Найти тему
Московский пенсионер.

Моя Москва: Музей-панорама "Бородинская битва" (часть 3 - История создания панорамы. Зал с панорамой).

Зал с панорамой "Бородинская битва".
Зал с панорамой "Бородинская битва".

Панорама Бородинского сражения была написана к 100-летию события в 1911-1912 годах русским художником Францем Алексеевичем Рубо, для которого она стала третьей батальной панорамной картиной. Первая, "Штурм аула Ахульго", была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Вторую, получившую название "Оборона Севастополя", художник выполнил в 1904-1905 годах. В конце 1909 года художник предложил создать новую панораму, посвящённую Отечественной войне 1812 года, к столетию которой начинали готовиться в России. Эта идея получила поддержку, а художник - заказ от императорского двора.

Русский художник Франц Алексеевич Рубо.
Русский художник Франц Алексеевич Рубо.

Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии И.Мясоедова, генерал-лейтенанта Б.Колюбакина, художника-баталиста К.Беккера, пейзажиста М.Цено-Димера, а также художников П.Мюллера, К.Фроша и своего брата - Ж.Рубо. Картина размером 15×115 метров, представлявшая один из решающих моментов Бородинского сражения, и предметный план были завершены в мае 1912 года. Несколько дней работа экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах, Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих.

Панорама "Бородинская битва".
Панорама "Бородинская битва".

Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома № 12А по Чистопрудному бульвару) в мае-июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера П.Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е.Израиловичем. Торжественная церемония прошла 29 августа
(11 сентября) 1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения.

Здание панорамы на Чистых прудах. 1912-1916 годы.
Здание панорамы на Чистых прудах. 1912-1916 годы.

После Октябрьской революции здание вместе с картиной Рубо, предметным планом панорамы и всем остальным имуществом было передано электротехнической школе, использовалось для проведения пролетарских новогодних ёлок и размещения литературно-художественного кружка. В начале 1918 года павильон был вновь закрыт, а к весне постройка пришла в негодность и была снесена. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д.

Павильон панорамы на Чистых прудах. Около 1917 года.
Павильон панорамы на Чистых прудах. Около 1917 года.

Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (из 1725 кв.м были утеряны 900 кв.м), и комиссия под руководством И.Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. После Великой Отечественной войны было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Из-за удручающего состояния картины, некоторые участники комиссии предлагали оставить только наиболее сохранные участки, а остальную панораму написать заново, но группа реставраторов под руководством П.Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За полтора года полотно было восстановлено, однако Корин внёс в оригинальную работу ряд изменений, увеличив фигуру Кутузова и впервые введя на картину раненого Багратиона. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение - на этот раз в запасники ГМИИ им. Пушкина.

Фрагмент панорамы.
Фрагмент панорамы.

Новое здание для панорамы сперва планировалось возвести на берегу реки в Нескучном саду. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13 сентября) 1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя и отступить по Рязанской дороге..

Военный совет в Филях.
Военный совет в Филях.

Здание было возведено в 1961-1962 годах по проекту, подготовленному архитекторами А.Корабельниковым, А.Кузьминым, С.Кучановым и инженером Ю.Аврутиным. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, главным образом, облицованный стеклом. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно "Народное ополчение и пожар Москвы" и "Победа русских войск и изгнание Наполеона" по эскизам Бориса Тальберга (см. фото ниже), и высеченными на боковых стенах именами героев Отечественной войны 1812 года.

Здание музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
Здание музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
-9
-10

По окончании строительства картина прошла очередную реставрацию, выполненную бригадой художников под руководством М.Иванова-Чуронова. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. Правда в 1967 году случился акт вандализма и 60% сгоревшей панорамы пришлось восстанавливать художникам-баталистам из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.

-11

Теперь о самом произведении Рубо (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/65bbd010b5e16c22872c923e). Первый фрагмент показывает окраину деревни Семёновская. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: "Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся".

-12
Деревня Семёновка.
Деревня Семёновка.
-14

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской. Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии.  Впереди, за пехотой, за Утицким лесом - Старая Смоленская дорога - прямой путь к  Москве.

Семёновский овраг.
Семёновский овраг.

Ещё один эпизод сражения "Бой во ржи". На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая стала свидетелем событий двух Отечественных войн (1812 и 1941-45 годов),  была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне. События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада.

-16
-17

Следующий фрагмент называется "Командный пункт Наполеона". Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие - ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Это саксонцы - их легко опознать по жёлтым мундирам.  На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

-18

Вообще очень интересно осматривать панорамы, где художественные изображения сочетаются с реальными предметами. Создаётся иллюзия, что ты находишься в гуще событий. Несколько панорам, которые я видел находятся на Поклонной горе в Музее великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на которых представлены различные эпизоды тех суровых лет. А я закончил осмотр круговой панорамы и пошёл в завершающие выставку залы.

-19
-20
-21
-22

Окончание следует... . Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.