Найти в Дзене
Meduznik

Ограниченные возможности здоровья. Слабовидящие дети. Особенности адаптации к реальной жизни.

Что такое ограниченные возможности здоровья?
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Сегодня общей тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его индивидов. По данным Всемирной организации здравоохранения число детей с ОВЗ в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % − с недостатками интеллекта). Ограниченные возможности здоровья. Слабовидящи
В статье рассмотрены особенности развития детей с нарушениями зрения, их адаптация к жизни, а также методы психолого-педагогической поддержки. Слабовидящие дети испытывают сложности в организации своего поведения, учебы, коммуникации, связанные с особенностями их развития и наличием соматических заболеваний. Такие дети могут и должны учиться в соответствии со специально разработанными программами, при помощи подготовленных педагогов.
В статье рассмотрены особенности развития детей с нарушениями зрения, их адаптация к жизни, а также методы психолого-педагогической поддержки. Слабовидящие дети испытывают сложности в организации своего поведения, учебы, коммуникации, связанные с особенностями их развития и наличием соматических заболеваний. Такие дети могут и должны учиться в соответствии со специально разработанными программами, при помощи подготовленных педагогов.

Что такое ограниченные возможности здоровья?
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Сегодня общей тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его индивидов. По данным Всемирной организации здравоохранения число детей с ОВЗ в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % − с недостатками интеллекта).

Ограниченные возможности здоровья. Слабовидящие.
Слабовидящие - это лица со значительным снижением зрения (острота зрения на лучше видящем глазу с использованием очков находится в пределах от 0,05 до 0,3 диоптрий) либо с нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. Кроме снижения остроты зрения слабовидяшие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Нарушения зрения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Зрительный анализатор – это ведущий анализатор, однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным.

Восприятие мира слабовидящими детьми

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение.

Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому необходимо отметить три характерные особенности:

1. Общее отставание развития ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития.

2. Периоды развития слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий ребенок не выработает способов компенсации нарушения зрения, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны, и ребенок будет развиваться медленнее.

3. Диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (овладение пространством, движения, моторика). Такая неравномерность развития ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.

Социальная зрелость ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Прикасаясь к предметам, слабовидящий ребенок воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, температуру, вес, плотность, форму и т. д.

В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Имеются также недостатки в речевых средствах межличностного общения (в культурной устной речи, в общении «лицом к лицу», в плавности речи, в связи между речевыми и неречевыми средствами).

Нарушение зрительного анализатора обуславливает вторичные отклонения: нарушение осанки, сутулость, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быструю утомляемость.

-2

Особенности адаптации слабовидящих детей

Для успешного инклюзивного обучения педагогу необходимо использовать специальные техники, методики и приемы обучения, разработанные специально для детей с нарушениями зрения.

Обязательными условиями, обеспечивающими максимальную реализацию образовательных потребностей слабовидящего школьника, являются:

– создание адекватной особенностям психофизического развития слабовидящих учащихся образовательной среды (организация рабочего места в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося и др.);

– использование адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности обучения и воспитания слабовидящих учащихся;

– введение в структуру урока специальных пропедевтических этапов, подготавливающих слабовидящего к усвоению учебного материала;

– снижение темпа работы, увеличение времени на выполнение заданий

– введения усиленного педагогического контроля и руководства;

– многократное повторение материала и разнообразное его закрепление с опорой на практические аспекты применения знаний и использование их в новых нестандартных ситуациях;

– использование специальных дидактических материалов;

– соблюдение офтальмо-гигиенических рекомендаций.

Кроме того, важно формировать толерантное отношение к детям с нарушениями зрения у нормально развивающихся сверстников.

-3

Проекты для слабовидящих

Специально для слабовидящих детей реализуется масса проектов, цель которых расширение возможностей для интеграции детей-инвалидов по зрению в современное общество через создание благоприятных условий для психофизиологической и социальной реабилитации.

Проект поддержки слабовидящих и слепых детей «Помоги мне сделать это самому» нацелен на реализацию авторской программы психофизиологической коррекции "Дефиле" для слепых и слабовидящих детей челябинских офтальмопсихологов О.М. Бабайловой и Ю.С. Коликовой. Суть этой программы заключается в психофизиологической коррекции слабовидящих и слепых детей.

Социальный проект для незрячих и слабовидящих «Вижу город» направлен на создание условий для реабилитации и вовлечения в активную социальную жизнь инвалидов по зрению. Проект включает создание тактильных 3D макетов архитектурных объектов главной исторической улицы города Саратова - проспекта Кирова, проведение адаптированных экскурсий, которые ориентированы на особые информационные потребности незрячих и слабовидящих людей.

-4

Список литературы:

1. Виняркина Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого- педагогической поддержки в начальной школе. Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». Педагогические науки. №1, 2018. С.1-10.

2.Яблочкина Г.А. Психологические особенности детей с ОВЗ. Дефектология Проф. 2021

3. Савченко, Е. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей совместно со зрячими детьми. Инклюзия в образовании / Е. Н. Савченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100123/ (дата обращения: 05.09.2023).

4. Глущенко А.Ф. Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования. Пермский педагогический журнал - № 7- 2015. С.65-69.

5. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения. Педагогические науки- 2016. С.80-83.

6. Rathore K, Rao D, Kumar P, Masih U. Evaluation of a specially-designed educational and interventional programme on institutionalized visually impaired children: A prospective interventional study. Spec Care Dentist. 2021 Nov;41(6):716-726. doi: 10.1111/scd.12622. Epub 2021 Jul 3. PMID: 34216040