Найти тему

Демография и образование

Начнем со всем известного и настолько банального соотношения, что на него неплохо было бы взглянуть. Просто потому, что привычные вещи часто ускользают от сознания.

Речь идет о населении мира и населении нашей страны. Числа взяты из открытых источников и округлены приблизительно, без учета миграции в нашей стране – самые легкодоступные числа. За 1980 год информация по РСФСР:

Чтобы было понятнее, на следующей диаграмме только население нашей страны за тот же период:

-2

И это происходит при обострении общемировой обстановки в целом, а в частности при враждебно настроенной по отношению к нашей Родине значительной части "шарика".

Какой вывод можно сделать? Очевидный, как мне кажется. Состоять он будет из двух частей:

1. Необходимо увеличивать рождаемость;

2. Необходимо повышать качество нашего Человека.

О первом сейчас говорят на самом верху и многие. Я вкратце изложу "свой" взгляд. В основном же речь пойдет о том, что можно изменить в системе образования с целью повышения рождаемости.

Мысли далеко не все будут мои. Большую часть я почерпнул у соратников по "Родной школе" и у моих читателей и комментаторов. За что всем им спасибо. Каждая статья пишется не на "отвали", сортируется по папочкам и занимает свое место в моей системе воззрений. Соответственно, туда попадают и ваши комментарии с той или иной маркировкой. В нужный момент они оттуда "вынимаются" и используются. Например, так было во время взаимодействия с "Народным Фронтом". Еще раз спасибо! Приступим.

Человеку, для того, чтобы почувствовать себя мамой или папой достаточно только одного ребенка. Уже достаточно одного. А общество, государство заинтересовано минимум в трёх. Значит, государство должно обеспечить соответствующие социально-экономические условия. Вот и первый блок будет называться "социально-экономическим".

-3

1. Пенсионная реформа сильно увеличила "срок заключения" людей в трудовом лагере капиталистической системы. Люди, не принадлежа себе на протяжении почти всего дня, в основном не находят сил и времени для занятий с внуками.

С элементарными задачами по отводу-приводу в садик возникает масса проблем. Нужно или неформально договариваться на работе или как-то еще "решать". Бабушки-дедушки уже не помогут.

Раньше дети были у бабушек и дедушек массово. И вечерами, и а выходных и, тем более, где-нибудь в деревнях на каникулах. Сегодня этого значительно меньше. И я не утверждаю, что причина перемен только в "пенсионке". Тут многое, но именно "пенсионка" ситуацию усугубила, стала "вишенкой на торте". Теоретически вишенку можно снять.

2. Когда-то семьям просто давали квартиры. Сегодня строится много домов, но львиная доля квартирного фонда – коммерческая. Дошло до того, что многие из квартир стоят пустыми: удавимся, но не отдадим.

А как вам такая ситуация, когда их раздавали нуждающимся? Например, если в семье рождалось два разнополых ребенка. Тем более, многодетные семьи! Родители знали, что будет конкретная и очень существенная мера поддержки от государства. Согласитесь, что это не "материнский капитал", о котором мы еще поговорим.

3. Материнский капитал. О нем тоже можно говорить много. Суть тут проста. Нужно только посчитать, сколько денег требуется на содержание одного ребенка. Учесть, что значительное время связанное с беременностью, родами и послеродовым периодом женщина не будет работать. Сравнить это с реальными, а не воображаемыми зарплатами. И станет ясно: материнский капитал будет какой-то поддержкой только в том случае, если львиную долю помощи семья получит еще где-то. Например, у бабушек и дедушек. Но так бывает всё реже и реже по многим причинам.

Понимая, что проблему с собственным жильем при помощи "маткапитала" не решить, семья шлет государство с его "хотелками" лесом. Никаких эмоций, просто логика и расчет, которыми либо не хотят либо не могут овладеть чиновники.

4. То что сегодня у нас вообще происходит со всякими мерами социальной поддержки можно назвать лишь пародией. В частности, возьмем больничные и декретные выплаты. И то и другое понадобится для семьи с детьми.

Углубляться в то, как и в каком объеме сегодня происходят эти начисления я не буду. Каждый здравомыслящий и не оторванный от "земли" человек понимает, что ни болеть, ни рождать с этой точки зрения не выгодно.

