Найти тему
86,7K подписчиков

Куда подевалась русская интеллигенция?

6,4K прочитали
Недавняя смерть поэта Льва Рубинштейна вызвала внезапный всплеск самосознания интеллигенции.

Недавняя смерть поэта Льва Рубинштейна вызвала внезапный всплеск самосознания интеллигенции. Поэта хоронили при полном зале, а сообщали об этом даже самые лояльные власти и благонамеренные СМИ, хотя Рубинштейн был последовательным оппозиционером. Следом разразилась бурная полемика вокруг экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина. Может ли противник СВО снимать кино на деньги Минкульта? А может ли русский интеллигент не быть в оппозиции к власти? Эти вечные вопросы внезапно напомнили, что в России за пару лет может поменяться все, а за столетие не меняется ничего.

В одном из прошлогодних интервью Лев Рубинштейн сформулировал определение интеллигенции. «Что такое интеллигент? Это интеллектуал, но у которого при этом есть совесть. Не просто совесть, а беспокойная совесть», — сказал он. Формула, в которой интеллектуальная занятость комбинируется с этикой и страданием, демонстративно несоциологична, но крайне влиятельна. На ней вот уже два столетия основана идентичность русских работников умственного труда.

— Есть несколько конкурирующих определений интеллигенции, — рассуждает историк, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. — Одно — формально-социологическое: это люди, занимающиеся умственным трудом. Но есть другое понимание, назовем его культурологическим. Оно сводится к тому, что интеллигенты — это люди с определенным стилем поведения — вежливые, доброжелательные, готовые помочь. Но главное, как писала в начале прошлого века про русских интеллигентов одна английская газета, это «люди умственного труда, находящиеся в оппозиции к правительству». Традиционно к сторонникам власти или людям, не выполняющим некий неформальный этический кодекс, понятие интеллигенции в России не относили.

Интеллигенция в таком культурологическом смысле выступает в качестве (самозваной) «совести нации», одновременно противостоя власти как слишком «прагматическому» и «бессовестному» социальному агенту. Когда общество оказывается в кризисе, выясняется, что бросать вызов власти чревато и делать это готовы немногие. Тогда возникает ощущение, что настоящей интеллигенции больше нет. Остались только образованные люди. «Образованцы». Но так уже бывало. В последние годы правления Николая I, которые вошли в историю под именем «мрачного семилетия», когда «образованное общество от страха онемело». Или в последние годы правления Иосифа Сталина, когда тоже постоянно звучали жалобы на «исчезновение интеллигенции».

Писатель-деревенщик Федор Абрамов в 1969 году испытывал страдания, разрываясь между желанием выступить от имени «совести» и страхом оказаться «за бортом литературы»: «Все думаю — который уже день — как быть: писать или не писать по поводу исключения Солженицына из Союза писателей… Хочется плюнуть в морду этим мерзавцам, показать, что ты человек. Ну, а если действительно тебя на несколько лет вычеркнут из литературы? Кому это выгодно? А тем же мерзавцам. Да, втаптывают в грязь человека на виду у тебя. А миллионы не втаптывают ежечасно и ежедневно? За Солженицына вступится интеллигенция, а за миллионы кто?» — писал он в дневнике и сам понимал, что просто трусит: «Перечитал, что записал, и взвыл от ужаса: во что же мы превратились? Поймут ли нормальные люди, из-за чего мы дрожали от страха? И куда же еще дальше?» Но и спустя полвека все нормальные люди понимают чувства классика.

Откуда взялся моральный кодекс интеллигента?

Русская интеллигенция формировалась в условиях «догоняющей модернизации», когда самодержавие видело нараставшее отставание страны от Запада и пыталось противостоять этой угрозе с помощью внедрения основ образования. Но неповоротливая социальная система менялась медленно. Растущему числу образованных людей просто не находилось места в отсталом аграрном обществе. Они перебивались случайными заработками и копили раздражение.

— В России понятие «интеллигенция» связано с понятием «разночинец», — напоминает Павел Кудюкин. — Помещик мог получить хорошее образование. Но интеллектуальный труд для него был хобби, а не источником существования. А разночинец, получивший образование, мог полагаться только на продажу своей рабочей силы. И вот это полупролетарское происхождение интеллигенции диктовало ей гораздо большую критичность и к социальному устройству, и к политическому строю.

