Найти тему
Meduznik

«Я тебя никогда не услышу…» Актуальные вопросы психоэмоционального развития и социальной реабилитации детей с нарушением слуха.

Серьезной проблемой конца XX – начала XXI века стал рост детей с ограниченными возможностями здоровья. Большую долю в этой социальной группе занимают дети с нарушением слуха. Психическое недоразвитие детей с данной патологией свидетельствует о высоком значении нормального слуха в гармоничном развитии ребенка, которое сопровождается формированием всех познавательных процессов, развитием эмоционально-чувствительной сферы, личностных характеристик индивида. Наиболее ярко это проявляется у детей с глухотой и тяжелой степенью тугоухости. В данной статье будут рассмотрены основные направления социальной реабилитации детей с нарушением слуха и особенности их психоэмоционального развития.
Серьезной проблемой конца XX – начала XXI века стал рост детей с ограниченными возможностями здоровья. Большую долю в этой социальной группе занимают дети с нарушением слуха. Психическое недоразвитие детей с данной патологией свидетельствует о высоком значении нормального слуха в гармоничном развитии ребенка, которое сопровождается формированием всех познавательных процессов, развитием эмоционально-чувствительной сферы, личностных характеристик индивида. Наиболее ярко это проявляется у детей с глухотой и тяжелой степенью тугоухости. В данной статье будут рассмотрены основные направления социальной реабилитации детей с нарушением слуха и особенности их психоэмоционального развития.

Согласно современной статистике в мире за последние два десятилетия число детей, рождающиеся с различными дефектами развития увеличивается. В настоящее время доля таких детей среди всех новорожденных составляет около 6-9% [1].

Одной из первостепенных задач всестороннего развития детей с особенностями психофизического развития является их социальная адаптация с целью успешного интегрирования в окружающее общество. Выполнение данной задачи имеет большое значение и по отношению к детям, развивающихся в условиях слуховой депривации. Сегодня большое количество детей страдает проблемой развития слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения около 32 миллионов детей страдают различными нарушениями слуха, в России количество таких детей составляет около 1 миллиона человек. По многочисленным прогнозам, число таких детей может достигнуть отметки в 1,2–1,5 миллиона человек [2].

Нарушение слуха – это частичное или полное снижение способности понимать и обнаруживать звуки. В следствии дефекта слуха (глухоты, тугоухости) ребенку сложно воспринимать речь. Причем, оба эти дефекта он может либо приобрести в течении жизни, либо родиться с одним из них.

Имеются 3 основных механизма данного нарушения:

1. Положение о структуре дефекта.

-Первичный дефект – это нарушение слухового восприятия (понимание информации);

-Вторичный дефект имеет социальную природу, то есть речь не может сформироваться спонтанно, а только в особых социальных и коррекционных условиях;

-Третичный дефект наблюдается при нарушении словесно-логического мышления, произвольности, воли и проявлений эмоций ребенка, затруднение коммуникации, отставание на 2- 3 года в развитии. Но, если речь имеется, то, третичное отклонение не проявляется;

-Четвертичное отклонение наблюдается в виде деформации в личностной сфере (формирование мотивации, целеустремленности, любознательности и так далее).

2. Положения компенсации дефекта:

1) Внутрисистемная компенсация – восстановление нарушенной функции за счет остаточной возможности, поврежденной системы, например, слуховое внимание;

2) Межсистемная компенсация – предполагает восстановление нарушенной функции «обходным путем». За счет возможностей другой сохранной системы, например, чтение с губ.

Не секрет, что проблема нарушений слуха является одной из основных в дефектологии. И для правильной постановки диагноза и дальнейшего лечения следует выявить первопричину возникновения этого дефекта, учитывая при этом индивидуальные особенности развития пациента в интеллектуальном, психоэмоциональном и эмоционально-волевом плане, а также возможности прогнозирования альтернативного образования и проведения необходимых работ по устранению данной проблемы.

В развитии, а также формировании эмоциональной сферы детей с проблемами слуха, имеют влияние определенные негативные факторы. Отсутствие возможности у ребенка общаться с людьми, в следствии глухоты, вызывают в будущем проблемы с адаптацией в окружающем мире и отсутствие опыта построения межличностных отношений. Неслышащим детям практически недоступно восприятие музыки, которое как доказано, позитивно влияет на сферу социализации [2].