Одна умная женщина (Оксана, привет!) предложила привязать декретные выплаты не к зарплате, а к прожиточному минимуму в регионе. В этом случае они будут одинаковы для всех и сильно существеннее для многих, независимо от того сколько лет женщине и какой у нее стаж. Считаете несправедливым? Хорошо. Сделайте обязательным и одинаковым минимум (прожиточный минимуму). А уже сверху начисляйте добавки по стажу и другим критериям.

Такие декретные будут в значительной степени (даже не полностью) компенсировать содержание ребенка.

5. Необходимо решить вопрос с выплатами и размером алиментов на детей. То что происходит в этой сфере сегодня – унизительно и для мамы, и для общества, и для государства. Алименты массово не платят или платят символические деньги, пряча доходы всеми правдами и неправдами.

Молодая мама, для получения алиментов, не должна месяцами обивать пороги судов. И вообще не должна обивать. Особенно, учитывая количество разводов, которое только возрастает.

Если государство не в состоянии наладить порядок в этой системе отношений, то пусть выплачивает само половину прожиточного минимума региона. Справедливо?

6. Привести положение вещей при выплате пособий в порядок и в соответствие с реалиями. Тут должно быть учтено многое: наличие ипотеки, наличие единственного автомобиля для сельской местности, стоимость содержания и обучения ребенка-школьника и т.д.

Вопрос должен быть прозрачен и ясен, как солнечный день. Любая семья, зайдя на "электронный ресурс" или к чиновнику должна сразу видеть и понимать положенные ей выплаты.

7. Социальный контракт для любой мамы, которая родит четыре ребенка и больше. С соответствующим повышением зарплаты в зависимости от числа детей. Да, – зарплаты. Потому что это настоящая работа. Важная для государства. Говорят, в некоторых регионах это практикуется.

8. Наведение порядка в системе акушерства. Обновление фонда средств роддомов, постройка новых. Например, вместо пустующих в крупных городах новостроек.

9. Обуздание желаний капитализма в сфере общепита и продуктов питания.

Стремительное ухудшение здоровья детей вызвано не только этим, но этим в значительной степени. Общество жиреет и "заплывает холестерином", потребляя различные заменители и вкусовые добавки загипнотизированное повсеместной рекламой.

Может быть, вспомним о советских ГОСТах и как-то начнем регулировать рекламу?

10. Известно, что рождаемость снижается во всех "развитых" странах. Чем "развитее" страна, тем меньше рожают детей. Особенно показательно это стало в последние десятилетия.

Необходимо очень пристально и всесторонне изучить этот вопрос. С дальнейшей борьбой с причинами. Например, если выяснится, что на рождаемость влияет доступная "виртуализация" или порнография, то...

11. Как быть с легкодоступным алкоголем лично мне не очень понятно.

Но, наверное, следует ограничить его продажи. Сегодня он доступен за каждым углом, а так быть не должно. Пусть человек идет за ним немного дальше.

Следует так выстроить систему цен, чтобы выгоднее было употреблять легкий, а не "убойный" алкоголь.

И уж совершенно точно следует выстраивать отрицательный образ курящих и выпивающих в кино. А уж никак не положительный (как происходит сейчас), и даже не нейтральный. Искусство не только отражает действительность, оно должно её формировать. Хотите больше детей – показывайте больше детей, а не алкоголя и курения.

Эти картинки не на молодежь и детей рассчитаны?
Эти картинки не на молодежь и детей рассчитаны?

И теперь переходим к тому, какие изменения системы образования положительно скажутся на демографической ситуации. Переходим к школе.

1. В первом классе ученик должен тратить на выполнение домашнего задания не более одного часа в день. 68% детей в эту норму не укладываются.

Для 2-3 классов норма составляет 1,5 часа. В нее не укладывается 67%.

В 5 классе в двухчасовую норму не укладывается немногим менее половины детей. А в 8 классе за 2,5 часа не успевает разделаться с уроками 33% учеников.

Может показаться, что с возрастом ситуация, продолжая оставаться сложном, немного выправляется. На самом деле лично я убежден, что вопрос "решается" просто полным или частичным игнорированием домашнего задания и учениками, и родителями. Чтобы это подтвердить или опровергнуть нужны дополнительные исследования.

