Идея пойти второй раз на выставку Василия Сурикова у меня возникла еще до первого посещения просто потому, что первый раз на нее я шла с подругой. Это другое, как сейчас модно говорить. А тут открылась выставка, посвященная снятию блокады Ленинграда, грех не сходить.
Самое удивительное, обе выставки, несмотря на очевидно разные темы, перекликаются и словно разговаривают между собой. Вместе образуют временную связь, потому что они обе про людей. И обе погружают нас в историю подвига. По сути выставка, посвященная 80 летию снятия Блокады парадигма, включающая в себя произведения разных художников. Выставка Василия Сурикова рассматривает творчество одного художника, словно под микроскопом. И обе эти выставки о Человеке. Где подвиг, смелость Человека в блокаду включает и самого художника. Масштабные полотна Сурикова ставят художника и зрителя в одно поле восхищенного подвигом наблюдателя.
Надо думать, Василий Суриков имел достаточный потенциал смелости и тяги к подвигу, коль скоро его интересовали Личности, которые так или иначе сделали вклад в историю нашей страны.
Недавно мне задали вопрос в моем тг-канале, когда я опубликовала коротенькую заметку про эскизы к большим полотнам.
Обязательно ли начинать картину с эскизов?
Нет, совсем не обязательно.
В момент, когда отвечала, задумалась о современном искусстве. Там подготовка к работе называется "ресерч". Названия разные, смысл один и тот же.
Да и не все художники делают эскизы, есть и такие, у которых замысел в голове возникает вполне ясный и сразу переносится на полотно. У меня иногда так происходит, разве что приходится себя останавливать и не добавлять отсебятину к замыслу. Но мы не об этом.
Василий Суриков уделял большое внимание эскизам. Через них он ярче и ясней представлял характеры. Формировал калейдоскоп отношений героев своего полотна. По сути эскиз - размышление, попытка поставить себя на место того или иного персонажа, влезть в его шкуру. ИЛИ ПРИДУМАТЬ.
Когда я занималась живописью, у нас были уроки, где мы придумывали композицию на определенную тему. Тема была, а уж как мы ее представляли - плод нашей фантазии. Василий Суриков по сути тоже фантазировал каким мог быть каждый герой.
О чем мог думать Степан Разин в лодке? Каким могло быть выражение его лица, его окружение? Может, он вообще ни о чем не думал, а пел песню или курил трубку?
Посмотрите на эскиз и на фрагмент картины. На портретах Степан Разин производит впечатление эмоционально неуравновешенного человека. Есть еще на выставке небольшой этюд маслом, выполненный практически в импрессионистской манере. Довольно пастозными мазками. Создается впечатление, что художник относился к нему эмоционально. Ощущал его внутреннее бурление энергии. В картине Степан Разин эмоциональный центр. Внешне по вроде бы расслабленной позе кажется спокойным, но сведенные брови, взгляд в сторону, поджатая нижняя губа. Кажется, что он настороже, в противовес его соратникам.
Боярыня Морозова
В наручниках. Вот что значит невнимательность. Впервые обратила внимание на цепи, а ведь сколько раз смотрела на эту картину. В этюде Суриков написал лицо боярыни более холодным, мертвенно бледным. Вчитавшись в историю событий, можно понять почему.
Этюды Василием Суриковым сделаны почти к каждому персонажу картины. Есть этюд общей композиции, этакий "нашлепок" без проработки лиц, только набросок фигур. Такие этюды есть и к картине "Переход Суворова через Альпы" и к полотну "Завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем".
Суриков глубоко работал с историческим событием, и с идеей картины, и с персонажами. Персонажи имели характер и были привязаны к личности.
Картины производят впечатление объективных, где позиция художника, говоря современным языком, вполне беспристрастна. Попеременно вставая на место участников события, художник ищет их состояние и разное отношение к происходящему историческому моменту. Он не в плену поговорки "я художник, я так вижу". Он вне этой рамки показывает взгляд со стороны, с отстраненной точки зрения. Иначе мы не увидели бы такое разнообразие персонажей в его картинах.
Переход Суворова через Альпы
Подвиг. который даже мне даже близко не представить.
Помню, как-то в Тбилиси в один из дней решила подняться к крепости Нарикала со стороны храма, думала по тропинке дойду до верха и дальше вдоль крепости пройдусь. Забралась, оказалось, там дальше нет прохода. А спуститься страшно. С одной стороны тропинки обрыв, спустилась в другом месте с риском упасть с высоты. Как солдаты, да еще и с обмундированием, с техникой спустились - ума не приложу. Сколько смелости проявили простые люди. Какая степень доверия к полководцу была, что люди шли за ним, зная, что могут погибнуть в любой момент, сорвавшись с горы.
Эскизы солдат к картине, да и сама картина вызывают ощущение безбашенности, простите за выражение, происходящего. Без мыслей, без страха и с "будь что будет" внутри, - только так можно было сделать то, что сделала русская армия под руководством Суворова. Суриков мастерски передал настроение солдат, которые на пятой точке съезжают с горы.
И снова художник не осуждает, не выражает свое мнение по отношению к событию. Он выполняет роль "репортера" в гуще событий своим мастерством донося до зрителя правду.
Портреты
Василия Сурикова стоят в стороне от героических или исторических полотен. Здесь сосредоточена его душа, его любовь и боль.
Все внимание художника сосредоточено на личности человека. На его/ее характере. Дочь Оля вызывает волну потрясающе теплых чувств. Девочка стоит у печки. Кажется, что ее остановили на мгновение, оторвали от игры с куклой на несколько минут. Послушная девочка внимательно смотрит на нас с картины, чтобы тут же уйти играть, как разрешат.
Портрет сестры жены написан акварелью. Тончайшая и изумительно чистая работа. Филигранные переливы красок настолько, что кажется еще мгновение и девушка сойдет с картины.
Обратила внимание, в основном портреты Суриков писал не в интерьере. Характерен достаточно нейтральный фон. В этюдах художник чаще всего фон намечал тоже без контекста. Выбранный нейтральный фон и отсутствие интерьера мне кажутся осознанным решением художника.
Контекст влияет и взаимодействует с персонажем, именно поэтому важно было в этюдах наметить характер без него. В портретах художник стремится к чистоте восприятия, скорей интуитивно не забывая и об утилитарности. В руках дочери пишет куклу, сестру жены с гитарой. Если в больших полотнах мы видим объемную историю, масштабный исторический момент, то портреты для нас приоткрывают завесу тайны, маленькое мгновение. Оставляя нам простор для фантазии домыслить свой сюжет.
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
Каждый художник готовится к написанию полотна по-разному. Увидев суриковские лодки, потом пейзажи я подумала о том, что человеку свойственно подсматривать и находить воплощение своих идей вокруг себя. Есть что-то метафизическое в том, что из сегодняшнего момента мы вдруг переносимся в другое время. Не зря говорят, что прошлое, настоящее, будущее существует одновременно. В таком случае нет смысла удивляться тому, что некоторые предметы проявляются сейчас. Фрагмент из прошлого или будущего оживает и переносит нас в пространстве в другой момент, создавая эффект дежавю.
#суриков