Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в Российской Федерации, обеспечивающий быстрое и надежное перемещение пассажиров и грузов. Безопасность на транспорте для Ространснадзора является главным приоритетом. Невыполнение обязательных требований транспортного законодательства может привести к серьезным последствиям, влекущим за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора
Обеспечение должного уровня безопасности на железнодорожном транспорте, предотвращение транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий является одной из основных задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Статистика показывает, что именно нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводят к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. Так, за девять месяцев 2023 г. на железнодорожном транспорте Российской Федерации допущено 11 транспортных происшествий (девять крушений и две аварии), из них восемь – на пути общего пользования и три – на пути необщего.
Из 11 допущенных транспортных происшествий в этом году причинами четырех из них (три происшествия на инфраструктуре ОАО "РЖД" и одно на инфраструктуре Крымской железной дороги) явились акты незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта.
На инфраструктуре ОАО "РЖД" количество транспортных происшествий, допущенных именно по причине нарушения обязательных требований законодательства в области железнодорожного транспорта, снизилось к уровню прошлого года на 62% (в 2023 г. – три происшествия, в 2022 г. – восемь).
Основные причины транспортных происшествий и методы их предупреждения
По результатам анализа транспортных происшествий и событий Ространснадзором выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На путях общего пользования это:
- нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества);
- нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества);
- нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества).
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) на железнодорожном транспорте и проводимой работы, направленной на повышение уровня безопасности движения, Ространснадзором за девять месяцев 2023 г. проведено 69 контрольных (надзорных) мероприятий (56 плановых и 13 внеплановых проверок), по результатам которых выявлено 7 052 нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Профилактические мероприятия
Установленные законодательством ограничения осуществления контрольно-надзорной деятельности значительно повлияли на организацию работы Ространснадзора по недопущению нарушения обязательных требований участниками перевозочного процесса. Приоритет направлен на проведение профилактических мероприятий и контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:
- Проведено 4 337 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (2 043 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 2 294 выездных обследования), выявлено 38 904 нарушения действующего законодательства.
- Объявлено 4 960 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (в 2022 г. – 4 110 предостережений).
- Проведено 1 246 профилактических визитов (в 2022 г. – 1 042 профилактических визита).
- Организовано 24 публичных обсуждения правоприменительной практики, в том числе семь совместно с представителями Центрального аппарата Ространснадзора (в 2022 г. – 23 публичных обсуждения).
- Ежемесячно на официальном сайте Ространснадзора размещается анализ безопасности движения на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
Индикаторы рисков
Эффективным инструментом контроля соблюдения обязательных требований являются разработанные Ространснадзором в соответствии с положениями Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта.
С 22 апреля 2023 г. вступили в силу зарегистрированные Минюстом России новые индикаторы риска (приказ Минтранса России от 07.03.2023 г. № 70), срабатывание которых является одним из оснований для организации внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.
Ространснадзором на постоянной основе ведется учет срабатывания индикаторов риска и контроля организации внеплановых проверок.
Все проведенные в 2023 г. проверки выявили нарушения законодательства в области железнодорожного транспорта, требующие в том числе закрытия движения и ограничения скорости движения поездов, что подтверждает высокую эффективность выбранных индикаторов и является одним из важных инструментов предупреждения аварийности.
Карты рисков по железнодорожному транспорту
Новыми направлениями в работе по выявлению рисков возникновения нарушений безопасности движения поездов являются дистанционный мониторинг и карты рисков по железнодорожному транспорту.
Информационные сервисы ОАО "РЖД" служат источником получения информации в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Ространснадзором для осуществления дистанционного мониторинга, что позволяет Федеральной службе по надзору в сфере транспорта контролировать сроки службы критически важных составных частей подвижного состава и выполнение плановых видов ремонта грузовых вагонов.
В текущем году совместно с Российским университетом транспорта в рамках научно-исследовательской работы были разработаны научно обоснованные критерии и формулы расчета риска по объектам контроля – железнодорожным путям, вагоно- и локомотиворемонтным предприятиям, а также железнодорожным станциям.
Карты рисков позволяют объективно оценить динамику формирования угроз безопасности, ранжировать каждый объект контроля по зонам риска, что обеспечивает повышение эффективности инструментов планирования и проведения профилактических мероприятий.
Меры стимулирования добросовестности
Важным направлением развития профилактической деятельности является формирование условий, стимулирующих добросовестность контролируемых лиц, позволяя снизить категорию риска.
Для этого контролируемому лицу необходимо:
- пройти самообследование;
- принять декларацию соблюдения обязательных требований;
- соответствовать критериям добросовестности.
Данная возможность должна способствовать осуществлению контролируемыми лицами вопросов безопасности в долгосрочной перспективе и на постоянной основе.
Использование Ространснадзором всех инструментов контроля позволяет обеспечивать должный уровень безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Фото: ru.freepik.com