Объяснение тут простое: либо что-то произошло с семьями, либо с программами и учебниками. В любом случае необходим пересмотр и адаптация последних. Количество, качество и структура материала в каждой отдельной программе и во всех вместе должны соответствовать реалиям. Программы по предметам должны быть полноценно пройдены за учебный год, без всяких недостающих часов и "самостоятельного" "проблемного" изучения. Если для этого нужно будет что-то убрать из каждой – надо это делать.

Домашние задания по программам должны быть такими, чтобы на выполнение всех уроков уходило не более нормы по времени без особенного участия родителей. Дети должны успевать общаться друг с другом, выполнять домашние дела, помогая родителям и гулять, обеспечивая свое физическое развитие.

-5

2. Отчасти из этого "растут ноги" репетиторства. Решение этой проблемы в значительной степени снимет с родителей дополнительную нагрузку. В частности, станет возможной помощь старших детей младшим.

Кроме того, необходимо всяческими путями возвращать репетиторов (на которых тратятся родительские деньги) в школы. Кроме наведения порядка в учебных программах, нужно повышать зарплаты учителям, освобождать их от непрофильной нагрузки и др. Это, с одной стороны избавит родителей от репетиторства, а с другой, вернет репетиторов туда, где они и должны находиться.

Родители должны быть уверены, что с поступлением детей в школу с них снимется значительная часть нагрузки по их обучению и воспитанию, а не добавится.

3. Облегчая нагрузку родителей по содержанию и обучению детей необходимо восстановить обеспечение школьников полным комплектом бесплатных учебников и минимально необходимым комплектом атласов, рабочих тетрадей и т.д. И делать это нужно не через перевод в "цифру", а именно так.

Сегодня больше двух третей родителей вынуждены постоянно приобретать рабочие тетради и учебники за свой счет, что, естественно, ложится дополнительной нагрузкой на семейный бюджет и не добавляет желания рожать больше детей.

Что касается "цифры", то только 26% процентов родителей поощряют ее использование в учебном процессе. И еще надо разобраться, каковы причины. Из-за нехватки денег на "бумагу", из-за попустительства, из-за незнания последствий или из-за их технической "продвинутости"?

"Цифра" не решает проблем затрат на учебные пособия, а переводит и усугубляет их в плоскости покупки и оплаты "девайсов". Кроме того, повышение времени работы с экраном вредит здоровью детей и вводит их в "цифровую парадигму", в которой стремительно сокращается время активного отдыха и физических нагрузок.

4. Решение проблемы с питанием (в том числе горячим) в школах.

Около 2% детей не получают вообще никакого питания.

Горячее питание предоставляется 80% детей в начальной школе. В средней и старшей школе этот процент падает примерно до 7%.

Другими словами, нагрузка за кормление детей в учебное время, которое зачастую растягивается до полноценного рабочего дня (допы, кружки, секции), полноценным бременем лежит на родителях.

А накормить ребенка вне дома дороже, чем на семейной кухне, где стоит кастрюля с борщом. Необходимы почти ежедневные деньги на общепит.

Решение проблемы с массовым здоровым питанием детей в учебное время с одновременным контролем качества общепита (о чем сказано выше) и ограничением рекламы снимет с родителей и эту нагрузку.

-6

5. Ситуация с "продленкой" не выглядит удручающей. Однако в некоторых случаях она по-прежнему остается платной. И хотя плата составляет только 1500 рублей, в качестве дополнительной нагрузки на бюджет семьи это существенно.

Оплачивают "продленку" 18% родителей.

С другой стороны, сопоставимый процент родителей заявляет о том, что в группах продленного дня дети не выполняют домашнего задания.

Окончательное решение данного вопроса снимет с родителей еще одну часть денежной и временной нагрузки.

6. Удручающей выглядит ситуация с наличием и доступностью бесплатных кружков и секций.

В данной сфере, несмотря на многочисленные заявления, "конь не валялся".

Вот так выглядят "бесплатные" кружки для детей по распространенному футболу:

-7

Если я ограничу поиск своим районом Южное Медведково, то будет так:

-8

А это "бесплатный" бокс в том же районе Москвы:

-9

Как вы понимаете, тут не только о бесплатности, но и о шаговой доступности говорить не приходится. Почти всегда нужно ехать. А это означает и дополнительные денежные расходы, и дополнительно время и нервы детей и родителей.