Важно понимать, что существует ряд факторов, которые оказывают положительный эффект на дальнейшее развитие детей с нарушениями слуха, например:

- более широкий спектр мимики;

- интерес к эмоциональной стороне жизни;

- новые движения и жесты;

- овладение новыми видами деятельности.

В ходе развития эмоциональной сферы у детей с проблемами слуха участвуют те же составляющие развития, что и у здоровых детей. На первом году жизни у ребенка начинают формироваться и развиваться эмоции, однако они зависят от ситуации, с которыми он сталкивается и трансформируются в зависимости от его роста. Постепенно эмоции разрастаются, трансформируются, подпитываются музыкой, искусством, коммуникациями. К таким ситуативным проявлениям эмоциональных состояний можно отнести симпатию по отношению к близкому, знакомому человеку, которая основывается на основе предыдущего приятного опыта и спектра эмоций. В данное время, учитывая трансформационные сдвиги в медицине, науке и технике можно получить самые точные результаты исследований эмоциональной сферы, а особенно детей с различными отклонениями здоровья, такими как дефекты слуха. Общая теория эмоций, разработанная не так давно, значительно помогает в решении этих вопросов.

Кохлеарный имплант
Кохлеарный имплант

У детей с проблемами и нарушениями слуха значительно затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников, иными словами процесс социализации у них проходит намного сложнее. Однако отсутствие слуха выражается в развитии сенсорной стороны восприятия, а именно попытках приблизиться, погладить по руке или по голове, обнять понравившегося товарища и т.д. Такие действия со стороны ребенка с проблемами слуха очень часто не воспринимаются «нормальными» детьми и не расцениваются, как проявление эмоций, что в свою очередь затрудняет процесс общения и взаимопонимания. В начале пребывания в новых социальных условиях (например, детский сад) дети не оказывают поддержку друзьям, не выражают сочувствия друг к другу, а наоборот стараются ограничить себя от общения с «особенными» детьми. Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатели используют прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешают обиженного, демонстрируют свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему. Ключевую роль в практике развития эмоциональной и чувственной сферы играет процесс понимания эмоционального фона других людей, умение сопоставлять эмоции и манеру поведения.

У детей даже небольшие нарушения слуха приводят к вторичным нарушениям развития не только понимания речи и собственной речи, но также навыков общения, мышления, эмоционально-волевых качеств. Поэтому все эти дети нуждаются в длительной психолого-педагогической помощи при использовании любых медицинских и технических методов реабилитации. Эту работу проводят сурдопедагоги, логопеды и психологи, социальные педагоги. При выявлении у ребенка нарушений слуха в раннем возрасте занятия с сурдопедагогом по развитию речи и других навыков должны начаться немедленно.

Слуховой аппарат
Слуховой аппарат

Реабилитация тугоухих и глухих детей включает:

- Развитие навыков общения – способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения;

-Развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью СА (слуховой аппарат), КИ (кохлеарная имплантация) – способности обнаруживать, различать и опознавать неречевые звуковые образы и акустические данные разных речевых сигналов (дифференциальных признаков фонем и самих фонем, слогов, слов, фраз); формирование «базы» слуховых образов этих сигналов в памяти; развитие слухового внимания и слухоречевой памяти;

- Различие языковой системы – овладение значением множества слов (лексика), их звуковым составом (фонетика), правилами изменения (морфология) и соединения слов в предложении (синтаксис), правилами использования языковых средств для общения (прагматика);

- Развитие устной речи – умения порождать и развивать замысел высказывания, преобразовать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц, а также формировать в памяти необходимую для этого информацию (о значении слов; правилах их изменения и соединения в предложении; правилах их употребления в речи; двигательных программах артикуляторных органов, которые обеспечивают генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками);

- Развитие мышления, других психических функций (памяти, внимания, эмоционально-волевых процессов), социальных и двигательных (крупная и мелкая моторика) навыков;

- Социальную адаптацию, обучение и воспитание ребенка.