Интеллигенцию пополняли дети священников. Как правило, они были обучены грамоте, но отцовский приход мог унаследовать лишь старший сын, а остальным приходилось искать счастья в растущих городах. Из рода священников происходили Виссарион Белинский, Николай Чернышевский и участник убийства Александра II Николай Кибальчич. Каждый четвертый член первой русской революционной партии «Народная воля» был поповичем. Этот феномен легко объяснить: дети, воспитанные на евангельских ценностях, изо дня в день сталкивались с лицемерием, которым была переполнена повседневная жизнь в империи. Они видели, как их родители пресмыкаются перед начальством и помещиками, как чиновники и дворяне измываются над крестьянами, как вместо христианской любви беднякам из народа достаются только розги, каторга или тяжелая солдатская служба. Этот контраст заставлял поповичей массово уходить в радикальную оппозицию. Семинарии на рубеже XIX и XX веков превратились в очаги революционной пропаганды.

— Для человека из семьи священника органична идея служения и жертвы, — говорит Павел Кудюкин. — И эти ценности легко переносились из контекста служения Богу и превращались в идею служения народу. Или в идею долга перед народом, необходимости искупить вину перед ним.

«Русский интеллигент еще с дворянских времен эту вину всегда на себе испытывал. Была дворянская вина — по отношению к мужику», — рассуждал об этом наследии Лев Рубинштейн в 2023 году. «Интеллигентский комплекс» пережил царизм, коммунистический режим и дожил до наших дней. Немудрено: главным «сословным» достоянием интеллигенции стала созданная ею великая русская культура, чуть больше чем полностью построенная на этих ценностях и идеях.

Чисто русское понятие?

«Интеллигент — чисто русское понятие», — говорил Рубинштейн. Представление о национальной исключительности интеллигенции стало важной частью ее социальной идентичности.

— Эти представления базируются на плохом знании других интеллигенций, — комментирует доктор исторических наук и главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Шубин. — Общего гораздо больше, чем отличий. Экзальтированный политизированный интеллектуал проявил себя во французских революциях раньше появления наших революционных разночинцев. Сравним хотя бы наших шестидесятников, которых часто рассматривают в качестве камертона интеллигенции, с более радикальными шестидесятниками на Западе. Становится понятно, что «миссии» генерирует не только наша, но и другие интеллигенции. Или, скажем, сегодняшние либеральные круги на Западе. Они не называют себя интеллигенцией, но у них есть все признаки, которые часто относят к признакам российской интеллигенции: этический кодекс, даже нетерпимость, то, что у нас называют нерукопожатностью, гражданское неравнодушие, стремление вмешиваться в события общественной жизни и международной ситуации.

В западном мире образование долго оставалось связано с социальными привилегиями. Голодных и злых людей с университетским образованием было значительно меньше: более гибкая и динамичная экономика впитывала их, превращая в социальную базу сложившегося порядка. Об этом рассуждал итальянский философ Антонио Грамши. С его точки зрения, в западном обществе существует несколько типов интеллигенции. «Традиционные интеллектуалы» заняты обоснованием и укреплением социального status quo. Грамши называет их «наемными работниками умственного труда на службе правящего класса». Им противостоят «органические интеллектуалы», выдвигаемые другими социальными силами. Свои «органические интеллектуалы» есть у крестьян, рабочих, мигрантов. Это люди, защищающие интересы породившей их среды и представляющие ее перед остальным обществом. В 1930-е годы Грамши писал, что появляются «новые интеллектуалы», способные абстрагироваться от породившей их социальной среды и сформулировать для всего общества критический взгляд на условия его существования, а также предложить программу радикальных реформ. По существу, «новые интеллектуалы» Антонио Грамши почти точно соответствуют идентичности русской интеллигенции.

— Если взглянуть на интеллигенцию с социологической точки зрения, окажется, что в любой момент истории она состоит из нескольких массовых субкультур, — рассказывает Александр Шубин. — Каждая со своими представлениями о чести. Достоевский с одной стороны и Белинский с другой. Либералы и почвенники. На Западе похожая палитра. Есть те, кто говорит «неинтеллигентно любить власть», и те, кто возражает: «Под видом критики власти вы предаете свой народ». И при этом неоконы и почвенники имеют свои претензии к власти. Они могут ненавидеть друг друга, но их роднит то, что они идейно мотивированы сильнее, чем социально-экономически. Недовольство оплатой может играть свою роль в настроениях интеллигента. Но его взгляды важнее — и вот дочь генерала уходит в народники, а сын состоятельного западного буржуа — в коммунисты.