Либо добро пожаловать в сильно платные "фитнесс-центры".

Оптимизировали всё до такой степени, что в школах не осталось почти никаких кружков и секций.

Здоровье! Движение! Рожайте!

7. Значительное ограничение общения через "мессенджеры" в школьной практике.

Необходим почти полный перевод взаимодействия между учителем и учеником в реальную жизнь с обязательным ежемесячным родительским собранием на котором будут решаться действительно важные проблемы.

Всё связанное с "жизнью-онлайн" необходимо максимально сократить. Чтобы данная нагрузка слетела не только с учительских плечей, но и с родительских тоже. Потому что родителей заваливают бесконечными требованиями очень часто.

Ребенок должен учиться в школе, заниматься этим должны учителя. Ничего более делать никто из них не должен. Родители, мало касаясь этих вопросов, должны только содействовать учителям в решении выявляемых ежемесячно проблем. И, при этом, быть уверенными, что при таком подходе их ребенок получит качественное образование без всяких репетиторов, и дополнительных занятий с родными. Что на секцию или кружок ребенок пойдет не за тридевять земель, а в родную школу и что платить за это не придется, а в течение учебного дня ребенок накормлен без дополнительных трат.

8. Выходя за рамки школьного образования необходимо сказать следующее.

Во-певрых, во многих регионах большие проблемы с детскими садами. Как вы думаете, это добавляет желания рожать? А если мы понимаем, что не добавляет, так может быть стоит обратить на это внимание? Взять, как пример, Крым, где полностью устранена очередь в детсады. И разгрузить родителей. Особенно, учитывая, что бабушки с дедушками им теперь помогают в значительно меньшей степени.

Кроме того, сегодня преступно раздуты гиперответственность за детей на всех инстанциях, детский инфантилизм. Система обучения выстроена абсурдным и не соответствующим здравому смыслу и реалиям образом, когда учиться можно до 30-35 лет! Во многом виной тому – капитализм с его рынком.

После девятого класса ребенок за пару-тройку лет должен иметь возможность получения качественного профессионального образования с последующим устройством на работу по специальности. А это значит, нужно привести в соответствие потребность нашего народного хозяйства и программы профессионального образования. Чтобы ничего лишнего и "рыночного" там не было.

Циолковский начал работать в 23 года и ему это не помешало.
Циолковский начал работать в 23 года и ему это не помешало.

Кроме того, эти программы да и всю ситуацию в профессиональном образовании нужно пересматривать так же, как и в школе.

Никаких платных "вышек" после СПО не должно быть или их количество должно быть сведено к минимуму. Поступать в "вышку" после СПО должно быть возможно только при сдаче соответствующих экзаменов. Не можешь сдать – не виси бременем на родительской шее, работай!

Нужно всячески препятствовать "желанию учиться" до тридцати лет не работая. В значительной степени, повторяю, вопрос решит сильное ограничение коммерческого "образования". Деньги на которое, зачастую, вытягиваются из родителей.

Вся приведенная статистика взята из источников "Родной школы".

В "Родной школе" имеется план контрреформы системы российского школьного образования с целью приведения её состояния к действительно суверенному. И реализация половины положений этого плана совершенно точно в значительной степени поддержит и демографию.

Пересмотр системы отчетности учителей, адаптация проверенных временем учебных пособий под реалии и пересмотр учебных программ, возвращение к "программному обучению", развертывание на базе школ секционно-кружковой деятельности, создание информационно-аналитического центра по сбору отзывов педагогов и родителей и многое-многое другое.

Всё это приведет к тому, что учитель будет качественно заниматься обучением, дети будут учиться самостоятельно, а родители не будут "стоять на коленях", даже перед одним ребенком, не говоря уже о двоих или троих.

Если говорить о системе образования (от дошкольного и выше) с прицелом на исправление ситуации с демографией, то вывод прост.

Только в том случае, когда государство снимет с родителей часть заботы по обучению и воспитанию детей, часть трудностей по выделению из семейного бюджета денег на эти нужды родители снова захотят рожать.