Важную часть реабилитации детей с нарушением слуха составляет психологическая поддержка родителей и других членов семьи. Современный подход к реабилитации детей с нарушенным слухом является семейно-центрированным. Сурдопедагог при этом не только занимается с ребенком, главное, он должен поддержать родителей в их уверенности, что они могут научиться общаться и понимать своего ребенка, научить родителей и близких ребенка развивать у него разные навыки в домашних условиях, в том числе используя для этого различные бытовые ситуации – кормление, уборку, умывание, одевание, игру и прочее, так же, как это делают родители нормальнослышащих детей. Многие отечественные и зарубежные сурдопедагоги (П. Губерина, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская), уделяли большое внимание воспитанию глухих детей в семье и обучению родителей. Современные СА и КИ в сочетании с ранним слухопротезированием значительно увеличивает роль родителей и близких ребенка в развитии у него речи, возможностях его обучения и социализации. Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Но порой существует такая проблема, когда семья бывает отстранена от процесса воспитания. Дети находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья. Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе [3].

Жестовая речь
Жестовая речь

Психолого-педагогическая помощь детям с нарушенным слухом оказывается в региональных центрах слуха и речи, реабилитационных центрах, образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом – коррекционных детских садах, школах для глухих (школа I вида) и слабослышащих (школа II вида) детей, медико-психологических консультациях.

У детей, особенно раннего возраста, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано, поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях.

Дети с небольшими и средними потерями слуха, благодаря появлению современных мощных слуховых аппаратов, даже с III и IV степенью тугоухости при правильной реабилитационной работе научатся понимать речь и говорить. Они посещают школы для слабослышащих, многие учатся в логопедических и массовых детских садах, общеобразовательных школах.

Глухие дети, а также дети с IV и даже III степенью тугоухости, если они не носили слуховые аппараты и с ними не занимались развитием речи с раннего возраста, не могут научиться понимать речь и говорить. Они используют для общения жестовую и дактильную формы речи, учатся в школах для глухих детей.

Часть детей с КИ нуждаются в обучении в коррекционных школах. Следовательно, кохлеарная и стволомозговая слуховая имплантации являются современными методами реабилитации глухих детей и взрослых, состоящими из трех компонентов – медицинского, технического и психолого-педагогического.

Оба метода включают три этапа:

1) Диагностическое обследование и отбор пациентов на операцию;

2) Хирургическая операция введение носителя электродов и улитку или кохлеарные ядра мозга;

3) Послеоперационная слухоречевая реабилитация [4,5].

Заключение

Таким образом, даже самые минимальные нарушения слуха оказывают негативное влияние на психофизическое развитие ребенка. Линии развития глухих и слабослышащих детей в основном совпадают. У таких детей задерживается развитие локомоторных и статических функций, что приводит как к более позднему овладению основными двигательными функциями, так и к снижению их качественного состояния. Целенаправленная коррекционно-педагогическая помощь ребенку, развивающегося в условиях слуховой депривации, помогает достичь ему достаточно высоких позитивных результатов. Одним из вариантов такой помощи является включение ребенка с нарушением слуха в ситуацию плотной слухоречевой среды. Появление медико-социально-педагогических методов реабилитации глухих детей требует расширения знаний в смежных областях, связанных с их реабилитацией, а также умения специалистов разного профиля взаимодействовать друг с другом.

Список литературы:

1. Таалайбеков, Н. Т. Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития и использование современных технологий в реабилитации / Н. Т. Таалайбеков, А. М. Ешиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25592/ (дата обращения: 25.10.2023).

2. Неретина, Т.Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России / Т.Г. Неретина, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова. // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2018. – Т. 2, № 2. – С. 14-23.

3. Симкин, М.Л. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / М.Л. Симкин, И.А. Мальцева. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – Т. 4, № 1 (13). – С. 38-46.

4. Обухова, Т. И. Слухоречевая реабилитация детей с нарушением слуха как важное условие их социальной интеграции в общество / Т. И. Обухова // Коррекционно-педагогическое образование. — 2019. — № 4. — С. 5-19.

5. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. – Текст: электронный // Тоша & Со. – URL: https://www.tosha.ru/info/articles/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha/ (дата обращения: 06.10.2023).

Главная — Необычный интерактивный музей «В Тишине»