был установлен строгий врачебно-санитарный надзор. При поступлении нужно было предоставить справку о вакцинировании против натуральной оспы. Она могла выглядеть так: «Удостоверение: Сим удостоверяю, что у ребёнка Владимира Варенцова я 12 февраля 1909 г. привила оспу, которая хорошо принялась. Акушерка В. Беленькова. 5.VII.1911».Или так:
В коммерческих училищах имелись медицинские кабинеты, где работали квалифицированные врачи. Их обязанности заключались в ежегодном осмотре каждого ученика, в дополнительных осмотрах тех, кто неважно себя чувствовал, и тех, кто возвращался в училище после болезни. Врачи оказывали первую медицинскую помощь, вели личные карты учеников, при необходимости давали советы детям и родителям. Ребят, получивших небольшие травмы
и нуждавшихся в перевязках, принимали ежедневно, чтобы они не теряли время на походы в лечебницы. При этих процедурах обычно присутствовали ученики-санитары, которые проявляли интерес к медицине и помогали докторам и воспитателям заботиться о здоровье учащихся.
В случае угрозы эпидемии (особенно холеры) доктора проводили профилактические беседы в каждом классе, делали ревакцинацию против оспы. Если обнаруживалось заразное заболевание, училища закрывались на карантин. Было несколько таких инцидентов, в основном связанных
со скарлатиной и дифтерией. Ежегодно предоставлялся подробнейший отчёт о состоянии здоровья учащихся.
Беспокоясь о здоровье воспитанников, попечители, педагоги и доктора строго следили за их физическим развитием. Поэтому урокам физкультуры, прогулкам, работам в саду, загородным экскурсиям придавалось большое значение, хотя учебные планы и программы были перенасыщены.
В 1914 году, кстати, намеревались начать устройство летних колоний для учащихся, имевших хронические заболевания.
Но с началом Великой войны планы эти рухнули.
Уроки гимнастики проводились в рекреационном зале
по знаменитой и очень модной тогда сокольской системе. Упражнения подбирались строго по возрастам. Главной задачей было развитие всех групп мышц ребёнка для улучшения кровообращения, дыхания, обмена веществ. Разумеется, не упускалось из виду и развитие в учащихся выносливости, ловкости, смелости, мужества, т. е. всего, что необходимо для закалки характера и душевных сил. В тёплое время года занятия гимнастикой часто проводились на свежем воздухе.
А зимой!.. Зимой не было предела детскому счастью, потому что во дворе заливался каток!
Ежегодно устраивался чудесный гимнастический праздник, куда приглашались родители, которые не могли нарадоваться тому, как поставлено в школе физическое воспитание их любимых чад.
Одним из замечательных средств и в учебном, и в воспитательном, и в оздоровительном плане были, конечно, загородные экскурсии. Поскольку отправиться на такие прогулки удобнее всего было с Павелецкого вокзала (совсем новенького, открытого как вокзал Рязанско-Уральской железной дороги только в сентябре 1900 года), то выбирались в основном в южные окрестности города. На природе отдыхали, беседовали, играли в футбол.
К заботе о здоровье учеников можно отнести и оснащение училищ прекрасной школьной мебелью. Чего стоили только парты последнего образца, изготовленные из трёх сортов дерева и по типу схожие со знаменитыми партами Эрисмана. Интересно, что парты были восьми размеров – под рост учеников.
Раз в неделю для учеников 4-7-х классов была обязательной лекция врача-гигиениста. Это было исключительно важно, т. к. дома дети зачастую не получали правильного гигиенического воспитания. Семьи, по преимуществу, были далеко не культурными. Несколько недель требовалось педагогам, чтобы вновь пришедшие ученики отучились бросать мусор и плевать на пол (а паркет был великолепен!).
Чтобы предупредить заразные заболевания, предпринимались простые, но действенные меры: для питья ставились оцинкованные баки с кипячёной водой; молоко за завтраком тоже давалось только кипячёное; без тщательного осмотра доктора в классы не допускались ученики, пропустившие накануне занятия; ребятам постоянно делались напоминания о стрижке волос и ногтей, о посещении бани; в уборных были установлены раковины для мытья рук, мыльницы с мылом, повешены полотенца. И да! Здания училищ были оснащены водопроводом и канализацией, о которых могли только мечтать жители окрестных домов.
Врачи и классные наблюдатели следили за тем, чтобы ученики поддерживали в чистоте и порядке свою форму, хотя сами признавали, что куртки для мальчиков, которые предписано было носить всем воспитанникам российских училищ, никак нельзя назвать гигиеничными. Дети занимались гимнастикой или резвились на переменах, у них появлялась испарина, и тогда плотные влажные куртки особенно сильно впитывали в себя пыль. Шились же они из сукна, то есть выстирать их было невозможно. К тому же эта одежда сковывала движения, а жёсткий стоячий воротник постоянно натирал шею. Представители М. О. Р. К. О. собирались хлопотать через министерство торговли и промышленности о замене неудобных курток рубашками из более дешёвого, лёгкого и пригодного для стирки материала.
Работавшие в училищах врачи принимали самое деятельное участие в оснащении и работе госпиталя М. О. Р. К. О. для раненых на полях Первой мировой (об нём будет отдельный рассказ).
Материалы подготовлены музеем РЭУ им. Г. В. Плеханова.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…