Доступность образования, радикально возросшая за ХХ век, привела к тому, что оно перестало быть маркером социальных привилегий. «Традиционные интеллектуалы» потеряли свое культурное превосходство. Но массовая интеллигенция «пролетаризировалась», а ее уровень жизни перестал отличаться от уровня жизни большинства.

— Может быть, Россия оказалась первой страной, в которой возник феномен интеллигенции не просто как «интеллектуалов», а как группы со специфическим мировоззрением, этикой и поведением, — соглашается Павел Кудюкин. — Но она не осталась уникальной. Еще в 1930-х литературовед Дмитрий Святополк-Мирский написал книгу «Интеллидженсиа», в которой рассказывал, как британский интеллектуальный класс становится похож на традиционную русскую интеллигенцию в результате пролетаризации и даже люмпенизации интеллектуалов. Выяснилось, что потеря социальных привилегий приводит к одним и тем же результатам. Мы и сегодня можем видеть знакомые процессы, например в странах третьего мира. Там люди с образованием не могут встроиться в отсталую экономическую структуру и быстро радикализируются. Пресловутую «арабскую весну» во многом сделали именно такие люди. Так что русский феномен стал воспроизводиться по всему миру.

Креаклы — это тоже интеллигенция?

В 2005 году вышла книга американского экономиста и социолога Ричарда Флориды, который предложил новый термин — «креативный класс». Он обратил внимание на статистическое совпадение: чем больше концентрация образованных людей в городе или регионе, тем он экономически успешнее. Новый термин пошел в тираж. Часто его используют для того, чтобы подчеркнуть: на смену интеллигенции пришла новая социальная общность. Высшая школа экономики в 2023-м даже провела социологическое исследование российского креативного класса.

Проблема концепции Флориды в том, что она фокусируется только на количественных параметрах и внешних проявлениях креаклов — разнообразии идентичностей и образов жизни. Но игнорирует новизну социальной ситуации.

— Интеллигенция — это креативный класс индустриального общества, — рассуждает Александр Шубин, который известен как один из первых теоретиков постиндустриального общества в России. — В постиндустриальном обществе творческие функции будут играть качественно бóльшую роль, освободившись от управления со стороны чиновничества и капитала. Интеллигенция страдает от того, что она создает проекты нового, но бессильна сама это реализовать, будь то чертеж моста или идея социального преобразования. Даже для публикации статьи и книги в середине ХХ века нужно было годами дожидаться решения начальника об отправке в типографию. А постиндустриальные возможности подразумевают, например, возможность широчайшей публикации без использования типографии или институциональных медиа. Пока такая возможность есть прежде всего в сфере текстов, образов и программ. Но создавать и обмениваться едой или одеждой подобным образом мы еще только начинаем учиться по мере распространения, скажем, 3D-принтеров. У каждой эпохи — свой креативный класс. У индустриального — интеллигенция. Поэтому не стоит противопоставлять интеллигенцию и креативный класс. В будущем постиндустриальном обществе будет другой креативный класс, который я называю информалиатом, способный самостоятельно воплощать в жизнь результаты своего творчества. Но пока интеллигенция сохраняется как креативный класс современного общества.

Это проявляется даже на уровне социального поведения. Именно образованные люди остаются в России наиболее оппозиционно настроенной частью общества. Именно они больше всего участвуют в волонтерских инициативах и благотворительности, реализуя одну из наиболее устойчивых интеллигентских стратегий — теорию малых дел.

— Даже в своей преподавательской работе я вижу, что среди студентов много тех, кто культивирует представления об общественном благе, — говорит Кудюкин. — Это те самые креаклы, которые выходили на Болотную площадь, на все протесты последних лет. Сейчас они ставили подписи за Надеждина. То есть все в порядке: русская интеллигенция жива и, несмотря ни на что, воспроизводит свой 200-летний этос. Не стоит этому удивляться, к разночинскому поведению ее толкает житейский опыт. Основная часть людей умственного труда не просто пролетаризуется, но даже прекаризуется. Возьмем вузовских преподавателей. Вроде элитная профессиональная группа. Но в то же время 98% из них работают по срочным договорам. Очень развита частичная занятость. Количество ставок в вузах с 2013 года сократилось на 44%. И это социальное давление, конечно, настраивает людей на критический лад, как это было и в XIX веке. Можно сказать, что интеллигенция не только никуда не делась, но даже медленно возвращается к своим корням.

Фото: кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»